Бог-Садист или крест по силам?

5 апреля 2021 Алексей Плужников

Трагическая смерть клирика Донской митрополии протоиерея Андрея Немыкина вызвала много споров и подняла много старых вопросов. Точнее, не сама смерть (тут озвучиваются разные версии по поводу причины, вызвавшей самоубийство священника), а комментарий пресс-секретаря митрополии Игоря Петровского, который сразу же заявил, что болевший онкологией священник застрелился потому, согласно его предсмертной записке, что не смог терпеть боли, хотя при этом принимал сильные болеутоляющие. Мало того, ранее священник был еще и контужен в Чечне, что тоже могло повлиять.

При этом сайт епархии упорно молчит о смерти клирика, не выражаются никакие соболезнования, говорят, что его не будут отпевать и никаких панихид служить тоже не положено. (UPD: 4 апреля протоиерея Андрея похоронили, как рассказывают, без отпевания, людей на похоронах было много, но вот священников якобы не было вовсе.)

И вот тут снова встает богословский вопрос, ответ на который нам хорошо известен из поповско-приходской практики и из всяких «душеполезных» книжечек, на которых воспитывалось и наше духовенство конца ХХ — начала XXI веков, и наши прихожане. Ответ этот таков — «Бог не дает креста не по силам».

Но как тогда следует воспринимать то, что уважаемый священник, несколько десятков лет отдавший Церкви, связанный с военными, не раз посещавший места боевых действий, получивший контузию, ветеран, — и вдруг крест ему оказался не по силам? Или крест все-таки был по силам, как считают осудившие поступок самоубийцы-священника («ошибкой» назвал это пресс-секретарь епархии), а священник просто не имел достаточно веры?

И возникают вопросы уже к такому Богу, вернее, к интерпретации Бога в подобного рода богословской традиции (эти вопросы не раз проговаривали наши авторы на «Ахилле», как, например, недавно Василий Сергеев) — что ж это за Бог такой садист, который взвинчивает боль и страдание человека до такой меры, что человек не выдерживает и убивает себя сам? Если Бог якобы знает, что «крест по силам», то человек этого ведь не знает, раз предпочитает смерть, а не такой «крест».

Если дальше продолжить эту линию: а те, кого пытали в концлагерях годами, — это тоже был крест по силам? А люди, всю жизнь прожившие рабами на плантациях и не видевшие ничего светлого, а только работу, побои, насилие, голод, — тоже это было по силам? А дети — жертвы педофилов, похищенные и проведшие в страхе, муках и насилии годы, где-нибудь в грязных подвалах, без надежды на спасение, — им тоже Бог дал крест по силам? А Сам Бог при этом смотрел сверху и удовлетворенно кивал: «мол, молодец, терпи-терпи, вот тебя еще раз и еще раз изнасилуют, это ничего, это такой крест у тебя, а потом в раю будет все чики-поки!.. Ах, что, покончил с собой, не выдержал? — Ну извини, дорогой страдалец, обломись, иди-ка ты в ад — по плану, ты мог еще потерпеть денек или годок, а там бы я милостиво тебя убил руками насильника, и ты в рай бы вскочил, крылышками помахивая и аллилуйю запевая. Не обессудь, слабачок, сам виноват, крест был по силам тебе, так что пока-пока, привет чертям и сковородкам, на вечные муки!..» — Так примерно понимать?

Разве не поэтому люди в гневе не хотят иметь ничего общего с таким Богом и такой религией, потому что не хотят верить и поклоняться Садисту-Абсолюту?

Когда мы опубликовали статью Василия Сергеева «Личный-бог-с-большой-буквы: он немой или боится говорить с людьми напрямую?», то получили такой комментарий от одной женщины: она с праведным гневом накинулась на автора, мол, как он смеет, никогда не страдавший бездельник, упрекать Бога за страдания детей — вот у нее самой ребенок-инвалид и они с ним хлебнули горя сполна за десять лет, но Бога она не упрекает (несмотря на то, что вокруг все родственники оказались нехорошими и не поддержали их семью), и если, мол, ей бы дали возможность вернуться к началу и выбрать иной путь, то она бы выбрала снова этот путь страдания и подвига, путь к Богу, как он ей видится.

И самый частый комментарий-вопрос от наших других читателей был такой: а сам этот ребенок-инвалид хотел бы себе такую участь вновь? Его кто-то спросил?.. Но мать такого ответа в своем комментарии предсказуемо не дает…

И тут появляется второй богословский вопрос к удобному ответу православных — мол, Бог забирает человека в лучший момент его жизни.

Ведь не раз мы слышали от богоумудренных «старцев» или просто священников в качестве «утешения», когда умирал ребенок: Бог его забрал сейчас потому, что так лучше — ребенок пострадал немного, поболел, зато быстро попал в рай, а вот если бы он вырос, то стал бы негодяем и погиб навеки, очутившись в аду. Так что, мол, не плачьте, а радуйтесь, теперь у вас есть ангелочек на небесах, который молится за вас.

Но, простите, а не является ли это «утешение» в реальности извращением, жестокой насмешкой на самом деле? Ведь если бы это было так, то почему Бог не забрал протоиерея Андрея Немыкина на пике его болей, а позволил ему взять пистолет и застрелиться? Почему одних Он забирает (спасает) младенцами, а другим спокойно позволяет нагрешить и погибнуть, отправиться в ад, совершив самоубийство?

Ну, тут сразу начинают бормотать про «пути Господни неисповедимы» и про «свободную волю человека». Может, про свободную волю 55-летнего священника-ветерана еще и можно поговорить, а вот про таковую у младенцев — увы, не получится.

Вообще, это интересная тема: почему, например, вифлеемские младенцы, «пострадавшие за Христа», — святые и в раю, а какие-нибудь еврейские некрещеные младенцы, которые были брошены в печь Освенцима, — они не святые и не в раю? Вся заслуга первых, получается, лишь в том, что оказались в удачное время в нужном месте, а вторым не повезло с временем и местом? Не выглядит ли и тут Бог глумливым и жестоким самодуром, который считает «своими» тех, на которых рандомно ткнул Его абсолютный Перст?..

И что касается попадания в ад — видимо, епархия уверена, что протоиерей Андрей Немыкин отправится в ад, раз его не стали отпевать. Отсутствие отпевание — указание, что этот не наш, не православный, погибший.

А ведь всем известно, что самоубийц в РПЦ в целом не отпевают, но если у родственников есть справка от психиатра, что человек состоял на учете, был психически болен, то отпевание разрешат.

Получается, что у Бога тоже бюрократия: без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек? То есть наличие справки и истории болезни поможет тебе попасть в рай, а то, что у человека от боли помрачился рассудок в критический момент — это не принимается. Может, вообще любое самоубийство — это кратковременный психоз, ситуация, когда человек не отвечал за себя?

Но нет, доктор сказал «в ад» — значит в ад. В РПЦ ты должен лишь страдать и нести свой крест, ведь он тебе по силам. Ну а лузеры-самоубийцы и прочие потерявшиеся овцы тут не нужны, не надо нам портить бодрую статистику спасающихся. Верховному Садисту это может не понравиться.

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: