Богослужения Страстной седмицы и Пасхи для совершения дома

15 апреля 2020 батюшка Лютер

Пандемия коронавируса заставила христиан по всему миру проводить великие дни Страстной седмицы и сам день Пасхи в стенах своего дома, в карантинных помещениях или больничных палатах. Верующие люди оказались лишены привычных богослужений, но не лишены Христа Страдающего и Воскресшего, ведь христианство, которое учит поклоняться Отцу «в духе и истине», не является храмоцентричной религией, неразрывно связанной с сакральным зданием. «Всевышний не в рукотворенных храмах живет», — говорит диакон Стефан в речи накануне своей казни, пандемия очень хорошо напомнила об этом всей Церкви. Храм может возникнуть везде, где возглашается имя Божие и где верные собираются ради Христа. Поэтому храмом может стать и квартира, и больничная палата. Однако те, кто в это верят, сталкиваются с серьезной трудностью. Беря в руки сборники с последованиями служб Страстной седмицы, они видят многостраничные чины на малопонятном языке и с плохо прослеживаемой логикой и структурой.

Православное богослужение во всей своей сложности подразумевает храмовое действо. Приспособить такое массивное последование к нуждам домашней молитвы не просто. Недостаточно просто взять и заменить священнический возглас «Благословен Бог наш…» на мирянский «Молитвами святых отец наших…». Необходима кардинальная перестройка всего чина. Такая попытка была предпринята батюшкой Лютером и воплощена в сборнике «Богослужения пасхального триденствия».

Основной принцип при составлении сборника был предельно прост: выделить смысловое ядро богослужения и сделать его ясным и понятным. На практике это выразилось в том, что бо́льшая часть гимнографии была опущена, а чин богослужений суточного круга был сведен только к самым главным элементам. Составитель стремился в каждом последовании на центральное место поставить библейские чтения, окружив их разумным количеством гимнографии. Церковный человек, хорошо знакомый со службой, поначалу будет поражен, насколько сильно преобразились знакомые последования. Но не стоит воспринимать предлагаемые здесь чины просто как продукт сокращения, к которому волей или неволей прибегают все священники, просто в его радикальной форме.

Богослужение не должно становиться самоцелью, оно должно приводить нас к духовным размышлениям, настраивая ум и сердце на особый духовный ритм Страстной седмицы. Поэтому, совершив тот или иной чин в том объеме, который вам подходит исходя из ваших обстоятельств, обратите свой взор внутрь себя и помолитесь Богу сердечной молитвой. Созданию особой молитвенной обстановки могут способствовать традиционные вспомогательные средства: свечи, иконы, ладан, распятие. Забудьте о «вычитывании» полного объема правил и служб, они — всего лишь инструмент в деле богообщения.

Последования составлены с учетом того, что в молитве могут принимать участие несколько человек, поэтому службы носят «антифонный» характер, то есть предусматривают ответы молящихся.

Хочется верить, что сей скромный труд поможет увидеть новые грани богослужения Страстной седмицы и усвоить новый церковный язык для разговора с Богом. Разговора, возвышенного в своей простоте, немногословности, скромности. Ведь именно так мы общаемся с любимыми и родными людьми, которым мы открываемся не в высокопарных речениях, а в простой фразе, взгляде, движении тела и души.

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: