Доктор Фрейд и апостол Павел

17 сентября 2020 Дитрих Липатс

Психология и религия… Нормальный, со здоровой психикой человек не очень-то о таких категориях задумывается. Не задумывался и я, пока не попал в американский колледж изучать профессию бизнес-администратора. Меня в советские времена в Литинституте имени Горького выучили на писателя-прозаика, и никакой-такой психологии с меня там не спрашивали. Психологии русскому писателю в те времена было не надо. Изучив Научный Коммунизм, Диамат, Историю КПСС, он сам кого хошь жизни поучить мог.

Но, как оказалось, наука Психология очень даже интересна. Еще интереснее оказался мой преподаватель. Был он пастором одной из самых видных англиканских церквей моего города. Большое такое здание, современное, не то колокольня над ним высокая, не то просто башня такая, отовсюду ее видать.

Умный был мужик, сразу видно не святоша, юморной, с широкой улыбкой, лекции у него интересные, заслушаешься. Огорошил он меня. Брак, говорит, — финансовый союз. «Как это? — возмутился я. — А как же таинство, божественное единение, „да будут двое — одна плоть?“»

«Этого, — отвечает, — никто не оспаривает, за этим пожалуйте ко мне в воскресенье на службу, и я вам с кафедры, а то и в личной беседе, про все это разъясню. В церкви мы рассматриваем те же аспекты, только с религиозной точки зрения, здесь же мы занимаемся мирской наукой».

«То есть там, в церкви, получаются те же яйца, только вид сбоку? Так выходит?»

Посмеявшись вместе со всеми, он ответил: «Нет. Там у нас вид сверху».

«Каждый бизнес, — разъяснял этот пастор на подработке, — организуется ради выпуска и продажи продукта. Бизнес — в первую очередь организация».

«Позвольте, — тянул я руку, — так и церковь — организация, выходит, тоже бизнес? Какой же у церкви продукт?»

«Очень даже определенный продукт: Спасение. Вы можете заглянуть в одну церковь, посмотреть, какую цену она за Спасение назначает, пойдете в другую деноминацию — там будет другая цена, в одном месте с вас запросят больше, в другом — меньше. Вы выберете то заведение, где цена и условия приобретения нужного вам продукта покажутся вам приемлемыми и справедливыми».

Меня такое пояснение покоробило, но поразмыслив, я понял, что есть в таком вот цинизме и доля правды. Православные за спасение потребуют с тебя самоуничижения и покорности, заставят признать, что хуже тебя грешника на свете и нет, а вот харизматы уверят, что Бог тебя любит, за тебя пострадал, грехи твои понес, и теперь, ежели ты сказал «Господь мой и Бог мой!», дело в шляпе, ты уже там, спасен то есть, радуйся и веселись, помогай ближнему, да не греши больше.

Всяк такой «продавец» орет да зазывает в свою лавочку, а ты не будь дураком, соображай, как бы не надули, как бы гнилой товар не всучили, включай мозги, выбирай, что тебе по сердцу. А как тут выбрать? Да очень просто — совесть подскажет.

Прислушаемся — СО ВЕСТЬ. Это как бы соединенная весть. Мнение твое, собственное, и мнение Того, кто тебя ко Спасению влечет. Того, с Кем ты в этом деле поиска своего Спасения со-трудничаешь. Того, с кем ты со-творишь. Потому что всякий из нас, как ни крути, является творцом реальности. От нашего поведения, отношения к близким, от наших поступков зависит окружающий нас мир. Всякий из нас, проживая свою жизнь, делает этот мир лучше или хуже. Всякий из нас решает: быть ли эгоистом и подминать мир под себя, или заповеди Христовой следовать: любить ближнего, как Он возлюбил нас — любовью жертвенной, стать неколебимым альтруистом. В первом случае ты приобретаешь, во втором отдаешь, и здесь уж только вера в обещанное тебе Царство Небесное или неверие во всякое продолжение жизни будут оправданием твоих действий.

Помню, была в том учебнике психологии интересная вступительная статья. Рассказывалось там, в частности, о некоем американском душегубе, серийном убийце, что покушался на жизни ближних лишь ради процесса самого убийства. Выловили его и присудили к высшей мере. В отличие от других осужденных, этот апелляций не писал, сроков не оттягивал, был готов хоть завтра умереть просто потому, что жизнь взаперти оказалась очень уж скучна и неинтересна. Он просил лишь об одном: умереть не от инъекции яда, как было заведено в том штате, а быть расстрелянным.

Такому желанию не воспрепятствовали, но тут возникла определенная проблема: надо было сформировать расстрельную команду из десяти человек. Солдатики к подобному были непривычны. Им-то за что такие испытания? В безоружного, хоть и душегуба, стрелять. Решение нашли простое: выдали им десять заряженных винтовок. В одной из них был холостой патрон. В какой — неизвестно. Приговор исполнили, всякий из тех солдат мог тешить надежду, что его выстрел был не смертелен. Это яркий пример, как психология и религиозное чувство могут послужить общей цели — мягкому избавлению общества от душегуба.

С точки зрения общества, которым и занимается наука социология, негодяя того следовало казнить. С точки зрения религиозной, жизнь, кому бы она ни принадлежала, отбирать нельзя. Убийца тот — потенциальный верующий. А ну как одумается он да покается? А может, это ему сам Господь такой путь уготовил? Душегубствовал же Павел, «дыша угрозами и убийством», а потом чуть не две трети Нового Завета написал.

Если мы будем руководствоваться психологией, то Бог знает куда зайдем. Фрейд вон считал, что галстук у мужчин — знак фаллический, мужчины в галстуках, да еще в хороших, у женщин потому особый успех имеют. Руководствуясь измышлениями Фрейда, продавцы полотенец идут на хитрость: часть полотенец складывают на полке стопочкой, а часть сматывают в ролики и укладывают пирамидкой или еще как. И работает же! Именно к смотанным роликами полотенцам и тянутся женские руки, именно их быстрее всего разбирают. Что ж мы теперь, поверим измышлениям Фрейда? Не зря Набоков фрейдистов терпеть не мог. Я тоже в этом с Набоковым полностью солидарен. Лермонтов написал: «И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу Бога». Мы что, Лермонтова тоже будем с позиций Фрейда объяснять? Скажем, что у поэта нелады с земным отцом были, потому он Отца в небесах разглядел?

Верующему человеку очень непросто живется в наши дни. Тем, кто полагается на психологию, легче. Всякая вера предполагает догмы, всякая вера к чему-то нетерпима. Психология гибка и толерантна. Вера говорит: «Претерпевший до конца спасется». Психология уважает серую зону.

Мне тут пришло в голову: человечество, достаточно организованное, существует около восьми тысяч лет. Восемь тысяч лет назад появилась письменность, вместе с ней собственность, первые законы, общественный порядок, государства. За сотню лет сменяется четыре поколения людей. Именно в 25 лет человек производит себе подобных, передает эстафету следующему поколению. Значит, за восемь тысяч лет сменилось где-то 320 поколений. Если мы возьмем по представителю от каждого поколения и посадим их, скажем, в современный кинозал, едва ли он заполнится и наполовину. Не так-то уж и много нас, оказывается. Из этой небольшой группы только лишь пятеро будут знать, что такое электричество. Лишь четверо окажутся знакомы с радио. Трое с телевидением. А уж что такое компьютер, мобильник, интернет и социальные сети будет знать лишь один, последний. Те, кто жил в тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом веке вполне поймут друг друга, потому что жизнь в те века не очень-то менялась. Если же мы им расскажем, что мы сейчас спокойно коммуницируем друг с другом через видеосвязь, находясь на разных концах земли, что из России до Бразилии мы добираемся за сутки и способны увидеть любые новости со всей планеты, если похвастаемся, что уже погуляли по Луне и взяли пробы материала с далекой кометы, перед нами падут ниц и признают нас богами.

Мир меняется стремительно. Психология за переменами кое-как поспевает, догматизм религий отстает. Но вот что интересно: заповедь новая, данная нам Христом, — «возлюбите друг друга, как Я возлюбил вас» — не устаревает, она равно обращена ко всем временам и ко всем переменам.

Два разбойника — психология и священство — так и висят по сторонам распятого Христа. Суть одного — рационализм и Фрейд. Суть другого — грешник Павел и вера.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: