Бегущие по лезвию меча
3 июля 2018 Кирилл Белоусов
Меня задела за живое колонка главреда с говорящим названием «Бегущие по краю нужника». Она была посвящена тем, кто остался в ограде Русской Православной Церкви. К счастью для меня и к сожалению для кого-то, я больше не отношу себя к таковым.
Но мне хотелось бы засвидетельствовать свои уважение и сожаление к нескольким категориям православных, относящих себя к «канонической» Церкви. Действительно, Алексей Плужников верно подметил то, что принадлежащие к РПЦ верующие, как правило, не терпят критики — ни в свой адрес, ни в адрес тех, кого они считают своими духовными отцами.
Тем не менее, его определение о том, что православные готовы поставить к стенке инакомыслящих кажется мне заведомым преувеличением. Конечно, я не раз слышал в свой адрес запугивания адскими муками — но слышал я это от околоцерковных людей, которых ну никак нельзя назвать воцерковленными.
А большинство пастырей и церковных работников мне до сих пор внушают уважение, поскольку они продолжают свидетельствовать о Христе в той ужасной обстановке, которая сложилась благодаря «понтификату» Кирилла Гундяева. Эти люди несут внешним по отношению к Церкви и незнакомым с христианством как таковым Благую Весть, ежедневно рискуя получить за это плевок в лицо от ультралиберальной (и зачастую христофобной) общественности.
Они не боятся говорить с молодежью на одном языке, стараются не лицемерить и использовать для сохранения не только лица, но и чести оставшиеся сдержки и противовесы — а именно прибегают к поддержке меценатов, немногих оставшихся независимых журналистов и чиновников с человеческим лицом. Уверен: неравнодушные миряне помогают им противостоять системе (знаю это на собственном жизненном опыте).
Само собой, они лишены свободы слова. Известные священнослужители и православные публицисты не могут говорить о том, что каждый день на сирийском фронте (а также по обе стороны украинского фронта) погибают молодые ребята, ставшие заложниками в руках политиканов, облагодетельствованных молитвами и «индульгенциями» первоиерархов Московской Патриархии… Прискорбно, что люди, до сих пор сохранившие свое достоинство, не могут заступиться за свой народ, страдающий от пенсионной реформы и иных форм ограбления человека государством… Да что там, можно бесконечно говорить о том, чего они не могут сделать, но вроде как обязаны… Должны, согласно библейским заповедям, православной этике, Социальной концепции РПЦ…
Но для меня главное — то, что они до сих пор понимают, что Слово Божие живо и действенно. Оно острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12). Поэтому я задаю вопрос: кто мы такие, чтобы судить их? Как говорится, стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся.
Однако, вернемся к действиям тех православных, которые вызывают боль и недоумение не только у Алексея Плужникова, но и большинства ушедших и «взявших паузу». Это и восхищение божественного суда в отношении внешних, и фанатичное царебожие/черносотенство/обрядоверие (выбирайте по вкусу сами), и любовь ко всякой диктатуре с воцерковлением насилия… Каждый неравнодушный читатель может дополнить этот перечень самостоятельно.
Но даже в совершенно ненормальных с точки зрения Священного Писания и Предания условиях в РПЦ все вышеназванные болезни может исцелить община. Об этом нам говорит история православных братств на западных русских землях, входивших в Великое Княжество Литовское и Речь Посполитую. В то время им не была нужна никакая поддержка сверху — хватало духовного стержня, который оформлялся в семье, а также качественного самообразования.
В наше время сильнейшим мотивом для консолидации верующих могут служить восстановление храмов, социальные и миссионерские проекты и многое другое. При этом, любая приходская деятельность, ни в коем случае, не должна сводиться к комплексу действий, напоминающих монастырские послушания.
В заключение мне бы хотелось поспорить с уважаемым редактором «Ахиллы». Алексей отметил, что «благочестивцы» воспринимают пребывание в церкви как крестовый поход. А по какому поводу здесь иронизировать? Действительно, это непрестанная духовная брань. Солгать, украсть, пойти по головам ближних, или быть гонимыми за правду, пресекать по мере своих скромных сил всякую несправедливость, служить ближним и обществу вплоть до самоотречения? Каждый из нас делает свой выбор. И настоящие верующие не относятся к внешним как к фашистам. Не следует уподоблять их параноикам.
Подчеркну, что меня буквально добило сравнение причащения заблуждающихся о себе и своих ближних (мнительных людей) с закладыванием за щеку карамельки (сравнение не причащения, а механистического отношения к причащению как к пилюле, решающей все проблемы, — прим. Алексея Плужникова). Для меня значение общины, построенной на законе евангельской любви, столь же велико, как и для каждого христианина. Но я никогда не стану отрицать то, что любой человек имеет свои собственные уровень духовного развития и потребность в очищающем божественном милосердии. Словом, даже «благочестивцы» сегодня могут причащаться Тела и Крови Христовых, а завтра кардинально изменить свою жизнь — да так, что мы с вами им только позавидуем.
Поэтому мне жаль, что многие мои знакомые склоняются к «вере в душе», откровенной ереси или же к ложному благочестию:
- вариант А: мы недостойны причащаться, поскольку мы не можем изменить свою жизнь;
- вариант Б: нет достойных посредников между Богом и людьми в лице священников, поэтому мы будем жить как Мария Египетская — может, когда-нибудь и причастимся у последнего старца.
Итак, подытожу: сам для себя я избрал активное участие в жизни Католической Церкви, но мне хотелось бы предостеречь всякого практикующего и бывшего православного, кто превозносит значение чистоты общины для духовной жизни. Недаром Сам Господь сказал нам: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Неужели вы не найдете хотя бы одного единомышленника? При желании вы спокойно найдете себе не только единомышленника, но даже и духовника. Не стоит демонизировать Церковь и сомневаться в присутствии Бога в нашей жизни.
Желаю удачи всем бегущим по лезвию меча.
Иллюстрация: картина Васи Ложкина
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: