А я знаю!.. Записки лютеранина. Часть 8

17 марта 2020 Дитрих Липатс

Продолжение цикла «Записки лютеранина».

***

О, дорогой наш святитель Брянчанинов, как хороши ваши «Письма мирянам», как мудры вы в ваших рассуждениях о благочестии, но каким смешным предстаете вы в своих сетованиях на строительство железных дорог, сравнивая эту невинную активность со столпотворением!

Посмотрели бы вы на современный Шанхай, Нью-Йорк или Дубай! Вы были бы просто раздавлены этой гордыней человечьей. Сколько в мире понастроилось вавилонских башен! Да и в ваше время, чем восхищалась ваша образованная паства? Кучкой англосаксов, что, имея лишь примитивные знания в химии и физике, не ведая еще о таблице Менделеева, сумели из ничего наладить себе прекрасную жизнь на Таинственном Острове. Кто к вам тогда прислушивался?

Разве у героев Чехова есть хоть капля интереса к делам церковным? Да среди русского общества в те времена было модно не верить в Бога. Достоевский бил тревогу, Толстой даже собственное евангелие написал, такие как Шмелев попали в разряд презираемых, второсортных писателей, читать их считалось зазорно. «Гордо реет буревестник!», «человек — мерило всему», «мы наш, мы новый мир построим!» Мракобесие — вот как припечатала христианство русская «интеллигенция».

А вот протестантизм те трудные времена пережил. Протестантизм пережил и Гитлера, что вместо Библии пытался положить на церковные аналои «Майн Кампф» и меч, а вместо крестов навести на костелы свастики. Протестантизм расцвел пышным цветом в Америке пятидесятых прошлого века. До сих пор протестантизм продолжает собирать полные залы в своих церквях, потому что оказался гибче, потому что во главу Учения поставил БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ.

Вы пугаете свою паству мытарствами и Страшным Судом, а протестантизм опирается на «истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24)

Про католиков я писать воздержусь. Живучесть католицизма прекрасно объяснил академик Михаил Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского». Прочтите главы о культуре карнавала. Найдете там много интересного.

Что ж по-твоему, по-лютерански, и наказания нет? И ада нет? — спросит меня православный.

Отчего ж нет? Еще как есть.

«… Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем». Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь —злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Тогда сказал он: «так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения». Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются». Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:22-31).

В этой притче поражает: «между нами и вами утверждена ВЕЛИКАЯ ПРОПАСТЬ».

Утверждена… Даже если кто и захочет перейти ко грешникам и помочь в их муках, путь заказан. Хода нет. Как часто бывает нам жаль преступника, как часто, по человеческому сердоболию, хотелось бы нам сократить его тюремное заключение, но приговор вынесен, закон действует, и доброта наша ничего не меняет. Сидит преступник, отбывает свой срок. Так то преступник, срок его когда-то кончится и на свободу он выйдет, даже при пожизненном приговоре надежда есть, а тут грешник. Ждут его вечные муки, геенна огненная, мрак и скрежет зубов… Или еще страшней, как у Джойса (смотрите роман «Портрет художника в юности»).

Но есть надежда, у нас, христиан, что даже из ада есть выход. Утверждена была пропасть, для Авраама и детей Завета Ветхого, но победил Спаситель смерть, и поколебались устои. «…и имею ключи ада и смерти», — говорит Христос Иоанну (Откр. 1:18). Выходит, и там властен Создатель даровать нам прощение через Сына Своего. «…долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Радуйтесь братья, возлюбил так мир Господь, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы ВСЕ, верующие в Него, имели жизнь вечную.

Один лишь грех не может быть нам прощен — хула на Духа Святого (Матф. 12, 31-33). Что это значит? Да очень просто. «Бог есть дух» (Ин, 4:24). Неприятие Бога в принципе, неверие в Него и есть истинный смертный грех.

Кто есть грешник? Как просто выразилась святая Бернадетта, это тот, кто любит зло. Тот, кто не принял Христа, отказался увидеть в Нем Сына Божия, посмеялся над его призывом «возлюбите друг друга как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). Тот, кто предпочитает на ближнем своем утверждаться, кто ближнего презирает, в любовь к ближнему не верит. Гордец и себялюбец.

Так это каждый встречный, скажете вы, и будете правы. Потому и говорит Спаситель: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14).

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божьего» (Ин. 3:18).

Жутко грешнику такое прочесть? Еще бы. Но отведенное грешнику время еще не кончилось. Жизнь продолжается. Сказано, однако, и о том: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15).

Мы все здесь рождаемся, чтобы выбор свой сделать. Хоть и на смертном одре. Пастырь ждет. Голос Его слышен всем. Пастырь и за заблудшей овцой отправляется, «и если случится найти ее, то «истинно говорю вам, он радуется о ней более, чем о девяносто девяти, не заблудившихся» (Мф. 18:13).

Продолжение следует

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: