Будущее бывших

11 мая 2020 священник Федор Людоговский

Знаете ли вы, кто такие бывшие? В советскую эпоху бывшими именовали тех, кто в прежней жизни относился к привилегированным классам — то есть прежде всего к дворянству. И мои прадеды и прабабки были как раз такие бывшие.

А я в последнее время все больше думаю о других бывших — о тех, кто не так давно относился к социальной группе, обладавшей некоторыми негласными привилегиями. А именно — к духовенству. И сам я как раз такой бывший. Сана я не лишен, и даже вроде бы не под запретом (надолго ли?), но я фактически не служу уже больше года — и вряд ли когда-нибудь буду. Так что я теперь бывший в обоих смыслах — и по происхождению, и по собственной судьбе.

Но в этой публикации речь пойдет не обо мне — у меня-то в целом все хорошо. Речь о тех сотнях, а может быть, тысячах священников и дьяконов, которые по разным причинам оставили свое служение, а также о монахах, вышедших из монастыря. А в самом деле, сколько их? Есть ли здесь какая-то статистика? Наверное, для каждой епархии РПЦ имеются данные о количестве наличного духовенства и монашествующих. Но, боюсь, нигде нет никаких цифр, которые отражали бы число бывших.

«Ахилла» — это как раз тот ресурс, куда пишут люди, оказавшиеся у черты этой бывшести — либо уже находящиеся за чертой. Но у меня как у читателя возникает ощущение (быть может, не вполне верное), что каждый из авторов находится в каком-то отдельном пузыре, в каком-то своем мире, который не пересекается с мирами других людей с аналогичными историями. Как русские за границей, встречая своих соплеменников, делают вид, что не имеют к ним ни малейшего отношения, так и многие бывшие держатся особняком, не испытывая потребности в новых контактах.

Причины отчасти понятны. Человеку нужно время, чтобы зализать раны. Нужно какое-то пространство в душе, чтобы туда снова можно было пустить другого. Нужно найти новую опору в жизни, сформировать новую картину мира — и некоторым легче делать это в одиночку.

И все же мне кажется, что в таком положении дел есть что-то неправильное. Ушедшие послушницы и послушники, монахини и монахи, дьяконы и пресвитеры — это, как правило, совестливые и неравнодушные, талантливые и энергичные люди. Хочется верить, что в своей новой жизни они могли бы раскрыть и развить свои таланты, применить свои знания на пользу себе и другим людям, оказать помощь тем, кто сейчас стоит на пороге и кому не с кем поговорить.

И здесь очень важно взяться за руки, важно не пропасть поодиночке. Конечно, речь не идет о каком-то союзе федерального масштаба с первичными ячейками и членским взносами, об организации с многоуровневой иерархией и ежеквартальными отчетами — нет уж, спасибо, накушались. Скорее можно было бы думать о некой сети сообществ — в том числе интернет-сообществ. Суть ведь не в форме — суть в возможности общения, в обмене опытом, во взаимной поддержке.

Не берусь давать конкретных рецептов, не буду сочинять определенных форматов — скажу лишь, что мог бы сделать лично я. Наверное, всем уже известно, что я занимаюсь коучингом. Но это долговременная индивидуальная работа с клиентом, это один из источников моих нынешних доходов, так что я беру за это деньги. Надеюсь, мне не нужно в этом оправдываться или что-то объяснять.

Однако есть вещи, которые мне было бы интересно делать независимо от денег.

Во-первых, я хочу провести серию эфиров (или, возможно, даже вебинаров), посвященных эволюции религиозных представлений, развитию веры, духовности. Здесь прослеживается движение от магии через миф к рациональному и пострациональному мышлению. Религия, как мы ее знаем, это именно миф (в самом почтенном, культурологическом смысле этого слова), подчас обильно приправленный магизмом. Но существует множество уровней веры, и мифическая вера — это лишь одна из первых стадий. Это только начало той дороги, которая уходит в бесконечность. И я надеюсь, что эти видео помогут многим бывшим и колеблющимся более полно и объективно осмыслить свой путь, понять, где они находятся и куда могли бы и хотели бы прийти.

Во-вторых, я готов делиться своим личным опытом. Я прошел путем собственной эволюции, я был и священником, и, одновременно, научным работником. Даже будучи в молодые годы пылким и весьма консервативным неофитом, я никогда полностью не порывал с научной картиной мира, и это, как я теперь понимаю, поддерживало меня на плаву, не давало окончательно свалиться в дорациональный, некритический способ восприятия мира. И хотя каждый живет свою жизнь, все же знакомство с опытом коллеги может побудить слушателей и читателей к собственным размышлениям или даже к давно назревшим действиям. Так что я надеюсь, что уже опубликованные мои статьи и интервью, а также будущие эфиры и публикации сослужат кому-то добрую службу.

Наконец, по мере сил я готов участвовать в каких-то коллективных обсуждениях, выступать на дружественных площадках. И я был бы очень рад, если результатом были бы не одни лишь разговоры сами по себе, но некое общее понимание перспектив. Говоря о перспективах, я имею в виду, с одной стороны, как православие и христианство в целом, так и судьбы тех людей, кто вырос из неофитства, вышел из системы и теперь ищет новую точку отсчета.

Я уверен, что среди бывших есть множество людей с самым разнообразным опытом и талантами. Что мог бы делать я сам, я описал выше. Другие люди могут делать что-то другое. И если бы мы будем вести себя более смело и активно, если сможем уйти от позиции оправдывающегося, равно как и от позиции обвинителя (что в некотором смысле одно и то же), то, думаю, у нас появится возможность двинуться вперед, не оглядываясь больше на прошлое. Да, учитывая полученный опыт, но все же двигаясь вперед.

Один из моих коллег — такой же бывший, как и я, — написал мне не так давно, что меня читают тысячи и десятки тысяч людей по всей Руси великой. Не знаю, так ли это. Мне-то иногда кажется, что я разговариваю сам с собой. Но если к моим словам и в самом деле прислушиваются, то я хотел бы повторить здесь одну очень простую мысль:

Друзья, вы не одни. Нас много. Мы — это не только бывшее духовенство и монахи. Тем же путем прошли и многие миряне. Им, может быть, в чем-то легче, но направление движения — оно у нас одно. Так что давайте держаться вместе. И тогда мы сможем сами построить свое будущее. Мы бывшие — но у нас есть будущее. И я убежден, что жизнь еще только начинается.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: