Что я нашел в Православии

9 апреля 2017 Ахилла

Автор — священнослужитель УПЦ (МП), диакон N.

***

Прочитал статью анонимного автора «Что вы ищете в Православии?», где он обвиняет Православие много в чем, а наипаче в том, что оно, дескать, отошло от Евангелия и занимается совсем не тем, о чем утверждает.
Автор пишет, что имеет небольшой опыт жизни в Православной Церкви, и подвергает большой критике все, что связано с богослужением и жизнью в Церкви, как расходящимся с Писанием.

Наиболее поразило то, что автор, обвиняя Православие в отступлении от Евангелия, не приводит ни одной Евангельской цитаты. При этом отрывочно ссылается на сщмч. Иринея Лионского, не приведя его цитаты, также четко называет Сына Божия Второй ипостасью Святой Троицы. Получается, что статья писана человеком, разбирающимся хоть малость, но не вброс ли это? Хотя в сущности ответ не важен, важно то, что все камни, которые автор закидывает «в наш огород», он мечет в Евангелие и Христа.

Православие – религия семи Вселенских соборов

Чтобы понять, что такое семь Вселенских соборов, попробуем разобраться, какова их роль и для чего вероучение Церкви приобрело научную окраску, которая потом стала называться богословием.

Мы не будем разбираться, как язычники приходили в христианские общины после Миланского эдикта, а скажем, что они, как люди образованные, искали его суть в формах, доступных для их понимания. События, которые пережила Церковь за три столетия, нуждались в фиксировании на бумаге, чтобы не оставаться просто устным преданием местных общин.

Во время этих фиксаций для отфильтровывания нанесенного извне в Церковь начали по местам разгораться споры: о лицах Троицы, о соединении естеств в Сыне Божьем, о Пресвятой Богородице, и т.д. Некие ереси врачевались на местах, а иные требовали «консилиума докторов всей больницы», чем и явились Вселенские соборы, дабы на основании Евангелия осветить правильное решение того или иного спора. И говоря, что Церковь стоит на семи Вселенских соборах, надо по-честному договорить, на чем стоят они, т.е. на Евангельском понимании того или иного вопроса веры. Только принимая Христа как Бога и как Человека, можно правильно воспринимать Его пришествие на землю и искупление. Христос не романтик-альтруист, Он Бог и Человек одновременно.

Православие – религия таинств

Автор, ведомо или неведомо, путает мокрое с холодным в вопросах преемственности. Преемственность важна исключительно для правильности рукоположений, которые идут от времен апостольских.

Церковь не удерживает Святого Духа в таинствах, а скорее наоборот: Святой Дух удерживает Церковь в правильном русле чрез таинства, а наипаче в Святой Евхаристии. Именно Евхаристия есть всегдашнее воспоминание той жертвы, которую совершил Богочеловек за наши грехи. Именно ней мы поддерживаем то понимание, которым владеет Православная Церковь до сего дня.

«В православии Бог действует только через материю» — было сказано в аналогичном параграфе статьи. Извините, а как Он должен действовать, если человек двусоставный: душа и тело? В таинствах идет освящение одного и другого, т.к. они неразрывно связаны, освящая одно, невозможно не освятить другое. Если взять нашу жизнь, то мы увидим, что силы нашей души действуют посредством тела. Мысль превращает тело в движение, но мысль родится в уме, который есть одна из сил души. Так и тело, если взять в плане глобальном, очень важно, т.к. пройдя путь очищения через разложение, восстанет на Страшный суд в день Господень.

Православие – это храмовая религия

Получается, она действительна только на территории храма, или как? Правильно, таинства совершаются в храме, именно для этого храм и предназначается, как особенное место для совершения особенного служения. Так же можно сказать и о медицине, что она только больничная отрасль.

Литургия нынешняя создана по образцу древних литургий, которые восходят к временам апостольским и в самую Сионскую горницу. С первых веков служение было предметом не обыденным, верующие собирались в одном месте, молились, читали Священное Писание, преломляли хлеб, вкушали от Чаши. Все это, в сущности, осталось как сердцевина нынешней Литургии, пиком которой является Евхаристический канон.

Что касается обращения благодати падшему миру, то Литургия и есть основное для него благодеяние в плане сакральном, так как есть жертва Христа за этот мир, во зле лежащий и продолжающий дальше Его распинать своими деяниями.

Мне доводилось встречать многих людей, которые несут реальность Евхаристической молитвы за мир в этот самый мир.

Православие – это монашеская религия

С первых строк в этом пункте сплошная ложь намеренная или нет, не вем, Бог весть. Известное первое чудо в Кане Галилейской было на браке. Что касается апостола Павла, что лучше человеку не жениться и т.д., где он рассуждал о семье и служении Богу, то в греческом оригинале текст имеет значение количественное. Количественное в том плане, что человеку легче угождать Богу, будучи одному, чем имея семью, но Апостол ни в коей мере, нигде не принижает достоинство семьи. Время, которое могло бы быть потрачено на проповедь Евангелия, молитву приносится в жертву семье. Но жертва эта это служение ближним. Не просто ближним, а родным, в особенности самому себе «два в плоть едину». Страдания и скорби семьянина не менее горьки, чем монашеские, только иного рода.

Что касается монашеского епископата, то, поверьте, это меньшее зло, чем епископ женатый. Возьмите из недавней церковной истории Филарета (Денисенко), и нравы Киевской епархии при СССР. Жена епископа зло не меньшее, чем его монашество, как было написано на одном пассажирском вагоне: «Не одежда красит человека, а человек красит электричку». Проблема епископата не в монашестве, а в ином, что уже само по себе совсем другая история. «Нет ничего краше, чем девство, принятое для угождения Богу, и нет ничего уродливее, чем девство, держимое поневоле», сказал как-то божественный Златоуст, что, как мне кажется, применимо не только к епископам, а ко всем человекам.

Православие – это религия предания

Об этом несколько говорилось выше, но скажу еще тут. Основываясь на одной фразе того же Писания, а именно Деяния, 20:35: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»».

Этих слов Христа мы в Евангелии не находим, следовательно, они были изложены в устном виде, как и учил Спаситель, и являлись частью предания, не вошедшие в Евангелия, но приведенные как слова Его в Деяниях Апостольских. Очень много цитат можно привести, защищая правильность Священного Предания, но мы оставим это дело самому автору, ибо если ему интересно, сам найдет и прочтет.

Вместо послесловия

Если то, что автор привел и назвал ПРАВОСЛАВИЕМ, таковым считать, а многие не стойкие в Писании так посчитают, не утруждаясь копнуть глубже, то это получится большой соблазн и ложь. Именно предостережение от такового и побудило меня написать этот ответ.

Да, в Православии есть проблемы. Проблемы были уже во времена Апостольские с гностиками и иными, проблемы были в период гонений языческих, проблемы были тогда и остаются до сего дне. Даже больше, будут до Второго Пришествия и не умалятся, а скорее наоборот. Проблемы это показатель жизни, и состоит он в том, что за две тысячи лет оно уцелело и стало крепче, в отличие от исчезающих и появляющихся деноминаций. Иуда был апостолом и погиб, разбойник был падшим человеком и спасся. Православие обоюдоострое и, подходя к нему «с кондачка», рискуешь не просто пораниться. Жизнь в Православии – это труд, совместный труд Бога и человека.

Говорить, что новомучеников и достойных священников породила не Церковь, все равно, что я сказал бы, что рожден не своей матерью, а пришельцами из космоса.

Так что я нашел в Православии? Ответ простой: Христа, который «путь, истина и жизнь» (Ин.11,14).

P.S. Автору желаю разглядеть в окружающих прихожанах светлое, хоть это порой и трудно. Разобраться с Писанием, начав Его исследовать, чем глубже, тем лучше изучать. Мир не заключен в рамках вашего прихода или священника.


Читайте также: