А я знаю!.. Записки лютеранина. Часть 7
13 марта 2020 Дитрих Липатс
Продолжение цикла «Записки лютеранина».
***
Почитаем дальше Евангелие от Матфея. Вот поучения Спасителя: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“ Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:25-34).
Ищут язычники… Выходит, если заботимся о материальном, так уж и язычники? Нехристи? Надеемся более на себя: «бог-то бог, да сам не будь плох»? А как же в Притчах сказано: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Пр. 6:10-11). Опять, казалось бы, разночтение. Да только то — Завет Ветхий. На то и пришел Спаситель, чтобы умерли мы в Адаме и ожили во Христе (1 Кор. 15-22), то есть обрели совершенно иное понимание, иные ценности.
Иисус говорит в первую очередь о душе. Тело в его учении вторично, оно лишь душе вместилище. Тут Сам Отец Небесный представлен как поборник именно душ, в бренных телах обитающих.
А что есть душа? Я не буду приводить различные стихи, душу в Библии упоминающих: их слишком много. Я просто дам общее о душе представление. О том немало рассуждений в религиозной литературе, но, обобщенно, звучит это примерно так: суть человеческая состоит из тела, души и духа. Дух наш постоянно обитает в сферах высших, это как бы Божья собственность, как бы наш идеальный чертеж, но не мертвый, а реально живущий, жаждущий единения с душою. Я где-то вычитал метафору: дух — это сполох огня Божественного. Может, и не совсем верно, но достаточно поэтично, чтобы представить. Кстати, древние славяне называли эту главную составляющую «смотрящий». Наблюдающий, то есть.
Душа наша максимально приближена к телу. Она постоянно вьется возле нас, она сопереживает с нами, душа наш «close companion», ближайший наш сопутник. Душа сопереживает нам в земных делах. Она разделяет наши симпатии, она, как верный пес, всегда на нашей стороне; ей вовсе не безразлично наше земное благосостояние.
Несмотря на свою бессмертную суть, душа, однако, вторична. Решения по жизни принимаем мы сами, ценности так же определяем мы.
У души свой норов: она может призывать нас к порядку голосом совести, или наоборот, толкать на безобразия. Мы говорим: «добрая душа, чистая душа, черная душа, мелкая душонка», потому что именно за душу идет борьба между бесами и ангелами. Душа — это как бы шлюпка, способная, когда наше земное время исполнится, доставить нас на воссоединение с божественным кораблем нашего духа. Если чиста наша душа и готова к небесному плаванию, то легко вознесет нас в горние выси, когда оставим мы бренное свое тело. Если отягощена душа грехами, то, как утверждают православные, истощена будет и мучима, и раздираема мытарствами бесовскими, истязать ее будут те нечистые духи, обитающие в воздухе, о которых говорит апостол Павел (Еф. 2:2). И что останется от нее по достижении высших сфер?
Чистота души, тем не менее, зависит от нас.
Да ладно уж, не браните меня, не ругайте, знаю, есть много различных о душе представлений. Это все не в утверждение, это мой личный, экзистенциальный взгляд, сформированный тем, что я прочел, прочувствовал. Это просто мое ви́дение.
Так вот о душе Иисус и просит нас задуматься, предостерегает нас от земного стяжательства и увещевает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Он наставляет: «Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“ Потому что всего этого ищут язычники».
Английское слово для язычников — pagans. Отсюда и русское — поганцы, переходящее в поганку, погань, нечто отвратительное, неправильное, крайне вредное. Ранние христиане определяли этим словом народы, населяющие Римскую империю, почитающие множество различных неустойчивых и капризных божеств.
От нас же, последователей Христа, требуется нечто совсем другое, доселе невиданное, составившее Новое Понимание, новую эру в существовании человека. Нам предписано выполнить невыполнимое: подставить обидчику другую щеку, отдать рубашку не только верхнюю, но и нижнюю, идти нежелательным для нас поприщем не только одним, но и двумя, молиться за врагов своих, порушить все ветхозаветные убеждения, такие понятные для нас и привычные, и возлюбить ближнего, как Христос возлюбил нас. Любовью жертвенной. Как Апостол Павел говорит: «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего» (Ефес. 4:22,23). Нам предписано ОБРАТИТЬСЯ. Обернуться, пойти обратно, вернуться, принять некий начальный, не порченный грехами образ.
Все это красиво, но пойди, выполни. Следовать Нагорной проповеди (Мф. главы 5-7) — все равно, что смотреть на солнце. Солнце-то оно есть, и блистает, и сверкает, и свет всему миру дает, но пойди, попробуй хоть задержать на нем взгляд. «…И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).
Когда меня спрашивают, нравится ли мне лик Спасителя на какой-либо иконе, я советую вспомнить миг Преображения Господня, давший нам кратко взглянуть на истинное обличие Христа.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)