Об истинной благотворительности

3 апреля 2018 священник Олег Горбовский

В наше время существует огромное количество благотворительных проектов и отдельных акций, направленных на поддержание нуждающихся. Не буду говорить о светской благотворительности, поговорю о благотворительности церковной. Благотворительность, в том виде, в каком она сейчас функционирует, оставляет желать лучшего. Лично мне очень не нравится, когда везде приплетают шапку «по благословению» священноначалия якобы вся благотворительность должна функционировать с разрешения владык, иначе она может извратиться. Если есть это условное благословение значит «наше дело правое»?

Когда отчеты с поездок нашей волонтерской команды начали размещать на сайте Киевской митрополии, сайте УПЦ, я начал писать по шапке «с благословения Блаженнейшего», так как просто поехать «это не то». Мне, конечно, нравился мой прежний формат: первая заметка, которую я разместил, последующие заметки, которые я писал в стол (для себя). Я задавался вопросом: почему такое пристальное внимание к внешнему «благословению», ведь я собирал команду и не спрашивал «благословения»? Может,  ответ лежит на поверхности, но я его пока не нахожу. Странно, но смысл самой благотворительности подчас уходит от нас. Правильная благотворительность, должна исходить из любящих сердец, готовых на то, чтобы «положить жизнь свою за друзей», благотворительность из-под палки оканчивается, даже не начавшись. Благотворительность – это когда ты чем-то жертвуешь, она предполагает сердечное усилие, милосердие, сострадание, сопереживание, в противном случае ты просто достаешь где-то средства и направляешь их тем, кто в них нуждается, или тебе их предоставляют и ставят «благотворительные задачи».

Благотворительный пиар ни к чему, ты делаешь это для себя, потому что иначе не можешь, как помогать обездоленным. В благотворительности, не раз в этом удостоверился, сторона, которая больше всего получает, это сторона благотворителя, того, который дает. Если ты на что-то рассчитываешь в результате такой «благотворительности» (с далеко идущими целями для себя), она перестает быть благотворительностью в высшем значении этого слова, теряет всякий смысл. Человек, у которого «болит сердце», и он в таком состоянии принимает участие в благотворительной миссии, очень много берет для себя, он уже не может стать тем, кем был раньше до этого опыта. Это чувство невозможно передать, но я попробую: «ты истощил себя, чувствуешь в себе мир и понимаешь, что мог дать больше этим людям».

Когда ты с сердцем участвуешь в благотворительности, ты представляешь людей, которым имеешь потребность послужить, как своих родных. Ты не просто забрасываешь шмотками каких-то сирот, или кормишь их, или еще чего. Ты делаешь для них все, как будто это твоя единственная сестренка или братик, или еще пока живые отец-мать, твои детишки («кровинушки»).

Видел я детей, от которых отказались родители, дедушек и бабушек, которых некому досмотреть до смерти, не просто видел, а «вел» их: посещал, интересовался, старался войти в их положение, и понимал, что церковь должна принимать участие в их жизни. Попиариться, что твой приход на Преображение отвез кому-то яблоки (которые оставили люди, пришедшие на праздник) или дать какую-то статистику это одно, а другое – что за этим стоит. Стоять за этим может банальная показуха, а может — «кровь и пот» людей Божьих. И вот это второе (что за этим стоит) и есть самое главное, через это благотворительность становится настоящей или же остается на низменных ступенях людских страстей. Если мы будем видеть в других людях потребность помощи нуждающимся и будем их поддерживать, то церковь сможет еще стать тихим пристанищем обездоленных.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31-46).