Цензор, проскомедия Матронушке и батюшка-отмаливатель на православной выставке

8 августа 2018 Алексей Плужников

Предисловие 2018 г.

Недавно мы публиковали зарисовки с православной выставки, которая проходила в Екатеринбурге в «царские дни». Некоторые читатели восклицали: «какая жесть!», а я им говорил, что это они реальной жести не видели — нынче все скучно, а чем дальше вглубь, к началу нулевых-десятых годов XXI века, тем жесть была намного жестче.

У меня со времен ЖЖ остались заметки, касающиеся православных выставок в Волгограде, где я жил и служил до начала 2015 г. Там выставка носила всегда претенциозное название (впрочем, как везде) «Царицын православный — хвали имя Господне!» (Царицын — это изначальное имя Волгограда, если что). Лишь в 2016 г. епархия неожиданно отозвала свое благословение на проведение выставки в городе и запретила участвовать приходам и монастырям в ней, хотя выставка все равно проходила, уже «неблагословленная». Поговаривали, что отзыв благословения случился не по официально озвученной причине (якобы забота о том, чтобы не таскали святыни туда-сюда, не оскверняли их, и для противодействия мошенникам), а из-за меркантильных желаний одного священника, имеющего огромное влияние на митрополита. Но в эту сторону не будем уклоняться.

Я посещал выставки несколько раз, но с выставки 2010 г. у меня остались в основном фотографии, а с выставки 2013 — все фото пропали на скончавшихся Яндекс-фотках, зато осталось чуть больше текста. Публикую эти материалы здесь (с добавлением краткой записи о выставке 2014 г.), чтобы вы могли удостовериться, что жести с каждым годом потихоньку становилось чуть меньше.

Записи из жж

Выставка 2010 г.

Наверно, треть выставки была посвящена самопальным целительным средствам «от всего». Я побеседовал с фирмой — организаторами выставки, они честно сказали, что ни у кого, разумеется, не проверяли наличие сертификатов на лекарственные средства. Эти стенды были особо посещаемы народом.

Книг на выставке практически не было. Лишь в двух-трех местах было то, что с натяжечкой можно назвать книжной торговлей, в основном благодаря Свято-Елисаветинскому монастырю из Минска.

На стенде от Свято-Троицкой лавры выцепил книгу «Божий лекарь» и стал объяснять вредность этой книги. Женщина, ответственная за торговлю, очень удивилась моим словам и стала срочно набирать телефон некоего иеромонаха Тихона с подворья, который у них в издательстве за цензора, чтобы рассказать ему об этой книге и спросить, снять ли ее с продажи. Но до цензора не дозвонились, хотя книгу с продажи убрали «вплоть до распоряжений свыше».

Отдельный стенд занимало гармаевское училище (Волгоградское епархиальное училище православной катехизации и церковной педагогики преподобного Сергия Радонежского под руководством священника Анатолия Гармаева) с книгами своего босса, особенно умилила книга «Правда о Гармаеве», где воспеваются добродетели и ум этого, мягко говоря, неоднозначного деятеля на почве церковного просвещения.

Также целый стенд занимала желтая газетенка фашистско-алармистского толка с царебожническим уклоном «За Русь Святую». Ее в епархии всюду распространяют из-под полы и в тех храмах, где священники предпочитают ни о чем не задумываться. Как говорили мне люди: «После чтения такой газеты жить не хочется, выходить из дома страшно: всюду жидомасоны, убийцы детей, хаос, мрак и план Даллеса вкупе с Бжезинским…» Здесь же продавался диск с «Отроком Вячеславом», но после моего резкого наезда с упоминанием волшебного слова «ЦЕНЗОРРРРР!» — диск тетка убрала, но не факт, что не вынет его через полчаса.

А еще в одном месте, где питерская монахиня продавала всякие мочала, хмелевую закваску и четверговую соль, выцепил брошюрочку, скромно торчащую сбоку: «От покаяния к воскресению России», издательства «Царское дело», 2007 г. Чисто царебожническая книжонка с чином покаяния за цареубийство, с благословением епископов Диомида, Ипполита и еще трех архиереев (якобы). В списке грехов из чина, например, такие:

  • «Не осознавал наследного греха измены царскому роду через преступление Соборной присяги (1613 г., подтвержденной в 1913 г.), т. е. клятвопреступления». Точно, не осознавал…
  • «Признавал останки, захороненные в Петропавловском соборе, царскими».
  • «Признавал нелегитимных претендентов на всероссийский царский священный престол». А то, с утра до вечера так грешу, ага.

Монахиня пыталась сопротивляться, уверяла, что издательство хорошее и такую книжку раньше массово скупали священники зарубежной церкви, но слово «цензор» и тут сыграло свою магическую роль: монахиня сникла, и книжку убрала.

За скромным столиком стоял пресс-секретарь нашей епархии, кандидат философских наук, историк, предлагая епархиальные издания по истории царицынских храмов и вообще истории нашего края, в составлении которых он сам принимал участие. Естественно, никого такая ерунда не интересовала, когда мы с ним беседовали, то с соседнего лотка слышались громкие голоса: «Вот, купите эту иконку! Знаете, какая она СИЛЬНАЯ от колдунов!!!»

Вот, сказал я ему, а ты тут продаешь всякую хрень: ни к больному месту твою книжку не приложить, ни помазаться ею, и чертей не отпугнешь…

(Фото выставки см. после текста)

Выставка 2013 г.

В Волгограде проходит очередная православная выставка. В рекламе выставки предлагалось «окунуться в подлинную духовность». Вот и я решил «окунуться».

Специально поехал «по-мирски», без подрясника, только с фотоаппаратом в руках. Прикинулся «валенком» — так легче с людьми общаться, потому что священника, лезущего с вопросами, будут побаиваться.

Но оказалось, что на выставке боятся не попа в подряснике, а… фотоаппарат в руках. Не успел я сделать пару снимков одного места, арендуемого храмом Матроны Московской, как ко мне подскочил священник с благостной улыбочкой и испуганным взглядом:

— А что это вы делаете? А вы кто? А вы от кого? — стал засыпать меня вопросами. — Вы от епархии? Фотограф?

— Я-то от епархии, но не фотограф, так просто, фотографирую для себя, — успокаиваю отца. Но он продолжает нервничать:

— А что — что-то не так? Чего-то нельзя? Какие-то проблемы? — всячески пытается выведать у меня, заискивающе заглядывая в глаза.

— Да успокойтесь вы! — говорю. — Я просто так, что разволновались?..

Но батя не успокоился: побежал и настучал. Через три метра меня догнала строгая представительница администрации выставочного центра и потребовала представиться, а потом протянула телефон и велела переговорить со священником нашей епархии, ответственным за выставку. Тот довольно нервно стал у меня выяснять, кто я такой (благо, фамилия моя довольно хорошо ему знакома), мол, почему я сказал, что представитель епархии, мол, зачем фотографирую, ибо сие разрешено только по согласованию с администрацией выставки.

Я удивился:

— А что: я — волгоградский священник, цензор епархиального склада, — не имею права фотографировать на ПРАВОСЛАВНОЙ выставке? Тут что-то тайное происходит? Тем более, я проверяю, какая литература продается.

Вроде уладил, но через пять минут ко мне подошли и опять сунули телефон для общения с тем же священником. Как видно, я внес нервозность, потому что отец опять стал у меня допытываться, мол, зачем тебе это надо, а не боюсь ли я проблем с архиереем в случае чего, и точно ли я тут ЧАСТНЫМ образом и фотографирую сугубо для себя?

Пришлось опять объясняться. Вроде отстали, но смотрели на меня очень неприветливо.

Итак, я пошел по выставке.

Книг бездарно мало. По сути, только три более-менее крупных лотка: издательство «Сибирская благозвонница», издательство Московской Патриархии и Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска. Если у двух последних лотков покупателей было мало, то вот около сибиряков толпилось много людей, и это неудивительно. Место выгодное — около входа. Очень бойкая продавщица, которая прекрасно знает свой товар, со вкусом и напористостью предлагает бесчисленные художественные произведения как нынешних православных писак, так и классиков детской зарубежной литературы. Но именно на их лотке лежат книги известного оккультного «православного целителя» Евгения Лебедева и книги Татьяны Грачевой (автора алармистских, анисемитских книг с теориями мирового заговора). Старушки увлеченно листали целительские книжонки. На мою попытку возмутиться, продавщица замахала руками:

— Я ничего не знаю, первый раз слышу! Все вопросы в издательство! — было видно, что я сильно помешал ей, смущая народ.

Большинство тех, кто «работает» на выставке, на самом деле практически ничего не продают, а только собирают деньги на «кирпичики» и на бесчисленные требы, названия которых порой вымораживают: «Требы — Блаженной Матроне». Не Богу, а Матроне. Вообще, судя по выставке, теперь у нас Бог не Троица, а Двоица: Матронушка плюс Лука Симферопольский. Ибо их иконами, книжками, тряпочками «от них» завалена вся выставка.

В одном месте предлагали написать записку на «проскоме́дию».

Подхожу к одному стенду. Лежит книга протоиерея Андрея Дударева из Пушкино, про Есенина. О, думаю, как мило, батюшка увлекается русской литературой… Тут же стоит продавщица и зазывает:

— Подходите, подходите, заказывайте уникальную требу! Наш батюшка отмаливает всех! Больше нигде такого не найдете!

Прикинулся еще разок валенком, подхожу, хлопаю глазами:

— А это чавой у вас?

Она подхватывается объяснять:

— Понимаете, наш батюшка прочитал житие Иоанна Кронштадтского и теперь молится, как и тот! Вы не просто имя свое пишете нам, а конкретно диктуете свою просьбу, мы ее в точности записываем, а батюшка потом за всех перед Чашей вымаливает вас! Нигде такого нет!

И тетрадочка рядом лежит и ручка наготове, а там уже написано немало. Валяю дурку дальше:

— А как это происходит, в какой момент батюшка молится? И долго?

Она:

— Ну, понимаете… вы на литургии-то бываете, причащаетесь? Понимаете, как там что происходит?

— Ну, — говорю, — так, в общих чертах…

— Так вот: батюшка после причастия относит Чашу на жертвенник и там начинает всех вымаливать. Люди уже расходятся, а он все молится и молится…

— Долго молится? — сочувственно говорю.

— Ой да, долго! Нигде такого больше нет! Будете просьбу диктовать?..

(Протоиерей Андрей Дударев — известная личность в Пушкино. Его стараниями в городе установлен памятник Льву Толстому, мемориал героям Великой Отечественной войны. Он восстановил после пожара музей В. Маяковского и является его директором. В свободное от вымаливания время. Два года назад его сняли с настоятельства в храме и оставили рядовым клириком — прим. 2018 г.)

Как водится, половина выставки была посвящена «православно-народному» целительству. Все прилавки завалены травками, притирками, супер-исцелинами и подобным. Разумеется, эта продукция пользовалась повышенным спросом.

Помимо торговли то тут, то там слышались проповеди, которые солидные бородачи в мирском или бабы, закутанные в черное, толкали покупателям. Один бородач расхваливал псевдостарца Иоанникия из Чихачева, раздавал его координаты; кто-то лопотал про Славика, другие искали и находили адреса прочих старцев-молитвенников-отмаливателей… Отовсюду только и лился в уши елей:

— Паааадхадите… сотворите святую милостынююю… закажите молитву… мы помоооооооооолимсииии….

Конечно, на выставке не только дурь была. Некоторые торговали и нормальным товаром. Например, один застенчивый попик торговал панагиями.

Я его спрашиваю:

— И шо, часто у вас панагии покупают?

Он засмущался:

— Нууу, да, один владыка, Ханты-Мансийский, аж 6 штук купил…

Но другие торговали своим медком, как некоторые наши приходы, или приезжие: кто-то кагором с Афона, кто-то кожгалантереей, какие-то мастера своими иконами и резьбой. Но они терялись среди оккультятины и побирушек на «царские престолы».

Выставка 2014 г.

Был сегодня на очередной православной выставке. Откровенной дури, конечно, стало меньше, стали отсеивать явных мошенников, но в целом осталось все как обычно: вечные помины, молебны за все и от всего, именные кирпичики, иконы для целования и отъема денег, суперпуперлекарственные примочки, сретенские свечи и прочая благодать. Зато выставку посещают очень благочестивые люди: они крестятся и кланяются на дверь, выходя из здания выставочного центра…

Работает на выставке стенд «Поговори с батюшкой»: кто из страждущих не смог дойти до одного из сотни приходов в нашем городе, тот может посоветоваться с. монахом моего возраста, даже не в дьяконском сане.

Фото с выставки 2010:

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: