«Что там в человеке», логикой дубинки мыслящем? — священники РПЦ о событиях в Беларуси

21 августа 2020 Ахилла

Как это всегда бывало, политические события снова поделили пребывающих в соцсетях на два противоборствующих лагеря. Не стали исключением и события в Беларуси. Хотя многие клирики РПЦ, надо отметить, в этот раз явно боятся написать что-то не то и попасть на заметку епархиальных стукачей. Ситуация неопределенная — то ли надо осуждать насилие со стороны власти, то ли повторять мантры «лишьбынемайдан», «всепроплачено», «этовсетехнологии», «нормальные люди не выходят протестовать» и проч. Некоторые священники-блогеры, обычно вставляющие свои пять копеек по любому громкому событию, мудро отмалчиваются, ожидая, чем кончится дело. Но некоторые выразились вполне недвусмысленно. Приведем несколько цитат (опуская ссылки).

Инстаграм священника Павла Островского:

«Белоруссия идет по тем же самым рельсам, по которым уже съехала в пучину Украина.

Справедливое во многом народное возмущение, грамотно раскаченное профессионалами, которое позволит привести к власти нужных людей.

Я глубоко убежден, что эти силы, раскачивающие лодку, совершенно не думают о благосостоянии белорусского народа. За всеми эти красивыми словами стоит сухой материальный расчет».


Размышления о ситуации в Беларуси духовника Елисаветинской обители г. Минска, протоиерея Андрея Лемешонка, 15.08.2020 г.:

«Лично я голосовал за Лукашенко (..) Говорить о том, что мы ждем перемен и идти на улицы, останавливать производство и протестовать… против чего? Против кого? То, что мы имеем — мы заслужили. И слава Богу, у нас не так уж и плохо, у нас не было майданов, не было переворотов, не было революций… люди мирно жили… трудились. Конечно, Белоруссия небогатая страна… конечно, много и не хватало… но если придет новая власть — будет ли лучше? Думаю, что нет. Я, например, благодарен нашему президенту, что он не закрыл церкви, что он провел парад…

То, что милиция, правоохранительные органы где-то превышали свою власть и было насилие — это плохо… но с другой стороны — сколько было жертв среди милиционеров, солдат… Хирург госпиталя говорил, что несколько суток привозили солдат с ранениями, с оторванными руками. Ведь ясно, что все это организовано не стихийно, к этим протестам готовились, не только в Белоруссии, но и вне ее. Действительно кому-то очень было бы выгодно, если бы Белоруссия превратилась в натовскую колонию и за это бы заплатили. Но у нас своя жизнь.

…Я хотел бы, чтобы люди, которые сейчас возбуждены, наэлектризованы — чтобы они успокоились. Чтобы не было насилия и кровопролития… А то чем кормит интернет сегодня всех нас — вызывает очень большие сомнения. Иногда это похоже на спланированный спектакль, чтобы расшатать, раскачать общество и вызвать панику. (…) Хотелось бы, чтобы мы простили своих обидчиков и каждый трудились бы на своих местах».

Видимо, соотечественники массово выразили свое возмущение этим позорным видео, поэтому комментарии для этой публикации были отключены.

Клирик Белорусской православной церкви, архимандрит, насельник Никольского монастыря в Гомеле Савва (Мажуко) записал видео, где с благостной улыбкой призывает «пожалеть детей».

Архимандрит рассказал, как его знакомая, выйдя утром на улицу, увидела на тротуаре огромную лужу крови, «которая осталась после ночного побоища между протестующими и сотрудниками милиции…»

Однако о. Савва задается вопросом: «Чья это кровь?.. Мы думаем, что это кровь несчастного парнишки в шортиках, а если это кровь милиционера? А если это кровь курсанта, который вместо отпуска сейчас находится на дежурстве? Ему тоже 20 лет… Он ровесник того парня, который бросил в него бутылкой (…) И по ту, и по другую сторону дети, их нужно сохранить. Чья бы кровь ни была на асфальте — это кровь наших братьев. Не нужно демонизировать своих оппонентов (…) Молитесь за Беларусь, только без истерик».

Из комментариев под видео иеромонаха Геннадия (Войтишко), клирика Ростовской епархии, работающего в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации:

«О. Савва Мажуко, как могут примириться каратели СИЗО Окрестина и Жодино со своими жертвами?! Они даже попросить прощения не собираются, не говоря уже о настоящем покаянии! Да авторитетнейший священник в стране не призывает их и их руководство к покаянию! Ну как же так?!»

Игумен Петр (Мещеринов), в фейсбуке:

«От всего этого мне становится плохо, и во мне рождается совершенно неподходящий мне по чину и по сану, я бы сказал так, „комплекс Алеши Карамазова“. Не так, как написал на днях один добрый батюшка про этих палачей-ОМОНовцев — „онижедети“, их тоже пожалеть надобно, и т.п. Нет, они не дети, и они не оккупанты, и они не люди, и их всех нужно безоговорочно, безапелляционно и безжалостно расстрелять. Именно их, выполняющих приказы (об отдающих приказы — особый разговор). Вот такую штуку я в себе осознаю (это я и называю „комплексом [или реакцией] Алеши Карамазова“). Вы понимаете, дорогие друзья? Хорошо ли так думать монаху и священнику?

Я вообще аполитичен. Но меня „выбивают из колеи“ вот такие вещи — пытки и поощряемая властью/обществом сатанинская злоба. Я много лет пишу об этом, но мою церковь, к сожалению, именно это как-то мало тревожит…

И вот поэтому-то я лучше помолчу. В конце концов, я немолодой человек… давление, и все такое…»

Протоиерей Георгий Рой, настоятель Гродненского кафедрального собора:

«Мое впечатление, что протест сейчас не столько против Лукашенко, сколько против бесчеловечного насилия над людьми. А это уже другие категории восприятия — не политическая борьба, а борьба за сохранение человечества в белорусском обществе».

https://www.facebook.com/mikhail.chavlytko/videos/4274035366000257

Настоятель храма святых новомучеников и исповедников на Лукьяновском кладбище Киева игумен Валериан (Головченко), УПЦ (МП):

«По моему ЛИЧНОМУ мнению, все происходящее сегодня в Беларуси (включая и провокации, и действия оппозиции, и лживость властей, и беспредел милиции, и „осторожную“ позицию БПЦ), прямо (действуя и понуждая к действию) или косвенно (позволяя действовать сторонним силам, даже „не союзническим“ или откровенно враждебным) являются результатом „КРЕМЛЕВСКОЙ МНОГОХОДОВОЧКИ“, с целью ликвидации беларусской государственности и возвращения „Белоруссии“ в имперское пространство „русского мира“ в качестве „субъекта РФ“.

Вполне допускаю, что такой сценарий вам искренне нравится и является вашей заветной мечтой.

Надеюсь, что и вы допускаете возможность того, что мне такой сценарий искренне не нравится, поскольку я не считаю имперскую прерогативу непременным атрибутом православной веры».

Архимандрит Феогност (Пушков), Луганская епархия УПЦ (МП):

«…Если б все голосующие хоть что-то понимали в политике или экономике, то их голоса можно было бы принимать всерьез. Но голосуют за того, кто сумел эффектно одурачить. А потому дерьмократия себя изжила. Это я к тому, что подтасовки голосов сами по себе не являются злом. Не в количестве голосов правда и не от количества симпатий — успех политической и экономической деятельности лидера страны.

…Нормальные люди должны понимать, ГДЕ заканчиваются их знания и компетенция, а значит, не соваться не в свои дела. Эта гопота из кухарок и компьютерщиков ничего не понимает ни в макроэкономике, ни в геополитике. Куда она суется со своим рылом?.. А раз так, то перед нами не просто люди, а свихнувшееся быдло, опасное как для страны в целом, так и для самих себя. Их в дурочку паковать надо или в лагеря на перевоспитание.

…Молились сегодня о прекращении мятежа в Беларуси и о здравии и мудрости ее президента! И да постыдит Бог современных Гапонов в рясе!»

Протоиерей Владимир Зелинский, клирик РПЦ в Италии:

«…С интересом, хотя, не скрою, и с отвращением читаю соловьев великодержавия. Когда людей бьют до разрыва печени, девушку насилуют дубинкой до разрыва матки, 16-летнему мальчику, просто где-то не там стоявшему, забивают дубинку в горло, кем надо быть, чтобы находить аргументы «за»? Еще и со смехливостью.

Аргументы эти все мне известны. Ваша свобода обернется нищетой. Набегут олигархи. Заграбастает Запад. Просунет нос Сорос. Расцветут извращенцы. Русский под запрет, госязык один — белорусский. И вообще ужас, бандера, Майдан. И прочие разные словесные, патриотические фигуры. А на другой стороне — пытки, гибель людей. Плевать, что на глазах у всего мира.

Но я привык не слишком доверять аргументам. Я их и сам придумывать умею. И все будут такие душистые, сочные, гладкие, как галушки. Но мой вопрос всегда один: что за ними стоит? «Что там в человеке», логикой дубинки мыслящем? Где то гнездо, в коем все подобные аргументы высиживаются и вылупливаются? Как это в людях, априорно предполагаю лично не злых, так заклинивается человечность? И как политика даже и в тех, кто к ней не допущен, может катком прокатиться по спонтанному чувству солидарности со страждущим?

Ну, здесь ответы, наверное, очевидны. Ибо программа за спиной аргументов, сколько бы их ни было, всегда одна: как достойно и праведно жить под единоличной, никем не контролируемой властью. Ну, побьет иногда, так то ж отец. Родиться при дедушке, вырасти, повзрослеть, постареть, умереть при нем же или внуке его. Это вот именно то, что самим небом прописано. Что Шемякин суд, который что дышло — это нормально. Что мнение в державе должно быть одно: правильное, имперское. Что демократия в аду, а на небе — царство. А вы какой свободы захотели? Правда, духовно озабоченные вам скажут, что коли речь о свободе, то бывает она только одна — в сердце, где никто ее не видит, где борьба со страстями. А снаружи никаких выборов быть не должно, извольте терпеть, корпеть, смиряться. Есть какое-то глубинное отвращение в нашем душевном гнезде к свободе как таковой, согласной со здравым смыслом, постоянное бегство от нее под какой-нибудь хорошо аргументированный хомут. Словно она для того и придумана, чтобы ее запрягать. И на коммунизм тут все не спишешь.

Чаадаев спрашивал: как это так получилось, что в то время, когда на Западе исчезали последние остатки крепостничества, в России оно как раз утвердилось, причем с полного благословения Церкви? Потому ли что благословение давалось всегда порядку, укладу, строю, начальству, учреждению, империи, иерархии, формуле исповедания, неподвижности звезд на небе и лишь в последнюю очередь отдельному человеку, сотворенному по образу Божию?»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: