Бывает и по-другому
7 мая 2017 Ахилла
Письмо-отклик от автора статьи «Что вы ищете в Православии?»
***
Часто просматриваю статьи «Ахиллы», спасибо Создателю, и вот увидел статью Марии Абловой «Всюду проповедь войны и страдания…» − мысли автора оказались удивительно созвучны моим собственным. Поэтому я решил написать свой комментарий к ним. Хотелось бы поддержать автора.
«Кричит на них и утверждает, что они должны всю оставшуюся жизнь посвятить церкви за то, что отправили безвинных детей в ад…»
Понимание крещения как омовения от первородного греха действительно создает такую проблему. В Новом Завете крещение – это погружение в смерть Христа, обещание (просьба) доброй совести. Отсюда я понял, что крещение имеет смысл только в сознательном возрасте. Человек должен лично присягнуть на верность Богу, осознав пустоту жизни без Него. Дети же освящаются верующими родителями (Первое послание к Коринфянам 7:14).
«Смотрю службу, а у самой в голове такие мысли: сколько же лишних слов в нашем богослужении! Повторений, такого нелепого, что хоть оторви и брось».
А я с некоторого времени перестал понимать, зачем столько раз повторять «Господи, помилуй».
«Бог во Христе простил вас» (Послание к Ефесянам 4:32). Простил! Вы, те, кто тысячи раз просит «помилуй», что вы хотите? Чтобы Бог еще сколько раз посылал на смерть Своего сына?!
Да и Христос сказал: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны…» (Св. Евангелие от Матфея 6:7).
«И разве не нелепость огромный храм, где стоят три старушки на службе, не понимая ни слова. Но как же — содержать эту махину Сам Бог велел».
Бог со времени Христа не велел строить храмов. В них просто отпал всякий смысл. Жертва принесена Христом раз и навсегда. Новый храм Бога – это христиане (Первое послание к Коринфянам 6:19). Удивительно, но почему-то никто не скажет этого бойцам-храмозащитникам.
«На собранные деньги тут же пьют…»
Православная аскетика не позволяет сказать грешнику, что он совершает грех. Это очень странная и небиблейская идея, что чужой грех надо замалчивать. Однажды меня поразили слова одного протестантского проповедника: «Обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Книга Левит 19:17). Если ты не обличаешь грешника, то ты сам будешь виновен в его грехе. В результате такие люди садятся на шею к православным, а протестантов (я видел это лично) они бояться, потому что библейские слова рубят их по живому.
«Иногда Ему больше в мире места, чем здесь, в Его доме».
А разве там Его дом? Разве Он говорил об этом? «Разве не знаете… храм Божий свят; а этот храм — вы» (Первое послание к Коринфянам 3:17).
«Теперь о текстах и житиях святых. Некоторые из них безнадежно устарели, и скорее могут рассказать об эпохе, когда они писались, чем о смысле праздника».
Более того, представьте, если бы святой отшельник из жития XV в. оказался в нашем времени, куда бы его поместили?
«Другое дело, что думать нам запрещено».
Потому что это − ортодоксия – вера в правильное исповедание. «Мнение – мать падения».
«Проповедь войны. Культ войны».
Многие мои знакомые, как и я сам, пришли в Православие через идею войны за Святую Русь. И вот однажды, глядя на золотой купол храма, я подумал примерно так: «Здорово, что у нас такая воинственная вера − мы против всего мира, только вот еще бы Христа с распятия убрать…» Потом я понял, что словами «за други своя» можно оправдать даже агрессивную войну. Хотя Христос говорил совсем о другом.
«И проповедь страдания, как единственно возможного пути спасения, изнурения себя».
Именно! В православных житиях я встретил такую идею: Христос умер на кресте, и теперь, чтобы спастись, нужно повторить подвиг Христа − истязать себя на столпе, в яме, в пещере и т.д. Вероятно, подобное представление возникло в Сирии, именно там еще с дохристианских времен была распространена практика самоистязания.
В Новом Завете я вижу совсем иное: Христос умер на кресте вместо людей, чтобы избавить их от подобной участи. Теперь спасение обретается верой во Христа, которая проявляется в делах любви.
«Разве и так не достаточно скорбей, чтобы лишать себя простых радостей в жизни? Не думаю, что наши хлопоты, скорби и радости — суета. Это жизнь. И хочется научиться проживать ее осмысленно и с благодарностью».
Однажды на собрании христиан (протестантов) я услышал одну простую и немного наивную песню − я был потрясен. Текст у нее был такой:
В нашей жизни самое прекрасное
Не ценою денег покупается.
Даром с неба светит солнце ясное,
И луна нам даром улыбается.
Даром, даром Бог даёт спасение,
Даром, даром Бог даёт прощение.
Даром на распаханные полосы
Льётся дождь со щедростью обильною.
Даром ветер гладит наши волосы,
С дуба листья рвёт рукою сильною.
Даром птичьим пеньем наслаждаемся.
Зорями, восходами, закатами;
С близкими, любимыми встречаемся
И вдыхаем воздух не за плату мы.
Никакой монетой не заплатите
За ребёнка ласку необычную,
За супругов нежные объятия.
За любовь, за дружбу бескорыстную.
Но всего дороже, драгоценнее
Нам в подарок Богом преподнесено —
В Иисусе вечное спасение,
Принимай и улыбайся весело.
Посмотри, как Бог к тебе склоняется,
И пойми, что, как свет солнца ясного,
Не ценою денег покупается
В нашей жизни самое прекрасное.
Они славят Бога за жизнь, солнце, ветер, урожай, супружескую любовь и дружбу. Разве это не важнее правильных догматов? Если бы не страх и не предвзятое отношение в нашем народе…
«Со дня Пасхи прошло чуть более двух недель. И о Пасхе в службе почти ничего. О любви, радости — почти ничего».
Однажды, мой знакомый христианин рассказал мне, как он зашел в один православный монастырь зимой и воскликнул в церковной лавке: «Христос воскрес!» Женщины в лавке впали в ступор, потом произнесли: «Но ведь сейчас не Пасха». Он ответил: «А у меня всегда Пасха!»
Так что бывает и по-другому…