…А путь жлобов погибнет
13 марта 2023 Дитрих Липатс
«Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой»
Псалом 5:5
Учитель музыкального и эстетического образования Чижов Николай Николаевич из фильма «Окно в Париж», покидая свою должность в бизнес-лицее, сетует, что вместо ожидаемого строителя капитализма получается у педагогического коллектива совсем неожиданный продукт: жлоб, невежда и вор.
«Когда народ России сплочен, един, нам нет равных», — это произнес президент России в одном из своих недавних телевыступлений. Казалось бы, дежурная фраза, но в нынешней ситуации останавливает, наводит на размышления: народ — это как? Политковская — народ? Немцов — народ? Академики Сахаров и Лихаче, Солженицын, Новодворская, Навальный — они вроде бы тоже народ. И учительница, что увидела нарисованный девочкой антивоенный рисунок. Взяла да и побежала с ним к директору школы. А та наряд полиции вызвала. Наряд незамедлительно явился, и папу девочки, которого срочно в школу вызвали, забрали в кутузку. Папу вроде бы теперь под суд, а девочку на выправку, в интернат. Эти все — тоже народ.
У каждого из этих лиц своя правда, каждый за справедливость выступает. Каждый готов за действия свои ответить. Только вот как их сплотить? А если они не сплачиваются, если они все просто народ в своем естественном разнообразии мнений? Как всякому народу во всех странах и положено Богом-вседержителем быть? Хотя… есть такая страна, где народ сплочен и един. Называется она Северная Корея. Там всех, кто не сплочен и не един, просто в лагерь и — порядок.
Вообще-то хлопотно. Корми отщепенцев в лагерях, охрану им содержи, работать заставляй. А какой от подневольной работы в двадцать первом веке толк? Куда проще границы открыть, пугануть швабрами и кувалдами, и — валите, надоедалы-демократы, в превозносимые вами америки и европы, без вас спокойнее. А тех, кто останется, кнутом и, не пряником даже, а дешевой подачкой, — и сплотим, и объединим. Здорово придумано!
Жлоб, невежда и вор — похоже, самые удобные категории для такого вот сплочения и объединения. На вора всегда есть компромат, невежде проще всего запудрить мозги зомбоящиком, а жлоб будет всему основа.
Современные словари толкуют жлоба как человека тупого, малограмотного, некультурного, невоспитанного. Или как существо, наделенное большой статью и силой, подавляющее слабейшего его.
Добавлю, что жлоб еще и хитер, и коварен. До Бога у жлоба высоко, до царя далеко. Правовое государство с его конституцией, независимым судом и строгой системой правопорядка ему неудобняк. Жлоб силу уважает и «понятия». Серые зоны общественных отношений — взятки, блат, знакомства — во всем этом жлоб как рыба в воде. Зачем ему образование, когда любой диплом за деньги можно купить? Зачем жлобу академик Лихачев или ботаник-айтишник в соседях, когда на их уровень вжисть не подняться?
Жлоб итальянские дорогие пиджаки любит, развратных баб, дворцы и крутые тачки. Жлоб уважает силу и власть. Жлоб место свое знает и не по делу не выступает. Как пес, жлоб готов служить и пахану, и начальнику. Он раб агрессивный, за благодетеля глотку порвет, и лукавый — благодетеля втихушку и обдует.
Со сложностями жизни жлоб не заморачивается, он все склонен свести к примитиву. На вопрос «что случилось с подлодкой „Курск”?» Жлоб ответит просто: «Она утонула».
А самый первый признак жлоба: он — подсебятник. Это его хата всегда с края, это ему своя рубашка ближе к телу, если не пойман он, то и не вор. Под сильного жлоб прогнется, на слабом отыграется. Сострадание жлобу не свойственно, для него «помри ты сегодня, я — завтра» — жизненное кредо. Для жлоба — «Бог-то бог, да сам не будь плох».
Первый в истории человечества жлоб — Каин. Убивает брата, чтобы враз разрешить проблему и прибрать все Благословение себе. «Я брату своему не сторож» — кульминация жлобства.
Жлоб, вообще-то, сидит в каждом из нас, как скрытая шизофрения, и проявляется частенько так или иначе. Именно жлоба выдавливал из себя по капле Чехов.
Кто ж антипод жлобу? Ответ очевиден: Человек Иисус Христос, описанный в Евангелиях. Не зря там сказано: итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Альтернатива эгоцентризму жлоба — любовь к ближнему. «Ну, любовь… Понятие слишком неопределенное», — услышишь нередко. Отвечу: вовсе нет. По крайней мере для христиан (подавляющее множество русскоязычных жлобов заявляет себя православными христианами) есть пространное и точное определение любви к ближнему, выраженное апостолом Павлом:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Первое послание к Коринфянам 13:4-7).
Перечтите еще раз, вдумчиво и внимательно. Примерьте все эти признаки любви на себя. Ответьте себе честно: больше в вас жлобства или любви? Вспомните еще раз Антона Павловича Чехова с его странным откровением.
Сколько б мы ни старались, до совершенства нам далеко. Но сила христианина не в том, что он не падает, а в том, что, падая, он поднимается.
Немцова, Навального, Новодворскую, Политковскую, да и академика Лихачева христианами не назовешь. Да они таковыми себя не объявляли. Солженицын — да, носил крестик, но оказался в той же компании известных правозащитников.
Слово-то какое: Право. Право и правда — понятия очень разные. Правда у всякого своя: и у учительницы, побежавшей закладывать ученицу директору школы, и у Навального, и у Ленина, и у Гитлера, и у президента России.
А Право — одно на всех. Право, как и Любовь, не ищет своего. Право выступает в защиту каждого, будь он хоть атеист, хоть верующий, хоть демократ, хоть русский патриот. Право на справедливые выборы, на независимое судопроизводство, на справедливое социальное обеспечение, на защиту от насилия и всяческого другого жлобства — объединяет население в народ. По-настоящему его сплачивает. За свое право народ встает пред завоевателем, показывает чудеса героизма.
Основы современного Права были определены еще в древнем Риме, его до сих пор студенты юридических факультетов изучают. На Праве том современный мир уже две тысячи лет стоит. Сказано: «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Псалом 1:6). Не ошибусь, если прочту это как: «…а путь жлобов погибнет».
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: