Будущее бывших 2.0

25 мая 2020 Ольга Прядкина

По поводу предложения о. Федора Людоговского.

Хорошая идея взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке. Полезно иметь возможность общения, обмена опытом и взаимной поддержки. Для некоторых «бывших», наверно, именно это и нужно, и способно помочь прямо сразу.

Я уже долго ношу аналогичную идею по поводу бывших (и не совсем бывших) монахов — но акценты и первоочередные задачи мне видятся другие.

Сначала общие соображения.

Если объединяться будут именно «бывшие», то объединение может быть только на основе «бывшести», общего прошлого. Чем больше они адаптируются в новой жизни, тем больше расходятся, потому что люди все разные, новые интересы, занятия, профессии возникают у всех разные.

Поэтому мне кажется, что:

1. объединение имеет смысл только на некоторое время, до наступления уверенной адаптации в новой жизни;

2. это объединение должно иметь целью именно облегчение адаптации самых «новеньких» и испытывающих самые большие проблемы;

3. после наступления некоторой достаточной адаптации не стоит продолжать (там находиться), а особенно удерживать в таком объединении — потому что для многих этот прошлый опыт весьма травматичен, хочется его забыть/от него уйти; и потому что зависать в общении вокруг старых травм/несчастий/обид это само по себе нездоровое дело и консервирует эти проблемы на неопределенно долгий срок.

Кому и что именно может быть нужно (как мне кажется):

1. Мирянам и тем клирикам, которые не «с головой» были погружены в систему, были и раньше за штатом, или в штате, но имели параллельно светскую работу, легче всего. Они вполне социализированы, им надо разруливать только духовный кризис. Для них может быть хорошей идеей то, что предлагает о. Федор.

2. Клирикам, которые были «с головой» в системе, не имели других источников дохода, кроме церкви, не имеют светской профессии — намного тяжелее материально. Но поскольку у них почти всегда семьи, дети, то хотя бы через это социализация у них тоже более-менее. Тем, кто много лет сидел на глухом деревенском приходе, сложнее, но и они примерно представляют, в каком мире живут и как этот мир устроен. Им пригодится профориентация (знание, как устроен современный рынок труда, что можно вообще начать), профпереподготовка (скорее всего, какие-нибудь онлайн-курсы), идеально — если бы социальный бизнес.

3. Самая тяжелая история у бывших насельников монастырей, у людей, проживших много лет в сектах разных «старцев» при монастырях или на приходах, и у бывших воспитанниц некоторых монастырских приютов. Таким людям нужна серьезная и длительная реабилитация как после деструктивных сект.

Не все бывшие монахи одинаково поломаны и дезориентированы, кому-то легче, я об этом писала (ссылка один, ссылка два) — тогда они попадают во вторую группу. Больше всего нуждаются и в самой серьезной помощи те, кто прожил в закрытой деструктивной системе бо́льший срок, кто изначально был более искренен, имел более серьезные намерения и оказался сильнее всего индоктринирован.

Первой и второй группе нужна психологическая помощь. Третьей группе нужна серьезная психотерапия ПТСР и разных травм.

(На самом деле психотерапия может быть нужна людям из каждой группы, как и любым другим. От неосознанных психологических проблем и неосознанного желания их решить идут не только в монастырь, но и вообще в церковь, часто и в брак. Из желания «на ручки» могут идти не только в послушание к старцу, но и в дружеский кружок. Но это не относится к проблеме «бывших».)

Этим, самым тяжелым, прежде всего помог бы специальный реабилитационный центр.

Поскольку по сей день даже среди читателей «Ахиллы», не говоря о прочем честно́м народе, распространен взгляд на монахов «сами-выбрали-чо-хотите-зажрались-лукавые-хари» и непонимание, в чем проблема — уйти и зажить как все люди, если плохо, объясню еще раз.

В современной РПЦ монастыри открываются волевым решением архиерея, для экономических и репутационных выгод системы.

Архиерей должен где-нибудь найти кого-нибудь на должность игумена/игуменьи. Эти кандидаты — точно не «правила веры и образы кротости», в приоритете деловые качества, или хотя бы харизма для привлечения спонсоров. Назначенным игуменам ставится задача восстановить-организовать-обеспечить-создать и в кратчайшие сроки, а для этого найти где хотят побольше насельников, то есть рабсилы.

«Старцы» и духовники «благословляют» туда людей в неопределенном или сложном жизненном положении, иногда с детьми, иногда разбивая семьи, часто манипулируя и убеждая, что «воля Божья».

Люди изначально психологически проблемные, подвергаясь плотной идеологической обработке и примеру окружающего коллектива, индоктринируются и невротизируются еще больше. Повторяю, с чем более искренними и серьезными намерениями приходит человек, тем больше использует и выжимает его система (это относится и к клирикам).

Из-за тотального насаждения идеи «послушания» как главной добродетели, то есть запрета на собственное мышление и ответственные решения, а также из-за ощущения «меня обманули и используют», у большинства монастырских насельников развивается комплекс жертвы и инфантильность. Это сильно осложняет возможность любых изменений.

После многих лет такой жизни и прочного усвоения, что окружающий мир «во зле», а если выйдешь — гарантированно погибнешь и сам, и родные, уйти невероятно сложно. Очень сложно и адаптироваться.

Нужно одновременно решать срочные задачи сразу на всех уровнях: материальном — где и на что жить, образовательно-профессиональном — где и чем зарабатывать, информационном — где я вообще оказался, в каком мире, в каком обществе, что за люди вокруг, чем и как они живут, о чем и как говорят; кризис идентичности — кто теперь я сам; духовный кризис во весь рост.

В сухом остатке. В зависимости от глубины проблем «бывших» им может понадобиться помощь разных уровней:

1. Сообщество товарищей по несчастью для взаимной помощи в преодолении духовного кризиса, в переосмыслении духовных вопросов, в перезагрузке духовной жизни.

2. Информационная и социальная поддержка товарищей, уже прошедших этим путем, возможно, сообщество типа АА (Анонимных Алкоголиков).

3. Помощь профессионалов: психологическая и психотерапевтическая, юридическая, профориентационная.

4. Реабилитационный центр как для жертв деструктивных сект. Социальный бизнес для тех, кто не имел светской профессии, или по возрасту не может найти достойную работу.

Для третьего и четвертого пунктов необходима материальная база. Необходима она и для хотя бы временной поддержки всех только вышедших из системы и оказавшихся без средств к существованию.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: