Борясь за сквер, люди тем самым борются за независимую от власти церковь

16 мая 2019 Алексей Марков

Постсоветская власть России, особенно после Болотной, непрестанно и с усилением борется с неминуемо пытающимся созреть и развиться в стране гражданским обществом. Ибо это для нее смерть, разрушающая саму возможность неограниченной и ничем не контролируемой монополии на власть.

Церковь вполне могла быть одним из таких центров созревания, эту опасность руководству Русской Православной Церкви, видимо, не без помощи государственных органов, удалось купировать давно, еще при прежнем патриархе. Теперь же новый этап: из РПЦ удалось сделать одного из основных союзников в деле гонений на все возможные попытки сформировать гражданское общество. Нынешняя история с храмом и сквером в Екатеринбурге тому и нагляднейший пример, и случившаяся особая точка противостояния. Пытаясь изобразить живой народ и гражданские движения маргиналами, руководство и заинтересованные представители РПЦ на месте и в Москве все больше сами становятся маргинальной агрессивной сектой с соответствующей риторикой, методами и взглядами на окружающий мир.

Но есть в этой истории еще один момент, на который мало обращают внимание. Дело в том, что огромные, да еще и кучно стоящие соборы и крупные церкви априори не смогут быть самоокупаемыми. Очень дорого их содержание, не говоря уж о ремонте и прочих расходах. То есть все эти огромные здания с золотыми куполами делают РПЦ заложницей спонсоров, местной и государственной власти. А если в один момент власть разочаруется в поддержке церкви, посчитает ее неэффективной, то здания эти придется либо сдавать в аренду, либо отдавать.

Чтобы не расписывать много, укажу на одну деталь: отопление. Высокие дореволюционные храмы в России почти всегда функционировали только летом, на зиму были либо отдельные низенькие храмы, либо перекрываемые приделы с низким потолком. В российском климате протопить высокое помещение стоит не дорого, а очень дорого, и настоятели таких храмов не раз мне это подтверждали. И это только один пункт.

Так что вполне логично можно заключить, что борцы за сквер, сами того часто не подозревая, борются и за экономически независимую от власти и выполняющую свои прямые функции церковь. Это я специально без всякого богословия пишу. Но если человек идет путем правды, то и сопутствующие вещи сами собой укладываются в ту же сторону, равно и наоборот…

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: