Чего стоит гриф митрополита Меркурия?

22 октября 2021 Александр Усатов

Вчера я обнаружил, что с сайта Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ исчезли две мои последние книги.

Это мне напомнило «исчезновение» часов патриарха: книга исчезла, а мое имя в ссылке — нет. Посмотрите:

https://pravobraz.ru/ierej-aleksandr-usatov-oglashenie-na-sovremennov-etape-2/

Здесь цифра «2» означает, что было и первое издание книги, в которое вносил критические правки патриарх Кирилл и митрополит Иларион (Алфеев). В итоге 2-е издание было рекомендовано Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (ОРОиК РПЦ 15-025-003) и допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви (ИС Р15-516-3247).

Удивительно, что с сайта спешно удаляются издания автора, который долгие годы работал при СОРОиКе экспертом и сам писал отзывы на книги, претендующие на гриф СОРОиКа. А еще проверял заявки конкурса «Православная инициатива».

Интересно, все эти труды тоже необходимо уничтожить и отозвать результаты?

Вторая книга, упоминание о которой исчезло с сайта СОРОиКа — «Основы православной веры и церковной жизни в вопросах и ответах».

Она была издана тиражом 6000 экземпляров и распространялась среди участников Рождественских чтений в 2020 г. перед моим уходом из РПЦ.

Если эта книга стала неугодна Церкви, то что нужно оставить? У нее было несколько предшественников.

В 2017 г. СОРОиК отредактировал и переиздал книгу Практическое руководство по приходскому консультированию / прот. А. Зелененко, иером. К. Горбунов [и др.]. — Москва: ЭйПиСиПаблишинг, 2017. — 230 с.

Я участвовал в редактировании этой книги и хотел бы поделиться с читателями реалиями работы экспертизы СОРОиК РПЦ.

Это поможет нам понять, чего реально можно ожидать от книг с грифом Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

Посмотрим, как эту книгу издавали в СОРОиКе.

«12 апреля 2011 года в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоялось очередное заседание Экспертного совета по присвоению грифа Отдела. Работу Совета возглавил Председатель Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Преосвященнейший епископ Зарайский Меркурий. В заседании приняли участие члены Экспертного совета: заведующий Сектором православного образования Отдела иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) и др. По итогам заседания гриф Отдела «Рекомендовано» присвоен учебно-методическому пособию по катехизации «Практическое руководство по приходскому консультированию», автор протоиерей Александр Зелененко».

Любопытно, что упоминаемый в новости Лаврентий (Полешкевич) в настоящее время лишен сана.

Может быть пора отозвать гриф СОРОиКа у всех изданий, получивших гриф при его личном участии?

В августе 2011 г. еп. Меркурий (Иванов) приехал в Ростовскую-на-Дону епархию. В конце 2011 или в 2012 г. я предоставил около десяти цитат для указанного пособия.

Их внесли в книгу уже после присвоения грифа.

В 2013 г. было опубликовано учебно-методическое пособие под общей редакцией митрополита Меркурия. Тираж значительный — 10000 экз.

Читатель может самостоятельно оценить богословский уровень и апологетическую ценность этого текста. Я же поделюсь несколькими местами книги, которые меня удивили и возмутили.

Замеченные мной ошибки относятся ко всем измерениям православной традиции и здравого смысла. Здесь есть ереси, ошибки в области истории, медицины, нейрофизиологии, библеистики и т.д.

Поминовение усопших

«Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников — вплоть до их полного оправдания».

Вопрос: почему же святые угодники не вымолили остальных грешников? Почему бы Господу Богу не простить всех людей, если такая лазейка все же есть?

Благодатный огонь

«Благодатный огонь является в храме Гроба Господня Воскресения) в Иерусалиме из года в год, долгие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление, установить трудно. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского и датируются IV веком. Об этом чуде писал св. Иоанн Дамаскин и многочисленные паломники на протяжении многих веков».

Наберите этот абзац в Интернет-поисковике и убедитесь, что прот. Александр Зелененко скопировал его с первого же попавшего сайта.

На самом деле свт. Григорий Нисский был противником паломничества в Иерусалим.

Вот что он пишет про благодатный огонь и Иерусалим: «советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину… Если бы Дух Святый раздавал бы каждому дары в виде огня, то всем следовало бы быть в том месте, где совершается раздаяние дарований. А если Дух идеже хощет дышит, то и здесь уверовавшие делаются причастниками дарований, по мере веры, а не по причине хождения в Иерусалим».

По всей видимости, попытка связать Григория Нисского с благодатным огнем связана с неверным понимаем его размышлений о воскресении Иисуса: «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: „Исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была, однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно“».

Второй указанный автор — преп. Иоанн Дамаскин (+780) точно также писал только о чудесном свете в гробнице Иисуса, который мог созерцать ап. Петр: «Скорый Петр предста ко Гробу и, свет зря во гробе, ужасашеся» (Октоих, воскресный седален, глас 8).

Иными словами, святитель Григорий и преподобный Иоанн говорили исключительно про сияние света при явлении ангелов в гробнице Иисуса, как это описано у евангелистов. Называть это «упоминанием о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова» — большая ошибка.

Церковный этикет

«Целование руки священника не обычное целование, но, по слову апостола Павла, целование святое (1 Кор. 16:20)».

Автор неправомерно цитирует апостола Павла. Откроем современный перевод: «Вас приветствуют все братья. Приветствуйте друг друга святым поцелуем!»

Здесь идет речь о поцелуе между христианами, о «лобзании любви». Заметим, что, разбирая трудности коринфских христиан, ап. Павел в 55 г. н.э. вообще не упоминает о существовании в их общине епископа или пресвитера.

Природа сна

«Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Только во сне отнята воля по отношению к телу и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание».

Это ошибочное представление с использованием устаревшего термина. Можно рассуждать о разнице между об «осознаваемым» и «неосознаваемым». Сон рассматривается учеными как особое состояние сознания человека. Идет дискуссия о т.н. «осознанных сновидениях».

Литургическое предание

«Название „обедня“ произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма».

Это благочестивое заблуждение. Агапа древних христиан «начиналась Причащением Телом Христовым, после чего следовало вкушение обычной пищи, и заканчивалась Причащением Кровью Христовой». Такой порядок изложен и в евангелии от Луки.

Филология

«Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

— Славянский язык — это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Церковнославянский язык кажется непонятным только при поверхностном взгляде. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык».

Церковь осудила т.н. трехъязычную ересь — учение о возможности существования Священного Писания исключительно на языках, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом: еврейском, греческом и латинском. В данном случае автор озвучивает своеобразную ересь моноязычия — мнения о превосходстве церковнославянского языка.

«Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому — чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов».

Это глубокое заблуждение. Для начала придется изучить более 2000 т.н. паронимов, то есть таких церковнославянских слов, которые воспринимаются как русские, но несут иной смысл.

Православный календарь

«В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество».

Это ошибка. Праздник Введения впервые на Востоке появляется в памятниках VIII в. В IX в. он получил уже почти повсеместное распространение, но в качестве простой памяти, а не праздника. С XII в. на Востоке в литургических памятниках описана служба Введению, очень близкая к современной. Окончательно он вошел в число двунадесятых праздников Православной Церкви только после XIV в.

Экономика Римской империи

«Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, поэтому Дева Мария и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем — город Давида, чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря».

Это ошибка. Примерно в 85 г. Лука при написании евангелия выбрал сомнительный с исторической точки зрения литературный прием. Август никогда не проводил одновременно переписи по всей римской империи, не говоря уже про весь мир. После снятия Архелая, сына Ирода Великого, последовала первая перепись в Иудее. Ее проводил правитель Сирии Публий Сульпиций Квириний, которого в 6 году н.э. прислали для решения этой задачи. В Деяниях Лука упоминает об этой переписи, отмечая, что «явился Иуда Галилеянин в дни переписи и увлек народ за собой» (Деян 5.37).

При этом он утверждает, что Иисус был зачат во дни Ирода царя. Рождение Иисуса во времена правления Ирода Великого, умершего в 4 г. до н.э., не могло произойти во время переписи Квириния, начатой в 6 году н.э.

Властелину ради переписи или сбора податей нет смысла приказывать людям возвращаться в края предков. Для такого нужна столь эффективная работа правительства и такое искусство учета, которого у нас нет и сейчас. И уж тем более его не представить в древнем мире, где никто не получал никаких свидетельств о рождении, браке или смерти.

В то время перепись проводили в жилище, то есть там, где человек жил, работал и платил налоги. Женщин не вносили в списки для голосования, их не облагали налогами, а в жизни общества они не принимали решений вообще. Для регистрации по домам требовалось присутствие только главы дома.

Иосиф жил на севере, в Галилее, управляемой Иродом Антипой, и должен был платить любые налоги и подати именно здесь, а не на юге, которым напрямую правили римляне.

Квириний не имел непосредственной власти над Галилеей.

В генеалогии Луки (3:23-38) перечисляется сорок одно поколение от Давида до Иосифа. Вопрос: сколько прямых наследников наберется у человека за сорок одно поколение? Их число должно измеряться миллионами! Если бы такой подход применяли в прямом смысле слова, стоит ли удивляться, что в гостинице не нашлось свободных мест!

Ни на Ближнем Востоке, ни даже в современном мире, нет такого города, нет такой страны, способной совладать со столь огромным притоком людей. Истории здесь нет и не было!

История греческого перевода Библии

«Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычайно долго. Ему было обещано увидеть Спасителя мира, рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Р.Х. с еврейского на греческий книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии, дошел он до слов: „се Дева во чреве приимет и родит Сына“ (Ис. 7:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы дева, не имеющая мужа, могла родить. Симеон хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово „дева“ на слово „жена“. Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: „Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их, ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа“. Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа. По преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-м году своей жизни».

Указанный текст из пророка Исайи всегда был проблемой для христианских толкователей.

Зачем Симеону и множеству христиан претыкаться на спорном тексте, если Исайя мог сразу выбрать однозначный термин, указывающий на девственницу — б’тулá (בתולה)?

Посмотрим в кумранскую рукопись 1Q Isa — самое древнее на сегодняшний день зафиксированное свидетельство того, какое же слово, переведенное в Синодальном издании как «Дева», значится в стихе 14 седьмой главы Книги Исайи. Это слово — העלמה, то есть артикль + «альма».

Еще раз отметим: в еврейском тексте Ис 7.14 не упоминаются ни Мессия, ни девственница.

Примечательно, что в толкованиях отцов Древней Церкви на текст Ис 7.14 и Лк 2.26 нигде не упоминается сюжет с Симеоном. Эта легенда была впервые озвучена в XIV в. Никифором Каллистом Ксанфопулом (Historia ecclesiastica, lib. I, cap. XII).

Имена апостолов

«После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфей, но и другие последователи вероучения».

Откроем Библию:

«И дали им жребии. И пал жребий на Матфия, и он был сопричислен к одиннадцати апостолам» (Деян 1.26).

Цитирование апокрифов

«Апостол Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Первосвященники послали своих слуг, чтобы те разогнали шествие и сожгли тело Божией Матери. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на них, но облачный венец опустился к земле и оградил шествие как бы стеною. Многие из злоумышленников были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий отсек его руки».

Возникает вопрос: зачем опрокидывать одр, если иудеям запрещено прикасаться к трупу человека — Чис.19:11?

Вплоть до V века Отцы Церкви не упоминали о празднике Успения Богородицы. Святой Епифаний Кипрский, по происхождению еврей, уроженец Финикии, принявший христианство в зрелом возрасте и проживший монахом более 20 лет в Палестине с 335-340 по 362 год, писал в «Панарионе» (378 г.) о том, что об обстоятельствах смерти Марии ничего никому неизвестно: нет данных ни о месте ее смерти, ни о том, своей ли смертью она умерла или была убита.

«А если некоторые думают, что мы ошибаемся, — пишет св. Епифаний, — то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена… умерла ли она и погребена ли, мы не знаем», «о кончине Ее никому не было известно».

После V века вопреки предостережению Епифания Кипрского появилось несколько апокрифов с описанием событий Успения и погребения Богородицы: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (конец V, или начало VI века), сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века), «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе „W“» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» (VII век), «История Евфимия» (VII век).

Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием. Из перечисленных апокрифов особого внимания заслуживает апокрифическое сочинение «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы». Повествование ведется от первого лица, от имени Иоанна Богослова, т.е. автор сознательно лгал, описывая события от чужого имени (это псевдоэпиграф). В этом апокрифе нагнетается ощущение гонений и немотивированной агрессии со стороны иудеев. В отличие от канонических евангелий (Лук.9:54-56) здесь главенствует тема небесных кар для врагов Девы Марии и апостолов.

Родовой грех

«Рождение ребенка-инвалида — тяжелый крест для родителей. В определенном смысле это можно рассматривать как наказание, как епитимию за нераскаянные грехи и родителей, и может быть всего рода».

Откроем Библию:

«Лишь тот, кто согрешил, тот и умрет! Сын не будет отвечать за грехи отца, и отец не будет отвечать за грехи сына. Праведные дела зачтутся праведнику и злодеяния — злодею» (Иез 18.20).

История катехизации

«С апостольских времен христиане пользовались так называемыми „символами веры“ для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры».

Это грубая ошибка. Символ веры в древности использовался для подготовки неофита к крещению.

Крещение младенцев

«Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств».

Это хула на опыт древних святых. Святитель Григорий Богослов был сыном епископа, однако крестился в зрелом возрасте; святители Василий Великий и Иоанн Златоуст тоже крестились только по окончании высшей школы.

Магическое восприятие Крещения

«Кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет детскую душу доступной воздействию греховного мира. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной».

Во II-III вв. раздавались голоса против крещения людей в несознательном возрасте. Тертуллиан (†225), со свойственной ему категоричностью, восклицает:

«Да станут они [младенцы] христианами тогда, когда будут способны научиться о Христе. Зачем в невинном возрасте креститься во оставление грехов?»

Заражение через святыню

«Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился через Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела».

Ап. Павел писал, что после причащения многие христиане «немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29,30). Конечно, здесь идет речь не про вирусы и бактерии, но нам важен сам тезис, что от Таинства причащения нельзя ожидать «исцеления души и тела» в каждом первом случае, ведь причастие «опаляет недостойныя», а в Иуду Искариота в результате «вошел сатана» (Ин 13:27).

В настоящее время люди применяют магический подход не только по отношению Евхаристии, но и ко всем Таинствам, когда кажется, что само по себе участие взрослого человека в Таинстве принесет ему Благо, независимо от степени его духовной восприимчивости к благодати Божьей, состояния воли и понимания происходящего.

Об увлечении политикой

«Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир».

Откроем «Основы социальной концепции Русской православной церкви»:

«Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного Предания».

Подведем итоги

Наличие грифа «Рекомендовано Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви» на изданиях последних 10 лет означает, что

  • конкретное издание не изучали грамотные эксперты;
  • в издание могли быть внесены изменения уже после присвоения грифа;
  • написание книг, проведение экспертиз изданий и решение о присвоении грифа осуществляли священнослужители, в настоящее время лишенные сана;
  • в печатном издании можно обнаружить нагромождение еретических высказываний, бездумного копирования цитат с простор Интернета, ошибки в различных областях светской науки и православного богословия;
  • если автор становится неугоден РПЦ, его книгу «спрячут», независимо от содержания текста и наличия грифа.

P.S. По моим наблюдениям митрополит Меркурий (Иванов) уже с 2014 г. фактически перестал вникать в дела Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Всю работу за него проделывали иные люди.

К чему это приводит мы видели. От имени митрополита Меркурия была издана одна из самых бездарных книжек, которые я держал в своих руках. Но за красивые титулы приходится отвечать.

Если он читал это пособие, то он плохо разбирается в медицине и богословии, а если не читал, то это указывает на его профнепригодность как руководителя синодального учреждения. (25 августа 2020 года митрополит Меркурий лишился должности главы СОРОиКа, его место занял ныне возглавляющий Екатеринбургскую кафедру митрополит Евгений (Кульберг) — прим. ред. «Ахиллы».)

Эта книга тоже лишится грифа СОРОиКа?

Источник

Литература

Григорий Нисский, свт. О тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим

Епифаний Кипрский. Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 5. С. 273

Желтов М.С., Василик В.В. Агапа / Православная энциклопедия. Т.1. — М., 2008. С.214-219

Практическое руководство по приходскому консультированию (cпециальное приложение к журналу «Православное образование»). Под редакцией митрополита Меркурия (Иванова). — М., 2013. — 256 с.

Практическое руководство по приходскому консультированию / прот. А. Зелененко, иером. К. Горбунов [и др.]. — М.: ЭйПиСиПаблишинг, 2017. — 230 с.

Состоялось очередное заседание Экспертного совета по присвоению грифа Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/sostoyalos-ocherednoe-zasedanie-ekspertnogo-soveta-po-prisvoeniyu-grifa-otdela-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/

Тертуллиан. О крещении. 18