Лощеная духовность
23 апреля 2018 Алексей Плужников
Зашел на днях в книжный магазин «Пиотровский» в Ельцин-центре Екатеринбурга. Попалась на полке толстая книжка в глянцевой суперобложке: «Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. Дневники» (М., Издательство «Э» (ЭКСМО), 2018. Выходил этот сборник в ЭКСМО и годом раньше). Сборник с названием «Мысли христианина», составленный по трудам прот. Иоанна Сергиева, уже выходил в свет при его жизни — в 1903, 1905 гг. Но свежее издание явно расширено, так как там есть тексты из дневников последних лет жизни «всероссийского пастыря».
На книге не заметил разрешения от Издательского совета РПЦ, видимо, книгу не предполагают распространять среди православной аудитории на приходах.
Полистал. Помимо проповедей, «слов» Иоанна Кронштадтского, есть выдержки из дневников, в основном разбитые по тематике: «О Таинстве Тела и Крови», «О милости Божией Матери», «О Промысле» и т.п., то есть чисто духовное, не придерешься.
«Дневники» взяты странной выборкой: из дневников 1856-58 гг. — самых ранних, и 1904-07, 1908 гг. — самых последних.
Разумеется, в этих дневниках практически нет ничего того, что мы публиковали на страницах «Ахиллы» и что вошло в наш, ахилловский, сборник «Иоанн Кронштадтский: святой и человек». Кстати, те «перлы», которые мы включили в наш сборник (чуть менее ста страниц) — это лишь малая часть бесконечно повторяющихся откровений батюшки Иоанна о своем столе, стуле, родне, деньгах, члене (извините) и избитых нищих. Если бы мы решили собрать все такие записи из девятнадцатитомного собрания дневников, которые охватывают период с 1859 по 1876 гг., то есть записи священника Ивана Ильича Сергиева в возрасте от 30 до 47 лет, то, поверьте, наш сборник был бы страниц на пятьсот точно. Все это, опускаемое в «благочестивых» сборниках изречений отца Иоанна, не был чем-то случайным, из ряда вон выходящим — мысли последнего периода жизни уже престарелого знаменитого протоиерея-чудотворца мало чем отличаются от его же взглядов раннего времени.
И в упомянутой выше книге современного светского издания практически невозможно найти ничего «неподобающего» облику великого святого. Редко-редко, вскользь, может мелькнуть строчка из дневника, что Иоанн «ударил по лицу» кого-то (читателю представится, что это было один раз — ну, с кем не бывает в минутном раздражении) или как он туманно упрекает себя за чревоугодие. Но эти крохотные вкрапления тонут среди пространных и пафосных рассуждений, очень ревностных. И эта горячность не случайна — не будем забывать про «золотуху»…
Вот маленький штрих, пример, как продолжает лепиться лубочный, фальшивый образ «святого праведного» — и делается это по-деловому, светским издательством, ищущим пользы не духовной, а чисто материальной.
Сборник для благочестивого назидания, да. В котором читатель в очередной раз потонет в духовных облаках, осознает свое ничтожество, с сокрушением отметит, как его мелочные бытовые мысли далеки от глубины духа батюшки Иоанна… И вновь пойдет наш православный (или только задумывающийся о духовном пути) индивид держать свой ум во аде, желудок — в типиконе, а жизнь — в послушании и доверчивости.
Но жизнь — не проповедь. Жизнь — не марш добродетелей, как и не бездна беспрерывного грехопадения. Жизнь — это просто жизнь, в которой намешано всякого. У кого-то из этой мешанины получается салат оливье, у кого-то борщ, ну а у кого-то «собайона, которая делает тебя собакой». Но все-таки, мне кажется, лучше держать свой ум во здравии, а глаза — открытыми, решая самому, чему и кому подражать, а чего и кого избегать. И уклон в духовность бывает даже опаснее уклона «во все тяжкие». Потому что вечна притча про двух сыновей: блудного младшего и «порядочного», благочестивого старшего.
А лощеной духовности — опасайтесь.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: