Должна ли Церковь платить налоги?

22 февраля 2017 Федор Беляев

Британский экономист Гай Стэндинг в своей книге «Прекариат — новый опасный класс» пишет о формировании нового слоя людей в обществе. Это люди, которые, являясь активными участниками производственного процесса, не пользуются при этом предоставленными остальным льготами, такими как выплата пенсий или пособий, бесплатным медицинским обслуживанием и т. п. Прекариат формируется из гастарбайтеров, женщин и студентов. В России (Беларуси, Украине) в этот список запросто можно добавить работников церкви.

Оказывается, в храме часто работают люди, не оформленные официально на работу. Они не платят налоги, у них нет никаких социальных гарантий. Если они болеют — время болезни может быть не оплачено. Часто они работают без выходных, нередко — весь день. Иногда берут отпуск. И это не только бабушки-подсвечницы. Это может быть работник церковной лавки, пономарь, разнорабочий при храме, послушник в монастыре или даже монах. Эти люди находятся в полной зависимости от своего хозяина, который не терпит несмирения, непослушания (а кто их терпит?..). В Беларуси они теперь должны еще и налог платить за то, что они тунеядцы. О возрастании во Христе в этом случае говорить, наверное, трудно: ведь Христос — это любовь, а боящийся несовершенен в любви (ср. 1 Иоанна 4:18).

Вообще это отдельный разговор на тему, почему у нас слово «послушание» стало означать «нежелание брать на себя ответственность», а «смирение» — «опасение за свое будущее»…

При этом мы уже все знаем, или, по крайней мере, догадываемся о широте денежных потоков, проходящих через «скарбонки» (очень меткое слово) и уходящих в епархиально-митрополичье-патриархийные оффшоры, откуда никто из них не возвращался.

Налоги на прибыль Церковь не платит, отговариваясь тем, что, мол, мы живем на пожертвования. Я так понимаю, что пожертвование — это то, что в скарбонку бросили. Ну, может, записки еще (о них тоже есть особое мнение). А то, что в лавке продали (свечечки, иконочки, книжечки — иконы и книги плохо продаются), было куплено дешевле, а продано — дороже. В этом нет ничего плохого, это нормальные отношения. Но зачем лицемерить? Это бизнес, а не жертва.

Предложения? Их есть у меня.

В наше время интернета надо выйти из клозета (и это не только финансов касается).

Любой храм, как юридическое лицо, должен иметь свой счет в банке. И, по идее, этот счет должен быть полностью для всех прозрачным. Я пожертвовал деньги и хочу контролировать их расход. Я не желаю, чтобы мои средства шли на оплату епархиальных банкетов — пусть епископ со своей зарплаты их устраивает. Он-то наверняка себе трудовую книжку оформил.

И счета можно легко разделить — то, что попало в скарбонку, — от налогов освободить. Услуги религиозного характера, предположим, тоже (только убрать этот нелепый эпитет «рекомендуемая сумма для пожертвования»). А торговля должна платить налог.

Перестать лицемерить со своими же людьми: есть законные трудовые отношения — так и отдайте кесарю кесарево, а то сам заберет.

Вообще как-то странно пытаться убедить верующих людей, что врать плохо. Может, они неверующие? Я давно подозреваю, что власть в Церкви саддукеи захватили.

Источник: жж «Записки пономаря»