Автокефалия как развод

16 октября 2018 протоиерей Георгий Коваленко

«Вы можете простым и понятным языком объяснить, что происходит с нашей церковью?» — именно такой вопрос чаще всего задают люди.

Конечно, все можно объяснять в категориях геополитики, как это обычно делают медиа. Но более библейский способ рассказать о сложном простым языком — притча, в которой используются понятные слушателю образы.

Мне ситуация в украинском православии чем-то напоминает развод в браке. Представим себе, что женщина, то ли силой и принуждением, то ли по собственной воле, боясь попасть в объятия другого, когда ее муж далеко, ушла под защиту его брата, пригласив его к себе в дом. Но новый союз вышел не таким, как представлялось. Младший брат мужа захотел ее полностью. А потом оказалось, что его видение брака и отношений в нем достаточно специфическое: начались и насилие, и унижения. Хотя даже в таком неравном союзе происходит не только плохое. Например, появляются дети или растет общее хозяйство (дома, овцы и т.д.).

И вот в определенный момент, при определенных обстоятельствах, когда появляется возможность, женщина просит своего господина отпустить ее.

Получив отказ, она решает уйти сама и обратиться за помощью к своему первому мужу, брак с которым, как оказалось, даже не был расторгнут должным образом. Первый муж решает помочь, несмотря на то, что женщина не желает возвращаться и к нему, а хочет быть свободной и жить отдельно своим умом, поддерживая равноправные отношения с обоими братьями. Конечно, нужна отпускная от первого мужа, чтобы ее самостоятельность была законной, также она претендует на часть имущества, частично принадлежавшего ей изначально, а частично бывшего плодом совместного хозяйствования.

Мужчина, от которого женщина желает уйти, начинает угрожать и ей, и брату. Его видение выхода из ситуации таково: «Ты, старший брат, не вмешивайся, а то ты мне не брат. А ты, жена, возвращайся, и все будет, как было». Он придерживается принципов московского «домостроя», написанного духовником царя Ивана Грозного.

Несмотря на это, старший брат, который ранее не желал ссориться с, хоть и младшим, но более богатым и сильным, братом, сейчас решил помочь своей бывшей жене. Он начинает все предусмотренные законом процедуры для того, чтобы бывшая жена могла быть свободной и самостоятельной. И начинает с заявления, что письмо к брату, в котором он просил его присмотреть за своей женой в его отсутствие, утратило силу. Он также напоминает брату обо всех нарушениях договоренностей и предлагает решать вопрос мирно и по справедливости.

Но имеет ли женщина право на развод?

Есть евангельская, озвученная Христом, причина, которая убивает брак, — супружеская измена. А в нашем случае она (измена) очевидна, да еще и неестественным способом — с атеистической властью и ее спецслужбами в советское время, а сейчас — с неоимперской идеологией «русского мира». Да еще и не только на стороне, но и прямо дома, да еще и с привлечением самой женщины и ее детей.

А еще есть законы и нормы современного общества, регулирующие процесс развода и устанавливающие правила коммуникации бывших супругов между собой и с детьми. Кстати, и «домострой», и Евангелие так же учитывают социальные нормы своего времени, хотя и по-разному.

Так вот, сегодня женщина не только имеет право не терпеть насилие и решать свою судьбу собственным умом, это ее право защищено законом. А применяющий силу, осуществляющий моральное давление или не уважающий ее достоинство и выбор, должен быть остановлен, перевоспитан или наказан, если заходит слишком далеко в своих словах и действиях. Сегодня такое поведение является исключением и дикостью. А цивилизованная практика такова, что даже после развода родители продолжают заботиться о детях и общаться между собой. А все спорные вопросы решают или в диалоге, или в суде.

Думаю, вы почувствовали, кто есть кто в этой притче.

Конечно, нашу историю можно рассказать и в Эдиповом стиле, и в стиле матери-мачехи. Но эти варианты, возможно, были бы более точными относительно исторических реалий, но менее понятными и менее похожими на реальность нашей жизни, к которой обычно апеллирует притча.

А учитывая, что история продолжается, то может быть и ее продолжение в новых притчах.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: