Бог и Гитлер: кто в ответе? (окончание)

23 сентября 2020 Эрвин Люцер

Окончание, начало тут.

Эрвин Люцер (род. 1941) — евангельский пастор, богослов, писатель. Более 35 лет служил пастором церкви Муди в Чикаго, вел передачи на радио, автор многих книг, издаваемых на разных языках. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Люцера «Крест Гитлера».

Путч

Социалистическая революция в России произошла в 1917 году; немногим позже Германия капитулировала, завершив Первую мировую войну. Коммунистическая партия в Германии возрастала в силе, готовясь к тому, чтобы взять власть в свои руки. Солдаты, возвратившиеся с войны, были злы и не могли найти работу. Гитлер в дальнейшем описывал их как людей, поддерживающих революцию как таковую и «жаждущих видеть революцию, установившуюся как неизменное состояние». Мы уже увидели, что к демократическому правительству, сформированному в Веймаре, относились с презрением.

Когда Гитлер вернулся в свой приемный город Мюнхен, он был принят на работу в издательство и службу новостей политического отдела армейского командования округа. Его пригласили на собрание маленькой социалистической партии, однако оно не произвело на него впечатления. Он решил туда не возвращаться, однако, когда был приглашен в следующий раз, пересмотрел свое решение.

С некоторыми опасениями он был внесен в партийный список как седьмой член комитета Партии немецких рабочих. Позже по его предложению они добавили к своему названию слова «национал-социалистическая», и таким образом была рождена Национал-социалистическая партия немецких рабочих, которая позже стала называться просто «нацистской». Гитлер маневрировал, чтобы занять лидерскую позицию и использовать ее для построения своего политического плацдарма.

В 1923 году, когда в Германии бушевал политический хаос и галопировала инфляция, Гитлер решил, что подоспело время для путча (революции), который позволил бы ему захватить власть в Германии. 8 ноября того же года он взял под контроль трехтысячную толпу, собравшуюся в пивной «Бюргербраукеллер» в Мюнхене, выстрелив в воздух из своего пистолета, взобравшись на сцену и заявив о том, что его революция началась! Все должны были присоединиться к нему, иначе им бы пришлось иметь дело с шестьюстами его молодчиками, окружившими здание. Он ходил по сцене, крича о том, что правительство Баварии свергнуто и что армия и полиция теперь маршируют под знаменем со свастикой. Он, конечно же, блефовал, однако люди этого не знали.

Гитлер захватил трех политиков, которые проводили собрание в соседней комнате, и под дулом пистолета приказал им присоединиться к его партии. Когда они отказались, он выбежал обратно в зал и объявил, что только что было сформировано новое правительство с уважаемым Людендорфом (проигравшим, но популярным армейским генералом Первой мировой войны) во главе армии. Пивная наполнилась громкими приветственными восклицаниями, в то время как три лидера все еще были заперты в маленькой комнате рядом со сценой.

Был вызван помощник, чтобы привести на собрание генерала Людендорфа. Когда генерал прибыл и услышал, какой сюрприз преподнес Гитлер, он рассердился. Он осерчал еще больше, когда услышал, что во главе нового правительства будет Гитлер, а не Людендорф. Тем не менее, принуждаемый политическими событиями того времени и под давлением сложившихся обстоятельств, генерал убедил трех лидеров присоединиться к революции. Мгновение спустя они вышли на сцену и объявили охваченной благоговейным трепетом толпе, что они торжественно обещают поддерживать новый режим!

Из-за плохой организации «новое правительство» было разоблачено в ту же ночь. Трое лидеров, пообещавших под дулом пистолета быть верными, обратились против Гитлера. Чтобы не ударить в грязь лицом, Гитлер на следующий день согласился с планом, предложенным генералом Людендорфом, по которому коричневорубашечники должны были промаршировать к центру Мюнхена и захватить в нем власть. Эти два человека вместе повели колонну из трех тысяч штурмовиков к центру города. Во главе колонны развевался флаг с изображением свастики, за которым следовали вооруженные люди. Их сопровождали толпы народа.

Когда они маршировали по узкой улице Резиденцштрассе, выходящей на просторную площадь Одеонсплац, их встретил отряд полиции. Никто не знает, кто первый открыл огонь, однако с обеих сторон раздавалось множество выстрелов, и в течение шестидесяти секунд были поражены шестнадцать нацистов и трое полицейских. Гитлер шел, сжимая правой рукой левую руку одного из своих товарищей. Его товарищ упал, сраженный пулей, и повалил Гитлера на мостовую. Свидетели говорили, что Гитлер был первым, кто вскочил и подался вспять, покинув на улице своих мертвых или умирающих товарищей.

Гитлера быстро увезли на машине в загородный дом его друга для отдыха, объясняя это тем, что у него была вывихнута рука. Он был полностью дискредитирован и знал об этом. Во всем мире газеты провозгласили, что его карьере пришел конец. Неудивительно, что он помышлял о самоубийстве, часами просиживая с пистолетом, направленным себе в голову. От этого шага его отговорили жена и дочь друга, которые ухаживали за ним до полной поправки. И опять-таки, мы можем только догадываться, какой была бы история Германии, если бы ему хватило мужества нажать на курок.

Даже друзья Гитлера были смущены тупостью его попытки свергнуть правительство Баварии. Если бы она и увенчалась успехом, он никогда бы не смог овладеть остальной Германией. Однако Гитлер, как мы уже знаем, похоже, всегда бросал вызов обстоятельствам.

Два дня спустя Гитлера арестовали и обвинили в измене. Судьбе было угодно, чтобы судебный процесс в течение двадцати четырех дней сделал его знаменитым, поместив в заголовки газет по всему миру. Ему представили неограниченную возможность выступать с речами, и он использовал цветастое краснобайство для того, чтобы разнести свое послание по всей Германии и, если на то пошло, по всему миру. Его обвинили в измене и посадили на десять месяцев в Ландсбергскую тюрьму, где вместе с Рудольфом Гессом он написал библию нацистов — книгу «Майн Кампф».

Как он смотрел на эти события годы спустя? Гитлер видел в них руку провидения. Он верил, что если бы его путч в Мюнхене был успешным, то ему бы наступил конец, так как в то время у него не было силы осуществить революцию по всей Германии. Его неудача была ему во благо.

Вот как сам Гитлер истолковал свою первую неудачу: «Мы знали, что исполняем волю провидения, и были направляемы силой свыше… Судьба была к нам благосклонна. Она не позволила быть успешной акции, которая в случае успеха в конце концов неминуемо потерпела бы крах в результате внутренней незрелости движения в те дни и отсутствия организационного и интеллектуального основания».

Однажды судьба привела его к неудаче, чтобы он смог достичь успеха в другое время. Позже он получил пост канцлера именно тогда, когда партия нацистов находила все меньше поддержки. Таким образом, ему была дана возможность манипулировать, убеждать и угрожать Рейхстагу с тем, чтобы получить диктаторские полномочия — изгибы и повороты судьбы, без сомнения, просто поразительны. Неудивительно, что он принимал поклонение немецкого народа. Он верил, что в его карьере нет такой преграды, с которой судьба бы не справилась.

Покушения

К 1944 году судьба защитила Гитлера по крайней мере от шести покушений. Одно из них потерпело неудачу, когда не сработала бомба с часовым механизмом, установленная в его самолете. Когда впоследствии был проверен ее механизм, то не было обнаружено никакой причины, почему она не взорвалась.

Горько разочарованные заговорщики решили, что в следующий раз они достигнут успеха. Полковник Герсдорф согласился выполнить миссию самоубийцы. Он должен был спрятать в своей шинели две бомбы, поджечь фитили и стать во время церемонии в Берлине так близко к Гитлеру, насколько это было возможно. Он должен был взорвать себя вместе с Фюрером и его свитой.

По плану, после того как Гитлер скажет свою речь, Герсдорф должен был поджечь фитили и оставаться рядом с Гитлером в течение пятнадцати минут, необходимых для взрыва бомб. Однако судьба распорядилась иначе. Было объявлено, что Гитлер после речи останется только на пять минут вместо запланированного получаса. Очевидно, что фитили не были зажжены. Перемена планов спасла ему жизнь.

Наиболее известную попытку покушения совершил уважаемый в армии офицер по фамилии Штауффенберг. Вначале он с неохотой поддерживал Гитлера, но вскоре присоединился к растущему числу заговорщиков, которые надеялись убить одержимого фюрера.

Когда я посетил здание, в котором раньше размещалось главное военное управление в Берлине, а сейчас — музей движения Сопротивления, то был удивлен тому, насколько подробно были разработаны планы относительно установления нового правительства. Они уже решили, кто будет отвечать за различные министерства, кабинет министров и переговоры с Западом. Эти планы говорили об установлении полного контроля над Берлином в течение двух часов после смерти диктатора. Все, что оставалось сделать, — это убить Гитлера.

К радости заговорщиков, Штауффенберг был повышен в звании до полковника. Это означало, что он теперь имеет прямой доступ к Гитлеру.

После нескольких неудачных попыток покушения по причине отмены собраний или непредвиденных обстоятельств, ему, наконец, представилась благоприятная возможность.

Полковник Штауффенберг прилетел на встречу с Гитлером и его генералами в Растенбург. Ему было разрешено пройти через надежную охрану, и вскоре после полудня он попросил извинения и вышел в туалет, где приготовил бомбу. Он разбил капсулу с кислотой, которая должна была разъесть провод, удерживающий тяжелый ударник, что привело бы к взрыву бомбы.

Когда он вошел в комнату заседаний, Гитлер сидел в центре длинной стороны стола спиной к дверям, окруженный штабными офицерами, внимательно изучая карты. Фюрер сделал паузу, чтобы поприветствовать Штауффенберга, и сказал ему, что скоро хочет услышать его отчет. Штауффенберг занял свое место за столом в нескольких шагах справа от Гитлера. Он поставил свой портфель на пол, пододвинув его под столом, в результате чего тот оказался примерно в шести шагах от ног Гитлера. До взрыва оставалось пять минут.

Штауффенберг извинился и сказал, что ему необходимо срочно позвонить. Полковник Брандт, увлеченный тем, о чем шла речь, наклонился над столом, чтобы рассмотреть карту. Так как ему мешал портфель Штауффенберга, он дотянулся до него одной рукой и переставил в дальний конец стола. Этот поступок спас жизнь Гитлеру и стоил жизни Брандту.

Бомба сработала 20 июля 1944 года ровно в 12:42. Штауффенберг, наблюдавший за происходящим с расстояния нескольких сотен метров, видел тела, вылетающие из окон, и разбрасываемые повсюду обломки. Он нисколько не сомневался, что каждый, кто был в комнате, либо мертв, либо умирает.

В музее Сопротивления в Берлине можно увидеть телеграмму, сообщавшую о том, что покушение было успешным. Штауффенберг смог пройти через контрольные пункты и улететь обратно в Берлин, уверенный в своем успехе. После приземления он обнаружил, что заговорщики ничего не сделали для того, чтобы утвердить свою власть. К своему ужасу он узнал, что Гитлер не был убит. Полковник Брандт, переставив портфель в дальний угол комнаты за прочный дубовый стол, спас Гитлеру жизнь.

Погибли четыре человека, однако Гитлер отделался только потрясением — он получил несколько ожогов, ушиб правой руки и надрыв барабанных перепонок. Но вскоре он пришел в себя и даже провел встречу с Муссолини в четыре часа вечера того же дня.

Кому Гитлер приписал эту сверхъестественную защиту своей жизни? Не удаче, но Судьбе. Муссолини он сказал: «Очевидно, что со мной ничего не может случиться. Без сомнения, это моя Судьба продолжает действовать на моей стороне и ведет мою миссию к завершению… Теперь, избежав смерти, … я более чем когда-либо, уверен, что великое дело, которому я служу, будет проведено через существующую в настоящий момент опасность и что все закончится хорошо».

Через несколько часов после взрыва было установлено, что исполнителем этого акта был Штауффенберг. Он был казнен позже в тот же вечер, а в течение нескольких недель были жестоко убиты тысячи других, заподозренных в участии в этом заговоре. В час ночи Гитлер выступил с обращением к народу, в котором уверял в том, что с ним все в порядке и что он накажет ответственных за это презренное деяние. Он был избавлен потому, что у него есть дело, которое он должен исполнить. Гитлер сказал: «Я расцениваю это как подтверждение задачи, возложенной на меня провидением». После он говорил своему камердинеру, что это было еще одним подтверждением тому, что он избран провидением привести Германию к победе.

В январе 1945 года Гитлер обращался к своим солдатам со словами: «Я несу этот свой жребий провидения, которое посчитало меня вполне достойным для того, чтобы выполнить… завершающее дело в истории немецкого народа». В последние дни своей жизни он горько жаловался, что «Судьба лишила его победы», которой он желал. 30 апреля 1945 года он совершил самоубийство в своем бункере в Берлине. Судьба, которой Фюрер приписывал свое величие, была той же судьбой, что привела его к смерти. Та же невидимая рука, которая подняла его, затем и опустила.

Как нам расценивать неколебимую уверенность Гитлера в том, что он был ведом волею Судьбы? Кто стоял за всем происходящим? Каково Божие участие в делах человеческих? Какова в этом роль сатаны? И что можно сказать о самом Гитлере — какой была собственно его роль?

Толкование провидения

Библия содержит упоминания о том, что богословы называют Божиим провидением — факте, который заключается в том, что Всемогущий не оставил мир развиваться самому по себе, а активно участвует в делах человеческих. Беркхоф преподал это в виде библейского учения.

Провидение — это «то непрекращающееся приложение божественной энергии, посредством которого Творец сохраняет все Свое творение. Оно действенно во всем, чему надлежит произойти в мире, и направляет все сущее к уготованному для него финалу».

Существует пять столпов, на которых мы можем строить доктрину о божественном провидении. Советую вам прочитать эту главу до конца перед тем, как делать выводы. Нам придется совершить плавание по достаточно глубоким теологическим «водам», и я хочу быть уверенным, что мы достигнем пункта нашего назначения вместе!

Бог правит в делах человеческих

Когда мистер Клинтон был избран президентом в 1992 году, я услышал, как один христианский проповедник сказал: «Бог не имеет никакого отношения к выборам этого президента — это народ сделал выбор!»

Я нашел это утверждение маловероятным по нескольким причинам.

Во-первых, неизвестно, что сказал бы этот учитель, если бы президентом стал человек, глубоко верующий во Христа, сознательно принявший решение руководить страной в соответствии с библейскими принципами.

Не сказал ли бы он, что этот президент был поднят Богом для данного часа в истории Америки? Поставим вопрос по-другому. Разве Бог действует только тогда, когда во главе становятся праведные вожди, и непричастен к событиям, когда вождь определенно не имеет христианских качеств либо вообще является воплощением зла?

Во-вторых, мне интересно, как этот учитель объяснит десятки текстов Писаний, которые по сути говорят, что именно Бог поставляет правителей и свергает их? Мы не можем отрицать (и не должны того желать) тот факт, что Бог активно наблюдает за политической структурой мира и направляет ее. Даниил говорит, что Бог изменяет времена и эпохи и «низлагает царей и поставляет царей» (Даниила 2:21). Для того чтобы мы не истолковали его мысль неверно, он повторяет ее более ясно: «Дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Даниила 4:14).

«Господь сил» — это выражение, которое встречается в Ветхом Завете сотни раз в подтверждение того, что за видимыми правителями мира стоит невидимый Бог Вселенной.

Неудивительно, что Бог может говорить о языческом царе Сирии как о Своем помазаннике (Исайи 45:1) и может сказать пророку Аввакуму: «Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями» (Аввакума 1:6). Новый Завет усиливает такой вывод. Помните, как возмутился Пилат, когда Христос отказался отвечать ему? Он сказал Христу с вызовом: «Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Христос спокойно ответил с богословской перспективы: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Иоанна 19:10-11).

Когда Павел писал церкви в Риме во дни императора Нерона, он ясно заявил: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам 13:1).

Бог не отказался от Своей роли в земных делах языческого Рима или языческой Германии

Определенно, что Гитлер не мог бы править, если бы этого «не было дано ему Богом». Он вообще не имел бы никакой власти, если бы не оказался наделен ею свыше. Бог управляет всем! Бог делегирует свою власть ангелам, сатане и людям.

Как нам объяснить постоянные упоминания Гитлера о судьбе или провидении? Более чем очевидно, что голоса, которые он слышал, и силы, у которых он черпал свою силу, были не от Бога, а от сатаны. Как мы узнаем в следующей главе, Гитлер был воистину одержимым, а тело его было только оболочкой для живущего в нем духа. Его предсказание о том, что Третий Рейх продлится тысячу лет, было типичным примером того, как обычно обманывает сатана — он не может предсказать будущее с точностью, потому что не может управлять им. Возможно, ни один человек в истории не был настолько одержим темными и жестокими сатанинскими духами.

В каком же смысле в этом случае мы можем сказать, что именно Бог поднял Гитлера и сверг его? Образно говоря, Гитлер был в руках сатаны, однако сатана, несмотря на всю свою злобу, всегда находится в руках Божиих. Лютер напоминал нам, что даже дьявол является Божиим.

Всемогущий сотворил мир — Он сотворил и Люцифера, который согрешил и стал сатаной. Он — Единственный, Кто наблюдает за всем и направляет опосредованно все происходящее. Ничего не происходит, если только Бог не позволит произойти чему-то и не создаст такие условия, чтобы эти события стали возможны. Таким образом, Бог правил людьми даже тогда, когда хозяйничал Гитлер, сам находившийся под властью сатаны.

Бог установил пределы, в которых должен был оставаться сатана

Бог сказал: «Настолько и не больше». Сатана и люди имеют столько свободы действий, сколько им предписано Всемогущим. С человеческой точки зрения Гитлер сам правил нацистской Германией. Однако он не смог бы править без Божия согласия и присмотра. Как напоминает нам Павел, Бог «совершает все по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11). Некоторые предпочитают называть это Его «допускающей волей», однако это, тем не менее, Его воля. Он направляет все к назначенному концу.

Независимо от вашей богословской позиции, вы должны согласиться с тем, что Холокоста не было бы, если бы Бог не решил допустить его. Образно говоря, Он «подписал директиву», Он дал зеленый свет.

Поскольку Он решил допустить это, то мог также принять и не допускать. Вот почему Библия может сказать, что не существует власти не от Бога и что Бог правит во всех делах человеческих. Он не делает зла, однако Он решает допустить зло.

Это — достаточно сложный момент. Даже если зло противно Божией природе и Его явленному Слову, Бог, тем не менее, допускает его.

Очевидно, что Всемогущий поступает так для достижения Своей конечной цели. Бог готов не принять во внимание некоторые из собственных желаний, чтобы осуществить более великие намерения. Бог допускает и санкционирует все, когда-либо происходящее. Он даже допускает то, что ненавидит.

Если вас это не убеждает, то вспомните, что однажды поднимется еще один человек, который возродит планы Гитлера. Ему будет поклоняться не просто одна страна, но весь мир. Он произведет экономические и духовные чудеса. Он будет преследовать Израиль, отчаянно пытаясь уничтожить еврейское государство. Он, подобно Гитлеру, будет верить, что его подняла Судьба. Его головокружительный взлет будет приписываем тому факту, что он был «призван высшими силами».

В 13-й главе книги «Откровение» антихрист назван «зверем». Там написано: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть… И поклонились дракону, который дал власть зверю» (Откровение 13:2-4).

Четыре раза в нескольких стихах написано, что «ему была дана» власть. Несмотря на то что многие из нас верят, что будут вознесены, чтобы быть со Христом, еще до начала правления антихриста степень его власти заставит нас содрогнуться в изумлении.

«И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откровение 13:7-8).

Власть антихриста дана ему сатаной, однако сатане власть дана Богом. Причина, по которой Бог может предсказывать, что власть антихриста будет длиться только сорок два месяца, заключается в том, что влияние этого нечестивца зависит от Божией воли. То, что ему «было дано», будет точно так же у него отнято. Он не сможет править, если только «не будет дано ему с неба» (Иоанна 3:27).

Бог ненавидит идолопоклонство антихристу точно так же, как Он ненавидел идолопоклонство немецкого народа. Однако Бог, тем не менее, допускает его. Очевидно, что Он направляет события в мире к назначенному концу. Он использует войны и гонения для суда над неверующими и для дисциплинирования церкви. В конце концов, Его намерения будут осуществлены и Его имя будет прославлено.

Христиане в нацистской Германии, которые верили, что зло торжествует потому, что Бог слишком слаб, чтобы идти против течения, не могли обрести надежду в своих страданиях. Однако те верующие, которые знали, что Бог все еще правит, даже когда у власти находился Гитлер, могли быть уверены в том, что им воздано будет за все принесенные ими жертвы.

Их поддерживало следующее библейское убеждение: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Коринфянам 4:16-18).

Как Павел сказал в другом месте: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18).

Всякая власть от Бога

Это дает нам уверенность даже в тех случаях, когда ко власти приходят нечестивые правители. Гонения всегда отделяли овнов от козлов — они либо подталкивают людей в руки Божии, либо оставляют их на воздаяние по заслугам. Бог совершал в нацистской Германии больше, чем мы можем осознать.

Бог возлагает на ангелов, сатану и людей ответственность за то зло, которое Он допустил им совершить

Здесь мы, похоже, зашли в тупик. Если всем правит Бог, то является ли Он соучастником в злых делах людей? Эта дилемма, очевидно, стала причиной того, что Эйнштейн отверг веру в Бога как Личность. Он заявлял, что если Бог действительно всемогущий, то все человеческие мысли и поступки также являются Его работой. Таким образом, делая вывод о том, кто прав и кто виноват, Эйнштейн сказал: «Он до определенной степени должен был бы подвергнуть суду Самого Себя. Как это может быть объединено с приписываемыми Ему благостью и праведностью?»

Эйнштейн выразил то, с чем борется большинство из нас. Как Бог мог возложить ответственность на человеческие существа, если они просто исполняют Его волю? Полное обсуждение данного вопроса определенно выходит за рамки этой главы, однако в общем мы можем сказать, что созданные Богом существа с личностными качествами имеют достаточно независимости, чтобы нести ответственность за свои поступки.

Обратите пристальное внимание на то, что заголовок этой главы звучит не как «Бог или Гитлер — кто же в ответе?», а «Бог и Гитлер — кто же в ответе?». Бог исполнял Свою часть — Он делегировал власть. Гитлер и сатана исполняли свою часть — они разрушали.

Бог в ответе потому, что Он — Творец и устанавливает пределы. Гитлер ответственен за то, что он избрал в рамках этих божественных пределов. Бог не совершал зла, когда делегировал власть Гитлеру, однако Гитлер совершал зло, неверно использовав эту власть. Более того, Бог не подвергает суду Самого Себя, так как вне Его не существует стандарта, которому Он должен был бы соответствовать.

Таким образом, если мы рассмотрим общую картину, то Гитлер (хотя он и был направляем сатаной) правил в соответствии с разрешением и свободным избранием Бога Всемогущего. Бог дал сатане свободу обмануть Гитлера, а Гитлер сам принимал решения, приведшие его к подобному заблуждению.

История завершится в соответствии с Божиим планом

У нас не может быть сомнения в том, что история завершится так, как предсказано Богом. Обращаясь к верующим, Павел написал, что мы были «предназначены по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11). Очевидно, что бунт против Бога бесполезен. Независимо от того, кто выглядит победителем сегодня, в итоге побеждает Бог.

Просматривая отрывки кинохроники о Германии времен Гитлера, я не мог отделаться от мысли о том, насколько все это могло бы выглядеть по- другому, если бы христиане помнили, что вечность важнее времени! Это — урок, который мы должны запомнить еще до того, как в нашу жизнь придут гонения.

Мы не можем положиться на мудрость Божьих путей

Эта доктрина о провидении со всей ее таинственностью является не чем иным, как «подушкой», на которой мы можем успокоить свои усталые души. Гитлер использовал термины «судьба» и «провидение» попеременно, однако, в свете его карьеры, он был бы более точен, если бы использовал только исключительно термин «судьба». Дело в том, что он вверил себя сатане, который смог дать великие обещания, однако, в конце концов, не смог их осуществить. И Гитлер, его пешка, передал эти лживые обещания немецкому народу.

Слово «судьба» лучше всего подходит для описания силы, которая ограничена; силы, которая не гарантирует исхода; силы, планы и стремления которой могут быть расстроены. Судьба, о которой говорил Гитлер, не могла знать конечных результатов Второй мировой войны. Эта Судьба сделала Гитлера жертвой сил, которыми он не мог управлять. Эта Судьба могла контролировать только те события, к которым ей было позволено иметь доступ высшим провидением.

Говоря точнее, только христиане могут полагаться на доктрину о провидении, которая заключается в том факте, что весь мир управляется Богом, Который способен все довести до назначенного конца. Это то провидение, которое видит, как воробей падает на землю и знает количество волос на наших головах.

Христиане не верят в судьбу с ее тупиковыми путями и разбитыми надеждами. Те, кто пришли к познанию Христа, уверены в том, что они находятся в руках Божиих, а Он знает конец от начала и все обращает во благо. Мы живем не по судьбе, а по вере. Судьба ведет к осуждению, вера ведет к предопределенному уделу. «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петра 1:7).

Наш ответ на Божественное провидение

Существует три возможных ответа на божественное провидение.

Во-первых, это атеизм. Мы встречаем тех, кто говорит нам о том, что Бога, который может видеть жестокость этого мира (например, Холокост) и вмешиваться в ход событий, не существует. Мы должны быть внимательны к подобной реакции, так как действительно тяжело понять, как благой Бог может допускать (и таким образом предопределять) такое зло. Однако атеизм не приносит удовлетворения. Он утверждает не только то, что в нашем мире есть ужасающая несправедливость, но и то, что справедливость никогда не восторжествует.

У меня есть один друг еврей, который не верит в Бога как Личность именно по причине Холокоста. Но он выглядел смущенным, когда я однажды напомнил ему о том, что, согласно его точке зрения, Гитлер и его приспешники никогда не будут судимы за то, что они сделали. В атеистическом мире не только существует несправедливость этого мира, но и вообще не может быть справедливости. Атеизм учит о том, что наша молитва о справедливости никогда не будет удовлетворена.

Вторая реакция — это гнев, мстительный гнев на Бога. Некоторые люди из-за ужасов этого мира испытывают настолько сильную горечь по отношению к Богу, что не допускают Его в свою жизнь. Один такой обозленный человек сказал мне: «Если Бог есть, то он, должно быть, дьявол!»

Опять-таки, давайте будем достаточно искренни для того, чтобы признать, что мы все боремся с подобными мыслями. Мы спрашиваем, почему Гитлер не умер в детстве вместе со своими братьями и сестрой? Почему он вышел из столовой и не погиб от бомбы? Почему покушения на него были неудачными? Почему Бог «подписал директиву», которой Он фактически сказал: «Тебе разрешено творить зло, которое ты задумал»?

Подобный гнев объясним, однако он разрушителен. Гнев по отношению к Богу бесполезен и истощает силы. Тот, кто изливает свой гнев на Бога, никогда не победит. Нам может не нравиться то, что Он делает, однако, поскольку Он не спрашивает нас о том, как управлять Своей вселенной, мы только раним самих себя. Вы не можете потопить линкор при помощи игрушечного ружья.

Хуже всего то, что люди, гневающиеся на Бога, не могут быть утешены такими Его качествами, как любовь, милость и прощение. Лучше просто признать, что мы не можем охватить тайну Божьих путей, чем отвращаться от Того единственного, Кто может помочь нам. Поскольку Он знает больше нас и поскольку Он видит вечность, а мы — нет, лучше поверить в то, что мы бы согласились с Ним, если бы все знали наперед.

Третий вариант реакции на присутствие Бога, Который правит нашим жестоким миром, — это благоговение.

Тот факт, что Бог столь страшен, что позволяет свершаться в Своей вселенной всякой жестокости, должен служить для нас поводом приготовиться ко встрече с Ним один на один после смерти. Неудивительно, что «страшно впасть в руки Бога живого».

Либеральные богословы выдвигают безрассудные теории, которые учат о том, что Бог Ветхого Завета был жестоким, в то время как Бог Нового Завета любящий и добрый и никогда не пошлет кого-либо в ад. Мы можем ответить им, сказав: «Просто взгляните на Холокост!» Вам не нужно верить в Библию для того, чтобы увидеть, что существует сторона Бога, отличная от безграничной любви.

Из-за ужасов, которые Он допускает на этой планете, из-за того, что Его пути лежат за пределами нашего понимания, из-за того, что Он свят, нам следует принять дар нашей планете — Его Сына. Только Христос может укрыть нас от гнева Божия, который падет на всех грешников после смерти. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанна 3:36).

Мятежникам не дает покоя тот факт, что ничего в мире не происходит без божественного изволения. Но для тех, кто может назвать Бога своим Отцом, великое утешение знать, что все происходящее на нашем пути происходит именно так по причине Божия предопределяющего руководства. Не только великие события истории, но даже самые мелкие происшествия являются предметом Божия направления. И Он знает, как обратить зло во благо.

Христианам, противостоявшим нацистскому режиму, давали утешение слова Жана Кальвина: «Позвольте напомнить им, что диавол и вся когорта нечестивцев полностью удерживается Божией рукой как уздой, так что они неспособны ни замыслить каких-либо козней против нас, ни, даже замыслив их, подготовиться, ни, даже если они полностью спланировали их, пошевелить пальцем для их выполнения, если только Он не позволит им, и действительно не будет управлять ими». Зверства нацизма дали неверующим больше причин для неверия; у верующих же, крепко держащихся за Божии обетования, укрепилась вера.

Будь то Третий Рейх или последний Рейх — вселенной правит Бог. Да будут благословенны те, кто отдает всего себя прямо в Его руки, а не в руки тех подверженных ошибкам созданий, которым Он делегировал власть.

История о нацистской Германии — это реальная история конфликта между двумя спасителями и двумя крестами. В конце концов, церковь была вынуждена сделать выбор, так как в результате только один крест мог восторжествовать.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: