Что Богу от нас надо?
2 июля 2020 Владимир Старковский
Из цикла «Теория бытия». Продолжение, первые части тут.
А точнее, зачем Богу надо, чтобы человек был таким, каким ему предписано быть в евангельских заповедях? Зачем Богу надо, чтобы человек был добрым, совестливым, скромным, великодушным, терпеливым и т.п.?
А затем, что препятствием и проблемой на пути построения Царствия Небесного являются человеческие эгоизм, бесчестность, гордыня, гнев, жадность… Царствие Небесное — это не клерикальная диктатура, это братство свободы и любви. А совершенная социальная гармония совершенного бытия не может быть основана на страхе перед осуждением и наказанием, на праве государства на насилие, как это принято в нашем, нравственно нездоровом мире. Совершенная социальная гармония совершенного бытия может быть основана только на высоте нравственных (евангельских) качеств всех членов сообщества.
Все евангельские заповеди — это заповеди социальной дружественности, и никаких иных целей, кроме поддержания человеческого сообщества в согласии, евангельские нормы не преследуют. Причём евангельский кодекс должен быть органичен характеру человека, а лицемерная добродетельность, порождаемая страхом перед осуждением и наказанием, всегда исчезает по мере того, как человеку становится нечего бояться.
Нравственное (евангельское) совершенство характера — это важнейшее направление человеческого роста. А следовать этим путём возможно только непрестанно упражняя свою совесть, своё нравственное чувство. А если подслеповатая и глуховатая совесть чего и не понимает, то ей всегда в помощь евангельские тексты.
Рассмотрим принципиально значимый для этой темы евангельский сюжет о благоразумном разбойнике.
«Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство» (Мк. 15:7).
Мятеж. Но мятеж — это отнюдь не разбой, да и не потащили бы неудачливого разбойника из пустыни к Пилату, его на месте преступления и закопали бы, руководствуясь купеческим правосознанием. А кроме того, римские префекты не занимались провинциальным криминалом, они рассматривали только преступления против Рима. Вспомним, что и Христа казнили по политической статье за претензии на власть над римской провинцией.
По всей видимости, Варавва и его сообщники были сикариями, боевиками партии зелотов, боровшихся с римской оккупацией. А вот среди еврейских партизан вполне могли быть люди не только злые и язвительные, как неблагоразумный разбойник, но и благородные, самоотверженные, готовые отдать жизнь за свободу Отечества и посочувствовать невинно осуждённому даже во время своей казни. Так что «благоразумный разбойник» первым вошёл в рай не по блату за компанию, и не из-за какого-то там волшебного очищения, но лишь потому, что его нравственное состояние было достойно этого.
Может ли человек злой, беспринципный, лицемерный, жадный, эгоистичный в одночасье преобразиться в благородного человека высоких нравственных убеждений? То-то и оно что нет. Нравственный рост — это долгий, сложный и неощутимый процесс, состоящий из тысяч и тысяч едва заметных проявлений воли в ежедневных ситуациях нравственного выбора.
Почему же верное понимание сюжета о благоразумном разбойнике значимо? А потому, что если подонок, для которого грабежи и убийства — норма жизни, может войти в рай, просто признав Христа, то такой прецедент открывает широкую каноническую дорогу для упований на возможность спасения путём исполнения формальных, внутрицерковных, обрядовых действий вплоть до совсем уж нелепых, таких как, например, покупка индульгенций. И чем же Господь ответит на упования этих обрядоверов…
«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“».
«Беззаконие». А какой такой закон имел в виду Спаситель? Может, иудейский? Или православные каноны и уставы? Или уголовный кодекс? Или всё-таки евангельский? А может ли прославленный пророк и чудотворец быть по евангельским меркам подленьким и лицемерным негодяем? Если верить словам Христовым, то запросто.
Читайте также:
- За что можно уважать Бога
- О целесообразности злой воли
- После Голгофы Господь обрел моральное право прямо смотреть в глаза всем страдальцам
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)