Аскетика и свобода быть собой

3 февраля 2020 Роман Исидоров

Автор — психолог и терапевт.

***

«Попутный ветер дует в те паруса, которые знают, в какую гавань направляются»

Мишель Монтень «Опыты», вольное изложение мысли автора

С благодарностью к авторам «Ахиллы», делившимся своим опытом возвращения к светской жизни и размышлениями о жизни в церкви.

Тезис этой статьи состоит в том, что неправильно понятая аскетика лишает верующего свободы следования за Христом, искажает душевную жизнь.

Присмотревшись к предписаниям современной русской православной церкви, мы обнаружим, что одна часть из них определяет поведение — это посты, участие в общей молитве и прочее, а другая — требования, касающиеся внутренней жизни верующего, — ожидание незлобия, неосуждения, кротости, послушания и целомудрия. Список можно продолжить.

Увы, первое, что приходит адепту на ум, — это действовать через силу, заставляя себя соответствовать. Это работает для внешней дисциплины, не обязательно приводя к внутренним конфликтам, но этот способ не годен для внутренней жизни.

Попытки запретить себе гнев ведут к накоплению раздражения, и срывы неизбежны. За срывом идет вина, самоукорение и новые безуспешные попытки жить без гнева. Возникает замкнутый круг борьбы «со страстями», в котором человек истощается от невозможности соответствовать требованиям, как он их понял, и вины.

Другой побочный эффект борьбы с чувствами — это потеря контакта с ними, окаменение души. Это понятно, если вообразить, что чувство или мысль пропускаются через фильтр заповедей, и, если признаются нехорошими, то подавляются. Такой стиль жизни чрезвычайно затратен, так как состоит из попыток избавиться от внутренних феноменов и при этом невозможности этого добиться, что также ведет к вине. Таким образом, человек привыкает жить в постоянном контроле над собой, теряет спонтанность и способность радоваться, сохнет душой. В конечном итоге человек теряет силу жить, радоваться, любить.

Если психика продолжает сопротивляться такому насилию, то исходы могут быть либо в цинизм, либо в примитивные психологические защиты.

Цинизм — это когда человек делает для себя исключение в аскезе, конфликт уходит из сферы душевного страдания в область духовного, разлада с верой. Думается, это часто происходит у духовных лиц.

Другой исход — включение примитивных психологических защит, например, проекции. Наверное, читатель может припомнить людей, борющихся с «блудной страстью», которые видят в окружающем их мире сплошной разврат. Или когда человек, пытающийся избавиться от гнева, живет в мире, полном врагов. Увы, но жизнь в цинизме или в собственных проекциях нельзя назвать ни счастливой, ни христианской.

Возможно, читая описание замкнутого истощающего круга борьбы со страстями, вы узнали себя или своих близких. Хорошая новость в том, что эти ошибки люди делают не первый день и пути помощи известны.

Полагаю, решение в том, чтобы научиться признавать свои чувства, стремления, желания и потребности, обрести с ними связь. Потом научиться давать им разумное место в своей жизни. Наконец, принести их Богу и оставить дело преображения Ему, не брать на себя то, что невозможно человеку.

Возвращение себе права желать, чувствовать, ошибаться, исправлять ошибки, сердиться сделает вас более живым. Уверен, ошибки живого человека милее Христу мертвой безошибочности. Этот путь к бо́льшей жизни можно проделать самостоятельно, предлагаю вам несколько книг, которые могут быть полезны с точки зрения восстановления контакта с собой.

  • «Путь художника», Джулия Кэмерон. Эта книга не только для художников в узком смысле этого слова, все мы призваны быть художниками своей жизни. Метод утренних страниц поможет осознанию мечтаний, желаний и других чувств, бывших под спудом.
  • «Пробуждение тигра — исцеление травмы», Питер Левин. Эта книга о преодолении последствий психологической травмы — разобщенности с чувствами и ослабления связи с телом. Поэтому желающие быть в бо́льшем контакте с собой найдут в ней много полезного.
  • «Женщины, которые любят слишком сильно», Норвуд Робин. Книга будет полезна тем, кто в отношениях забывает себя, будь то отношения с Богом или человеком.
  • «Как хочет женщина. Мастер-класс по науке секса», Нагоски Эмили. Эту книгу рекомендую всем, независимо от пола. Книга учит уважительно обходиться с сексуальностью.

В заключение хочу сказать: я верю, что можно жить полноценно как в церкви, так и вне.

С уважением к вашему пути, в какую бы гавань ни направлялись ваши паруса.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: