А можно по-Человечески?

17 декабря 2021 Дитрих Липатс

Отчего это у меня тут заглавная буква где не надо? Да от того, что Христос наш Иисус назван Сыном Человеческим. Не сыном человека, заметьте, такого в Евангелиях нет, а именно Человеческим. Это само уже в себе несет уверение, что ничто «человеческое» Спасителю нашему было не чуждо, даже и то, что Ницше описывает в своем «Человеческое, слишком человеческое». Сила того плотника состояла в том, что обнажен в Нем был тот самый потенциал бога, что в каждом из нас изначально Творцом заложен, и крест своего служения нес Иисус достойно. Не было над Ним нимба святости, когда вышел Он на брег моря позвать за Собою молодых рыбаков. Был Он тогда «Человеческий», был просто Человек, Сын Божий.

Куда денешься, разбирает порою негодование на церковные трактовки Христа. Чем выше Его всякие земные авторитеты в оправдание своих темных дел на пьедесталы и алтари возносят, тем меньше в Нем оставляют того самого, Человеческого, тем более добавляют недостижимого, начальственного, к которому, как говорится, и на козе не подъедешь.

Сказано: «Гневаясь не согрешайте!» Ну ладно, попробую не грешить. А что от греха отвратит? Живое слово. Сказано ведь: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды его…» У кого этой правды искать? Наверное, у Марка, он же первое Евангелие написал. Самое короткое, непритязательное, емкое.

Ладно. Вот выходит Иисус на берег моря и увлекает с Собою молодых рыбаков. Попробуйте, подойдите к работягам с пустыми обещаниями. Так пошлют — мало не покажется. Кто у простого работяги авторитет? Начальник. Тот, что не дурак, что может так дело повести, что всем выгода, тот, что сам живет и другим жить дает. Вот такого работяги ценят, такого ищут. За такого — горой. Плох тот плотник, что прорабом стать не мечтает. А тут незнакомый какой-то мужик зовет рыбарей за собой и предлагает добычу куда покруче, говорит, что сделает их ловцами человеков.

Харизма — это прирожденное лидерство, уверенность, что передается и другим, что влечет за собою в лучшую жизнь, в коммунистическое далеко или в Царство Небесное. Про последнее, про Царство, Спаситель в тот раз не сказал. Намекнул лишь на подобие «коммунистического далека», где одни вкалывают, другие командуют. Вот на последнее, на командуют, на то, чтобы стать ловцами человеков, повелителями, по сути, «силовиками», молодые те рыбаки и повелись. Сети рыболовные бросили, отца с его работниками оставили и пошли за Тем, кто учил не как нудные книжники и фарисеи, а как власть имеющий. Сильнейший — определил Ему суть Иоанн. И началась с того Момента вся новая человеческая история, в которой Иисус любви к ближнему учит, а «ловцы человеков» все и вся под свой контроль подгребают.

А человеческое-то свое берет. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его, падая перед Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Вроде бы и умоляет, вроде бы и на колени падает, и тут же не просьба, а дозволение. И мольба, и неверие в то, что такое возможно. Очистил его Иисус, и велел поступить как в законе написано: не разговаривая ни с кем, пойти к священнику и принести за очищение, как повелел то делать Моисей. Сам Иисус закона ни в чем не нарушал, все правила установленные соблюдал и других тому учил, потому и был пред законом чист. Этот же, исцеленный, на закон чихал, его эмоции раздирали, человеческие, пошел да и разболтал всем о этаком вот чуде. И что? А то, что из-за болтовни той не смог Иисус уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных, и приходили к Нему многие.

Многие… Из города не очень-то уйдешь к какому-то там пустыннику. В городе дела, собственность, забот требующая, в городе те самые тернии, что заглушают семя Божьего Слова, не дают ему прорасти. Многие все же приходили, но и отошли в дальнейшем многие. Многие и оставались, и даже вошли с Ним в Иерусалим, уже деля промеж собою будущие посты «силовиков», но все чего-то разбежались, когда припекло, даже и сам Марк-евангелист дернул в ночную тьму в чем мама родила, оставив в руках стражников свои одежды.

Все это было потом, а пока что слава о новом целителе и изгонителе бесов растет. Столько народа собралось в том доме, где говорил Он слово, что и у дверей не было места. Способному исцелять верят, от Него ждут знамения, чуда, к нему бегут со всех сторон. Конечно же, не пробьешься. И тут история. Какие-то чуть не по головам взбираются на крышу, разбирают шифер (или что там было?) и на постели спускают вниз расслабленного. Это что за люди такие?

Вы когда-нибудь стояли в давке, в винном магазине? В те времена, когда Горбачев ввел алкогольные ограничения? Вы можете себе представить, что какие-то отчаянные лезут там по головам на крышу и сигают оттуда к прилавку? Только, наверное, в одном случае такое возможно. Подъезжает к винному шестисотый мерседес, вылезают братки хмурые, и, оценив обстановку, решают вопрос по-своему. Таким, точно, и слова не скажут. Значит, не какие-то это там сусальные праведники ближнего на лечение доставили, а привезли местные бандюганы своего пахана. А Христос что на такую несправедливость? Не заорал на них: «В очередь, сукины дети!», а простер руку Свою и, видя веру их, говорит расслабленному: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои».

Тут вообще любопытно. В те, первые дни служения своего, общается Иисус все больше с мытарями и грешниками, а когда упрекают Его в том, говорит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ничего себе компания! Приличному человеку к такой ватаге и не подойти — зашибут. Кто такие мытари? Это те, что налоги с населения в пользу Кесаря собирают. По сути, те, кто чуть что — «космонавтов» с резиновыми дубинами позовут. Иначе кто их слушать будет? Кто подать отдаст?

А грешники кто? Да те, кто закона не соблюдает, в ком откровенно бесы гавкают, хамы да хулиганье. Подойди к таким! Даже Иоанновы ученики предпочитают подальше держаться. Постятся вместе с фарисеями, предъяву Спасителю катят: а почему это твои ученики не постятся? И отвечает Христос: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но настанут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни».

И раскрывается здесь бездна, которую даже и Ницше в лукавых мудрствованиях своих не разглядел, которую запечатали силовики-церковники, в которую не пускают церковные каноны и уставы, увесив замками врата к пониманию сути поста.

Не о запретах вкушения мясного и молочного говорил тогда Спаситель. Не о скоромных днях, а о Человеческом, о том, что из десяти исцеленных прокаженных лишь один возвращается поблагодарить избавителя. О том, что пришив заплату новую на меха старые, только худшее сотворишь. Отдерет заплата ветхую кожу, и прольется молодое вино. Тогда и наступают постные дни, тогда отнимается Жених, забывает спасенный о Спасителе своем, снова возвращается пес на блевотину свою. Учит Спаситель тому, что обновиться надо душою, скинуть с себя прежнее, адамово, земное, Духом Святым исполниться, научиться по-Человечески на все смотреть. Сказано же нам: «Я с вами во все дни, до скончания века». Значит, никто не может отнять у нас Божественного Жениха. Он нас более не оставляет.

Но если все же, в дни темные, побеждает в тебе прежнее, дурное, тогда, опомнившись, и постись. Кто крал — вперед не кради, кто сквернословит — остановись, кто грешит — покайся и не греши больше. В том-то и есть пост. В воздержании от греха победа над собою самим, в том сила и подвиг христианина. Будь достоин Спасителя своего. «А неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще».

Человеческое, то самое, что передал нам Спаситель, как раз в том-то и состоит, что верующий в Него не только получил жизнь вечную, но и имеет власть наступать на змей и скорпионов, на всю силу вражью, и ничто не повредит ему. Сын Человеческий на берегу моря Генисаретского не только погруженных в дела земные рыбаков тогда за Собою позвал. Позвал Он тогда всякого из нас. И «ловцами человеков» стать значит не гнобить ближнего, облачившись в особые одеяния, а душу за ближнего положить. Вот и выбирайте — подчиняться ли фарисеям-церковникам всех мастей, впрягших Самого Христа себе в телегу, или Евангелие от Марка читать — простое и доходчивое.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: