«Давай повенчаемся», или Немного о пошлости

13 февраля 2020 Алексей Плужников

Кинули мне тут ссылку на видео встречи популярного хабаровского священника-блогера Андрея Долгополова с православной молодежью.

Посмотрел-послушал я 40 минут этого видео — и опечалился. Опечалился не потому, что это «прям ужас-ужас-ужас», как пресловутые выступления Ткачева, Смирнова и им подобным, а как раз наоборот — печаль вызвало вот это сочетание милоты, доброты, любви и елея, от сочетания которых затошнило даже больше, чем от Ткачева, тем более, что вспомнилась собственная поповская молодость и глупость.

Батюшка Андрей Долгополов стал известен не только в Хабаровске, но и на всю РФ пару лет назад, когда стал устраивать в кафе встречи с молодежью, сам же он и стоял за стойкой, готовя всем кофе. Тогда многие были в восторге, мол, гляньте, как свежо и необычно, как батюшки не на мерсах рассекают и с олигархами тусят, а кофеек с людьми попивают душевно.

Скриншот из ВК священника

И вот теперь 32-летний инстаграм-батюшка (почти 200 тыщ подписчиков), отец «трех принцесс», муж замечательной жены (как он сам постоянно хвалится), разъезжает с гастролями по стране.

В конце января этого года в Высоко-Петровском монастыре Москвы отец Андрей проводил встречи в рамках проекта… «Давай повенчаемся» — сначала «с парнями» была у него встреча, которая длилась два с половиной часа, по словам самого священника (к счастью, запись той встречи, если она существует, я не смотрел), а потом он встретился отдельно с девушками.

На последней встрече присутствовало 70-80 девушек (примерно столько было и парней на первой встрече, по словам Долгополова). Симпатичный батюшка и так, и сяк кокетничал с аудиторией (это понятно и вполне естественно — будто петушок в большой курятник попал, как не потопорщить перышки). И беседовал опытный пастырь и семьянин (в браке и в сане отец Андрей аж с 2011 года) с девушками «о женской доле».

На той встрече с православными девицами

Помимо хихиканья, шуточек-прибауточек и рассказов о том, как прекрасны русские парни и девушки, какие они все замечательные, батюшка в процессе беседы выдал несколько «пастырских тезисов».

Например, он рассказал, какой замечательный этот проект «Давай повенчаемся» (напомню — беседа проходит… в монастыре). В этом проекте православные юноши и девушки знакомятся, вместе ездят в паломничества, в частности, вот недавно съездили в Оптину пустынь (снова монастырь), где они молились, исповедовались, причащались. Короче, лучшие пути создания «крепкой православной семьи» — монастырь, исповедь, причастие, клуб православных знакомств, православная молодежка (сам отец Андрей руководит епархиальным молодежным отделом)…

Далее священник начал объяснять неразумным православным столичным девицам, что нынешние парни — жертвы советского воспитания, как и сам батюшка (напомню: Долгополов 1988 года рождения, наверняка все «парни» родились после 1991 года — но все равно жертвы; ладно, может, имелось в виду, что их мамы-папы родились в советское время). А проблема советского воспитания в том, что женщина тогда была «как ломовая лошадь», все на себе тянула, а мужика, мол, ни во что ставила.

И вот тут батюшка перешел к главному — стал учить девиц православных так никогда не делать. Основной тезис: мужчина — глава семьи, лидер, и даже если он таким не является — женщина должна все сделать для того, чтобы мужик хотя бы так о себе думал, будто он и впрямь глава этой семьи. (Тут можно долго обсуждать эту тему, например, подумать, не является ли такой совет подталкиванием женщины к манипуляцией своим самцом, чтобы реальный лидер в юбке рулил простодушным доверчивым мужиком, как шея головой, но мы не будем здесь углубляться, предлагаем нашим читателям самим поразмышлять на эту тему и написать нам.)

Еще один тезис отца Андрея — хоть верующих парней сейчас маловато, но надо себе стараться искать именно верующего или — хотя бы — такого, чтобы не мешал церковной жизни самой девушки, не был сильно против (мол, кто не против нас, тот за нас).

Из этого тезиса вытекает следующий: девушкам воцерковляться легче, они живут чувствами, они доверчивы и восприимчивы (особенно, когда батюшка-учитель такой няшный), а мужчинам свойствен скептицизм, недоверие, они воцерковляются с трудом. Поэтому для воцерковления ваших парней, объясняет Долгополов, вы, девушки, должны познакомить их… с хорошим священником-духовником, потому что без духовника парням очень трудно воцерковиться, им нужен такой ведущий за собой лидер.

Далее отец Андрей рассказал, как он сам укрепился в вере, насмотревшись на замечательных батюшек у себя в Хабаровске, какие они верующие, веселые, живые, несмотря на долгие исповеди, службу и прочие трудности пастырства.

Но проблема в создании крепкой православной семьи не только в том, что парни плохо и медленно воцерковляются и что им не дают быть главой семьи, проблема еще и в том, что многие ошибочно думают, что жениться надо только по любви. Тут благолепный священник, горячо влюбленный в свою красавицу-жену, прямо настаивает: «Ни один человек в брак по любви не вступал. … В браке придет любовь».

Отец Андрей Долгополов с супругой. Скриншот страницы инстаграма священника

В беседе выяснилось, что Долгополов общался с протоиереем Андреем Ткачевым (даже куда-то ездил с его помощником): он с одобрением ссылается на пересказ Ткачевым его разговора с неким евреем, который недоумевал, что русские такие странные — пытаются жениться по любви, в то время как у евреев, «людей Библии», все наоборот: сначала женят молодых, а потом уж у них и любовь в браке появляется обязательно.

Ну и, разумеется, следующий обязательный православный тезис: женщине нужно нарожать деток — это ей крайне полезно и спасительно, и для брака хорошо:

«Нужно родить деток — как хорошо женщине рожать детей… Чадорождение — восьмое таинство. … Чадородие меняет женщин. … Когда Боженька даст вам плод чрева — Он вас изменит моментально». Рассказал батюшка и о том, как сам присутствовал на третьих родах своей жены, как молился и переживал за нее.

Конечно же, священник дает глубокомысленные советы, как найти себе самых лучших православных мужей:

«Истинная любовь выражается в тайной молитве за человека. … Когда вы будете молиться, вам Боженька подаст самых лучших мужей».

На этом заканчивается запись первой части беседы, но и я на этом закончил изучение одного из ярких примеров широко развитого явления православной пошлости.

Именно так: весь этот православно-кондовый елей — с батюшками-матушками, «давай повенчаемся», муж глава семьи, найдите ему духовника, женщина спасается чадородием — в сочетании с «современным» антуражем «продвинутых», гламурных батюшек-инстаграмщиков-влогеров, варящих миссионерское кофе в миссионерских кафе и в свои 32 года учащих девушек и парней правильному выбору супругов (конечно же, в беседе не обходится без этимологических экскурсов про «с-упругов», двух волов в одной упряжке, — и благочестивых благоглупостей, якобы проистекающих из этого термина) — все это является глубочайшей пошлостью, профанацией, игрой в православность.

(Уточню употребляемый мною термин: пошлость в данном случае — это не скабрезность или вульгарность, нет, тут пошлость как претензия глупого выглядеть умным, претензия низкого казаться высоким, претензия мещанского по духу представляться высокодуховным, пошлость — это претензия искусственного, симулякра выдавать себя за подлинную реальность и т.п. Пошлость — это казаться, а не быть.)

И вроде все такие милые, хорошие, красивые, радостные и веселые, шутят, улыбаются, дружат и ездят в паломничества, делают фоточки и снимают ютубчики, набирают очередную тысячу фолловеров — придраться вроде не к чему. И себя вспоминаешь в подобном восторженно-неофитском состоянии, когда хочется всего такого правильного, такого сладенько-божественного, такого православненького, когда ты все про все знаешь, потому что прочитал десяток высокодуховных книжек, можешь уже дать кучу советов, объяснить, как жить, исходя из православной этимологии…

А потом оглядываешься назад спустя годы и ужасаешься: ты потратил десять-пятнадцать-двадцать, а кто и больше, лет на пошлость, на фальшивую «жизнь»… Вместо того, чтобы жить полноценно, учиться, путешествовать, смотреть на мир открытыми глазами — ты тратил лучшие, молодые годы на вот эту игру в «продвинутого православного», которые в реальности практически ничем не лучше адептов антиИННовщины, ткачевщины, закопанцев для спасения от апокалипсиса или борцунов против святотатственного русского языка в богослужении — это просто другая сторона одной и той же медали — трата жизни на пустоту, на упражнения в пошлых молитвах, пошлых паломничествах, пошлых исповедях, на пошлые встречи с гламурными пошлыми батюшками, просматривание пошлых эфиров с ними, чтение их пошлых напыщенных книжек и статей (сам такие писал, каюсь, противно вспомнить).

Дам-ка и я напоследок опытный и высокодуховный совет всем православным девушкам, парням и даже юным и гламурным батюшкам: дорогие мои, очнитесь, жизнь утекает мимо, настоящая — лично ваша жизнь. Не тратьте ее на поиск православных мужей или жен, на поиск духовника или на изображение из себя такового, на поиск «правильных» приходов, на бессмысленное стучание лбом о пол храма или об иконостас, на написание пошлых благоглупостей, вроде подобных:

Скриншот из ВК священника

Учитесь, любите, путешествуйте, ошибайтесь, находите новое, уезжайте, если можете, из этой страны подальше, — но будьте сами собой. И не слушайте тех, кто дает вам пошлые советы. Моих советов это тоже касается.

P.S. Надеюсь, отец Андрей Долгополов не обидится на меня за эти сумбурные размышления — я никак не хотел его обидеть и даже критиковать не собирался. Наоборот, я верю, что молодой и добрый батюшка старается от всей души, думает, что поступает правильно, надеется, что делает для православной молодежи только хорошее и полезное (может, так оно и есть на самом деле, «с точки зрения Бога», откуда мне, уже бывшему попу, знать?). Скорее, я писал не о нем и не о его выступлении — а вспоминая самого себя, свои потраченные на пошлость 15 лет в православии и священстве…

Иллюстрация: скриншоты из инстаграма свящ. Андрея Долгополова

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: