Бог и боги «Игры Престолов»

20 ноября 2021 Андрей Дударев

Что объединяет народ? Армии? Золото? Гербы?.. Истории. Нет в мире ничего сильнее хорошей истории!

Ее не остановить. Ее ни одному врагу не победить. А чья история лучше, чем у Брана Сломленного?

Тирион Ланнистер

«Игра Престолов» — сказка для взрослых, в которой нашли жанровое соединение фэнтези и морализм, хоррор и эротика, философская притча и баталия. Основой многосерийно-многосезонной эпопеи послужили книги Джорджа Мартина под общим названием «Песнь льда и пламени». Мир «Игры Престолов» — сложное переплетение историй и верований, жизни и смерти, любви и ненависти… Как история человечества пестрит многообразием религиозных традиций, так и внутри сериала нам показан религиозный мир народов и сообществ земли Вестероса и Эссоса.

Все верования самобытны, мы не найдем прямых аналогий между религиозными традициями реального мира и культами вымышленного мира сериала. Совпадают лишь некоторые детали, которые ярко мелькают то здесь, то там, но этим мельканием иногда только сбивают с толку и запутывают зрителя.

Попробуем разобраться в этом многоцветии.

Прежде всего, надо сказать, что боги «Игры Престолов» привязаны к народам, которые исповедуют веру в них. Так, первые люди до вторжения андалов верили в т.н. Старых богов. Они эту религию унаследовали от детей леса, странных гуманоидных существ, живших в Вестеросе еще до появления людей. Вера в Старых богов — это, по сути, анимизм, вера в одушевленность всей природы. Этим безымянным духам и природным богам сохранили поклонение одичалые и люди в большинстве благородных домов Севера.

У верующих в Старых богов нет иерархии, но есть священные места — богорощи, в центре которых находится чардрево. Считается, что эти деревья с вырезанными на них лицами живут необычайно долго. Они как бы хранят память, посредством них можно перемещаться в пространстве и во времени. Особые люди (древовидцы) могут видеть и даже общаться друг с другом сквозь глаза, вырезанные на деревьях. Например, древовидцем был Брандон Старк. Он также был еще варгом, человеком, который может проникать в сознание животных и людей. Одна из линий сериала — взаимодействие Брандона Старка с Трехглазым вороном. Старк сначала после видения ищет Трехглазого ворона, решаясь предпринять для этого рискованное путешествие за Стену, потом учится у него и, наконец, сполна овладев сверхъестественными способностями, сам становится Трехглазым вороном.

Шесть тысяч лет назад до событий сериала из Эссоса в Вестерос переселилось племя андалов. Согласно преданию, правители андалов получили откровение от бога с семью лицами, который призывал их переплыть Узкое море и вторгнуться в Вестерос. После войны с первыми людьми андалы укрепились на Юге от Перешейка. Везде на своей территории они уничтожили почти все чардрева и заменили веру в Старых богов т.н. верой в Семерых. Вера в Семерых предполагает веру в одного бога, у которого семь лиц. Лица эти человеческие: Мать, Отец, Дева, Старица, Воин, Кузнец, Неведомый. И каждое символизирует какой-то аспект жизни: Отец — правосудие и посмертный суд; Мать — прощение, плодородие, мир; Дева — чистоту, любовь, красоту и т.д. Число семь в этой религии считается священным. Согласно вероучению, после смерти человека ждет семь кругов ада и семь небес. По сути, вера в Семерых — это что-то похожее на синкретическое соединение метафизики индуизма, когда происходит присваивание божеству тех или иных человеческих черт (лиц), с институционально оформленной жизнью Римско-католической церкви в эпоху средневековья. Можно заметить, что эта вера человекоориентирована. Она «с человеческим лицом». Возможно, поэтому нравственным аспектам уделяется большое значение.

Главное собрание священных текстов называется Семиконечная звезда. У веры в Семерых есть духовенство и строгая иерархия. Во главе стоит Верховный Септон, который живет в Великой септе Бейлора в Королевской гавани. Есть несколько монашеских орденов, один из которых Молчаливые сестры. Рыцари, напоминающие средневековых воинов, во многом следуют кодексу чести, построенному на правилах и принципах веры в Семерых.

У веры в Семерых есть ревнители, берущие на себя особый подвиг жизни в бедности. Это Воробьи (намек на францисканцев или последователей Джироламо Савонаролы?). Они ведут себя очень скромно, носят простую холщовую одежду, ходят босыми. При этом они требуют соблюдения нравственности от всех, сугубо борясь против разврата. Они ловят в борделе Верховного Септона и с позором проводят его голым по улицам. В какой-то момент после подчинения Святого воинства Его Воробейшеству борьба за нравственность приобрела масштабный и агрессивный характер: начались погромы в тавернах и борделях, также пострадали и торговцы, торгующие атрибутами других религий.

Необходимо сказать и о т.н. дуалистических религиях, в которых основу мира и бытия составляют два независимых, борющихся друг с другом начала. В сериале соответственно таковые начала обозначены как Владыка Света и Владыка Тьмы.

Владыка Света создает свет, тепло, жизнь и борется с тьмой, холодом, смертью. Прародина этой религии Эссос. Ритуальное поклонение происходило посредством взаимодействия с огнем. У этой религии есть свои священные тексты и жрецы (т.н. красные жрецы). Большое внимание уделяется пророчествам и видениям.

Владыка Тьмы в сериале представлен в двух образах: это Многоликий бог, которому поклоняются в Браавосе, одном из вольных городов Эссоса, и Утонувший бог, вера в которого распространена на Железных островах.

Служители Многоликого бога, т.н. безликие — убийцы из Браавоса. Они говорят, что смерть может прийти во многих лицах, отсюда и название божества (Многоликий бог). Служение безликих в том, чтобы даровать смерть кому-либо, они своеобразные ангелы смерти.

Утонувший бог поджидает людей на дне моря. Само собой напрашивается сравнение с древнегреческим Посейдоном. Вера в него оправдывает морские грабежи и убийства. Поэтому становятся священными убийство в бою и отнятие у врага ценностей. На Железных островах есть свои обряды и традиции. Так утопление врагов считается жертвоприношением Утонувшему богу.

Итак, на сцене сериала помимо взаимодействия и борьбы людей представлена также борьба и взаимодействие различных верований и трансфизических сил. Эти борьба и взаимодействие не укладываются ни в одну из показанных в эпопее религий. Можно ли говорить о некоем едином Боге сериала наподобие единого Бога Библии? Конечно, такая постановка вопроса покоробила бы и многих верующих людей, и многих неверующих любителей сериала. Что общего может быть у магического реализма Джорджа Мартина с библейской традицией, которая, как известно, не отрицая чудесной стороны жизни, тем не менее сугубо оппонирует и магизму, и волшебству как таковому? Чудеса Библии ценны не сами по себе, а как знамения Всевышнего. А в сериале никакого Всевышнего в прямом смысле слова нет.

Однако, важно обратить внимание на то, что в Библии содержатся отсылки на многие древние традиции, так или иначе конкурирующие с яхвизмом. Многоверие как таковое не означает обязательно, что у этих вер нет где-то «общего знаменателя», через который потенциально может быть обнаружено общее единство всех сил (собственно, одно из имен Божьих (Элохим) и означает такое единство во множественности). Как и в Библии, реальный Бог стоит за пределами той или иной религии (не вмещается в нее), но может действовать и изнутри этой религии. Если говорить не о языческом боге, а о Боге (с большой буквы), некоем подобии библейского Бога, то Он проявляет Себя, прежде всего, через то, что можно было бы назвать «промыслом», «священной историей».

В сериале много прямых исторических параллелей. Например, комментаторы говорят о сходстве линии противостояния династий Ланнистеров и Старков с реальными представителями английских фамилий Ланкастеров и Йорков, а борьба Юга и Севера — это соответственно война Алой и Белой роз, длившаяся тридцать лет.

С метафизической точки зрения также добро и правда, пусть и не сразу, торжествуют. Король Ночи повержен, неисправимые негодяи уничтожены. Многие персонажи из отъявленных мерзавцев в ходе развития сюжета иногда через духовную трансформацию («новое рождение») превращаются во вполне приличных людей (конечно, в строгом смысле, это нельзя назвать тем, что в христианской традиции называется обожением или духовным восхождением).

Любопытны и некоторые другие аллюзии, так или иначе ассоциирующиеся с библейской традицией.

Владыка Света воскрешает Джона Сноу как избранника, призванного возглавить битву с Королем Ночи (аллюзия на мессианство, смерть и воскресение Иисуса из Назарета). Образ огня можно воспринимать как символ нетварного Божественного света, о котором много говорят мистики. В девизе верующих во Владыку Света на приветствие «Ночь темна и полна ужасов» принято отвечать: «Владыка, направь нас на твой свет». Чем не своеобразное прочтение молитвы «Отче наш»?

Мелиссандра с ее духовными ошибками и удачами как бы олицетворяет собой сложность и извилистость духовного пути, на котором возможны падения. Она же чем-то напоминает Иоанна Крестителя, ищущего того, кто может возглавить битву с воплощенным злом. До Джона Сноу она рассматривала, например, Станниса Баратеона как такого избранника. К слову, Дейнерис тоже многие персонажи фильма считают достойной сидеть на Железном Троне: ее шествие сопровождают удача, чудеса, любовь народа… Многие в фильме обсуждают веру в нее как что-то, имеющее самостоятельное религиозное значение.

Мистически настроенной Мелиссандре и по сюжету фильма, и идейно противостоит здравомыслящий Луковый рыцарь Давос Сиворт, который считает, что не важно, во что ты веришь, важно какой выбор ты совершаешь. Чем-то такой подход напоминает «теологию Смерти Бога» Дитриха Бонхеффера, который учит человека мужественно жить в отсутствии Бога, говоря, что в этом проявляется его взрослость.

Девиз железнорожденных «Что мертво — умереть не может» — аллюзия на христианское таинство Крещения (погружение в воду символизирует смерть для мира, восстание из воды воскресение для жизни вечной). «Безликая» Арья Старк убивает Короля Ночи — аллюзия на церковный пасхальный гимн «Смертию смерть поправ».

Цитадель, куда попадает Сэмвелл Тарли, — центр ордена мейстеров — прообраз средневековых монастырей, которые часто были средоточием знаний.

Короткий альянс Серсеи Ланнистер и Его Воробейшества с воссозданием Святого воинства — аллюзия на симфонию церкви и государства.

Трехглазый ворон — некое подобие странствующего пророка, видящего скрытое в пространстве и во времени, способного проникать в мысли и чувства других, знающего глубины сознания. То, что в финале сериала именно Брандон Старк, ставший Трехглазым вороном, воцаряется на троне Шести Королевств — подспудный намек на харизматическое пророческое правление в эпоху судей, противопоставленное в Библии монархии. Странствующий пророк, возвращая себе центральное место в народе Божьем, как бы восстанавливает подлинную теократию, от которой Израиль отказался во времена Самуила. Очень глубокий символ.

Как видим, из разных деталей, будто паззл, собирается и некий единый образ того, Кто скрыто присутствует за кадром. Понятно, что это только намеки, никакой синтетической «сборки паззла» в сериале нет.

Многих зрителей разочаровала концовка фильма. После «вселенской» битвы с армией Короля Ночи ожидалось, что наступит что-то равнозначное этому событию по масштабу и глубине. Например, всеобщее воскресение мертвых (если уж Апокалипсис, так Апокалипсис!). Но ничего подобного не случилось. Выжившие персонажи фильма вернулись к своим обычным делам, тихой обывательской жизни. И ничего более. Наверное, это и не удивительно. Изображать т.н. положительную духовность, подлинную святость, рай и т.д. сложнее, чем погружаться в пучину грехов и страстей. В попытке выразить «неизреченные глаголы» легче сфальшивить. Такая же обывательская концовка, по сути, и у «Властелина колец». Хоббиты лишь возвращаются в свой Шир, к своим огородам и пиву.

Конечно, многое, что показано нам в «Игре Престолов», нужно воспринимать с иронией. Это всего лишь красивая сказка. Над многим стоит посмеяться, удивившись точности описания и яркости образов. Но где-то стоит и задуматься. Подобно другим современным блокбастерам-сериалам со сказочным содержанием и вкраплением христианских элементов (таким как «Властелин колец», «Хроники Нарнии», фильмы о Гарри Поттере…) «Игра Престолов» расширяет образный мир современного человека, воспитывает его чувства и дает пример того, как сквозь испытания и преграды можно идти дальше по пути жизни.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: