Бог же вам в помощь, духовныя дети, полезайте, дети, во чужия клети

14 января 2020 Александр Амфитеатров

Из книги Александра Амфитеатрова «Русский поп XVII века. Этюды» (Белград, 1930). Как объясняет сам автор, эта книга — извлечение из его другой книги по бытовой истории XVII века «Соломония Бесноватая». Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги.

***

Много упреков взводилось на духовенство и многими грехами оно было виновато против своего посвящения и совести. За деньги продавали таинства, преподавали Тело и Кровь Христову недостойным, «мзду некую получив, свершали незаконные браки, воровски утаивали казенный доход». Священники и дьяконы, «неподобнаго ради приобретения», завладевали иногда двумя церквами, и также зачисляли за собою причетнические места. Заботясь только о прибытках, священнослужители и церковники не брезговали даже такими непристойными для пастырей церкви промыслами, как винокурение, чернокнижие и — наконец — воровство и разбой!

***

Просматривая архивные дела уездных судов Нижегородской губ. за XVIII век, с изумлением видим, что в одном селе поп держал притон для воров и разбойников, в другом разживался приемом краденых вещей, в третьем сам воровал и грабил, участвовал в разбоях, как в привычном промысле.

В 1788 г. в Арзамасе началось и потянулось на 13 лет дело о бывшем попе сел Богородского и Захарьевки, Григорье Алексееве, с дочерью в чинимых ими кражах. Этот батюшка, по всей вероятности, был клептоман: тащил буквально все, что плохо лежало, — церковную утварь, жемчуг с икон, белье, развешенное во дворе y дьячка-соседа, живых баранов с базара, бочки из-под вина, драницы, колеса, двери. Все покраденные предметы были y него обнаружены обыском, но поп ни в одной краже не сознался, утверждая, что вещи его собственные. После тринадцатилетней волокиты дело о. Алексеева было прекращено по коронационному манифесту 1801 года.

XVII век, помимо участия духовенства в разбоях Разинщины, богат примерами якшания попов с «удалыми». Даже не в селе, a в самом Воронеже на посаде, Ильинский поп Яков водился с местным разбойником Антошкою. Заманив к себе боярского сына Федора Плясова «вина пить», поп Яков с Антошкою и своими домашними пытали и мучили гостя, вымогая деньги, ограбили дотла, водили топить на реку, но смиловались, отпустили, приведя к кресту, что жаловаться не будет.

В 1671 г. появились разбойники в Тотемском уезде. Сообщником их, пристанодержателем и приемщиком награбленного добра оказался строитель Тафтенской пустыни, старец Ферапонт.

Можно думать, что воровские и буйные элементы в духовенстве XVII столетия развились из семян Смутного времени. Тогда сельское духовенство сыграло большую роль в организации патриотического партизанского движения «шишей». Первоначальная деятельность «шишей» была полезна, но, как всякая партизанская организация мелкого действия небольшими бандами, «шиши» не избежали вырождения в погромные шайки. В 1612-15 г.г. сельский обыватель Московии едва ли меньше терпел от патриотов «шишей», чем от гультаев Лисовскаго, и едва ли больше любил их, чем «панов», «усов» и прочих удалых, застрявших на Руси, как острые осколки Тушина и «литовского разоренья». Разбойничье вырождение шишей, равно как участие в их шайках духовенства, оставило след в народных сатирических песнях:

С Дону, с Дону, с Дону, с Дону, с-за Дунаю!

Как ехала свадьба на семерых санях.

На семерых санях, по семеро в санях.

В первых-то санях — атаманы сами.

Во вторых-то санях — есаулы сами.

В третьих-то санях — разбойники сами.

A в четвертых санях — мошенники сами.

A в пятых-то санях дерники сами,

A в шестых то санях — ?

A в седьмых-то санях сам поп-от Емеля.

Сам поп-от Емеля, — крест на рамени,

Крест на рамени, полторы сажени.

A Бог же вам в помощь, духовныя дети,

Полезайте, дети, во чужия клети,

Во чужия клети, молебны пети.

Коли Бог поможет, попа не забудьте,

Коли чорт порушит, двора мово не знайте.

В тверском, Старицкого уезда, варианте, кроме попа Емели (лица, кажется, исторического; в песнях он именуется также Семеном. Не от него ли пословица: «Умен, как поп Семен, что книги продал да карты (вар. кости, саблю) купил»? — a Загоскин в «Юрии Милославском» окрестил его, тоже на основании песни, Еремою) является еще жена его, попадья Алена. Подобно той Алене, старице-ворожее, которая, в Разинщину, разбойничала в Темникове с атаманом Федькой Сидоровым и была сожжена кн. Долгоруким, эта Алена — тоже ведунья:

Попадья Алена на воду смотрела,

На воду смотрела, ворам говорила:

Не ездите, дети, в чужия клети,

Не та погода, будет невзгода.

Не слушались воры попадьи Алены,

Сели-засвистали, коней нахлыстали.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: