Можно ли здесь искать ответы?
13 марта 2017 Ахилла
Валентина Акишина
«Ахилла» — очень интересный проект и, наверно, необходимый.
«Этот проект для тех, кто „уязвлен“, кому не все равно. Для тех, кто ценит свободу, прямоту, не боится авторитетов, готов задавать непочтительные вопросы и искать на них ответы» — это как раз для меня. Я с интересом читаю размещённые здесь материалы, но соглашаюсь далеко не со всем, что здесь публикуется. Главным образом потому, что авторитетов-то я не боюсь, но уважаю их.
Я чувствую, что многообразие мнений в Церкви существовать не может, хотя это и заманчиво для тех, кто на все вопросы всегда стремится найти ответы самостоятельно. В искусстве – да, но не в Церкви. Ответы почти всегда уже есть – в Евангелии, в Посланиях апостолов, в творениях некоторых святых. Я не уверена в том, что мы самостоятельно сможем найти правильные ответы на свои сомнения и вопросы. Или нам их подскажет кто-то из тех, кто пишет здесь. Вот в этом мои сомнения – можно ли здесь искать ответы? Ведь все мы просто люди, причём люди сомневающиеся и ищущие, но ещё не нашедшие чего-то очень важного для себя.
Видимо, поэтому православие основано не столько на Благой вести, сколько на решениях семи Вселенских соборов. Только так можно было выработать какое-то единое отношение к нашей вере. В противном случае она бы не сохранилась в единстве, её бы растаскали по «мнениям», а Благую весть истолковывали бы кто во что горазд.
Я не претендую на публикацию, а просто хочу выразить недоумение. Прочитала «Уйти из Матрицы» анонимного автора.
Автор много читал, в том числе он перечисляет Дидахе, Послание к Диогнету, Октавий, Пастырь Ермы, Послания Варнавы, Климента. Но чуть ранее пишет: «А буквализм понимания Евхаристии породил обыкновенный магизм, который вместо принятия Христа (Его слов и креста) предлагает просто Его съесть. Христос же говорил о духе (Иоанн 6: 63).
1) «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63).
Но вот Дидахэ, гл. IX:
«Что касается Евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки!
Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которые Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб быв рассеян по холмам и, будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки.
Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам».
Здесь говорится о конкретной Евхаристии, о конкретной чаше и о конкретном преломляемом хлебе. Именно их и животворит дух, плоть при этом «не пользует нимало». Никто не предлагает „просто съесть Христа“, как пишет автор. И далее в IX гл. сказано: «Никто же да не ест и не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне; ибо об этом сказал Господь: не давайте святыни псам». То есть от Евхаристии могут есть и пить только крещёные. Если бы под Евхаристией понимались не хлеб и вино, превращённые духом в Тело и Кровь Христову, а просто Его слова и крест, то не было бы добавлено: „не давайте святыни псам“, потому что слова Христа проповедуются всем, а не только крещёным.
И если автор не признаёт истинность Тела и Крови Христа, считая это обыкновенным магизмом, то зачем тогда ему задаваться вопросом «как часто причащаться»?
Как известно, Евхаристия была установлена самим Иисусом Христом. Если это обыкновенный магизм, то как относиться к этим словам Христа: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»? (Мф. 26:26–28)
2) Автор пишет: «Честность, порядочность — плод Духа. А что есть эфемерная „благость“?»
Открываем словарь и читаем: Благость – любовь и милосердие, добродетель, плод Духа Святого (Еф 5.9; Гал 5.22).
Благость – от слова „благо“. А благо – это всё хорошее, доброе, полезное; добро, польза, счастье, благополучие.
Ничего эфемерного в этом слове нет. Во всяком случае, оно не более эфемерно, чем слова „честность и порядочность“.
Вот я о чём думаю. Читая «Ахиллу», многие могут соблазниться. Христос говорил: «…а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит»(Мф. 18:6–7).
Ещё несколько лет назад и я восхищалась поступком А. Кураева, считая этот поступок, как и Светлана Жигимонт, правильным шагом.
Но постепенно поняла, что поступок его был в чём-то своего рода отмщением тем, кто отодвинул его от того места, где ранее ему было очень комфортно. Меня уже тогда коробила его скандальная и провокационная деятельность в СМИ. И всё его дальнейшее «творчество» связано только с тем, как бы разоблачать всё больше и больше, подмечать всё больше недостатков в МП, собирать всякие мелочи вроде того, в каких именно ботинках был Патриарх в том или ином случае…
Это стало мне отвратительно, и я поняла, что ничего серьёзного больше из-под его пера не выйдет, т.к. он одержим одной идеей: как можно больше гадостей вылить на головы верхушки МП, ну и заодно на наши тоже. А ведь как интересно писал! Я много его публикаций читала, восхищалась его эрудицией. Но всё это в прошлом.
Зачем я пишу? Мне самой трудно правильно сформулировать ответ. А в общем, так: я рада появлению «Ахиллы» и регулярно читаю все материалы. С другой стороны, у меня чувство настороженности: на пользу ли эти публикации? Чем они помогут людям, простым верующим, у которых вопросов тоже достаточно? Не превратится ли «Ахилла» в подобие блога Кураева, где только грязь и негатив?
Возможно, свои мысли я формулирую коряво, но думаю, что авторам проекта интересно любое мнение. Поэтому простите меня, если я слишком утомила вас.