Два основных тренда в пропаганде РПЦ: многодетность и «воинство Христово»

23 февраля 2019 Алексей Плужников

Мы уже неоднократно писали, что в последние несколько лет в РПЦ (особенно после 2014 г.) двумя основными трендами публичной проповеди (точнее, пропаганды) с амвонов и в СМИ стали призывы к многодетности (где особо подчеркивается важность патриархальности, главенства мужского начала) и воспевание милитаристского духа, упор на активное взаимодействие РПЦ с армией, оправдание военщины софизмами в стиле телеканала «Спас», что, мол, раз мы — «воины Христовы», то… И далее следуют нужные выводы о необходимости строительства «главного храма вооруженных сил РФ», назначении родам войск очередного «небесного покровителя», призывы увеличивать количество военных священников, которые должны убеждать солдат в их «нравственной правоте» и т. п.

Пропагандой этих двух трендов, напрямую связанных между собой, занимаются как все официальные телеканалы РПЦ, так и основные церковные СМИ в интернете и известные спикеры.

Этим занимается, например, главный неофициальный сайт РПЦ, находящийся под «рукой» митрополита Тихона (Шевкунова), — Православие. ru.

Регулярно на сайте выходят интервью с многодетными семьями, особенно с семьями священников, а также материалы, оправдывающие военщину. Вот, для примера, последний материал Петра Давыдова — интервью со священником (тоже, кстати, многодетным) Сергием Олисовым из Гдова «Мы все — воины Христовы». Чтобы не было сомнений в духе интервью — сразу же приводится фотография, где священник Сергий стоит со своими детьми (дети в военных пилотках) на фоне военной техники.

С первых же слов гдовский священник дословно повторяет протоиерея Леонида Калинина о крещаемом младенце как «воине Христовом» — и далее следуют выводы из этой «духовно-воинственной» составляющей.

Так, отец Сергий уверен, что все войны и катастрофы на Земле являются следствиями «духовной борьбы». Например, «в ответ на междоусобицы в Древней Руси мы получаем то крестовый поход каких-нибудь тевтонцев или шведов, то нашествие Мамая. Чуть позже, когда снова позабыли родную веру и культуру, увлеклись европейским духом (в то время — уже душком), пришел Наполеон, и вовсе не в виде торта, а с 12-ю языками. Потом объявили „безбожную пятилетку“ — и из самого ада получили Гитлера».

Возникает вопрос: а каковы причины войн и катастроф в «безбожных», то есть неправославных странах? Почему мусульмане, буддисты и прочие до сих пор еще не вырезали друг друга подчистую?

Священник Сергий Олисов считает, что русский народ всегда был мужественен и скор на борьбу с захватчиками: «Когда в опасности семья, Отечество, ты должен бросить все и встать на их защиту. Это становится священной обязанностью. Кто только не шел на нашу землю — Батый, тевтоны, Мамай и прочие Гиреи, Батории, Делагарди, Сигизмунд, Карл XII, османы, Наполеон, Вильгельм, Гитлер. От этих непрошеных гостей было некуда деться, нужно было выбирать не только между своей собственной жизнью или смертью, но жизнью и смертью своего народа. Приходилось бросать соху и браться за меч».

250 лет татаро-монгольского ига — это, конечно, досадный эпизод, который выпадает из героического послужного списка русских. Да и вопрос насчет того, кто к кому и когда «шел» «непрошеным» в истории России, мягко говоря, нельзя назвать однозначным.

«И если война была справедливой, если мы действительно защищали свою веру, народ, Отечество, то нам никогда не будет стыдно за честь мундира: наши предки не отвечали врагу злом на зло. Имена Суворова и Ушакова золотом вписаны в историю Европы — им целовали руки и устанавливали памятники.

Если хотите оценить духовный стержень народа, взгляните на его военную историю — это один из хороших способов познакомиться с народом. Благородство, великодушие, милосердие — вот неотъемлемые качества настоящего воина, — советует нам отец Сергий. Он уверен, что к русскому воинству это полностью относится: — …Как видим, именно Евангельские идеалы лежат в основе русской воинской доблести».

Тут историки могут, думается, многое рассказать батюшке об исторических фактах этой доблести, но не уверен, что батюшке это особо интересно, ведь так приятно жить в мире фантазий и веры в единорогов. Впрочем, тут священник сказал вполне верную фразу: «и если…».

Разумеется, настоящий патриотический батюшка категорически против пацифизма, особенно, если понимать пацифизм как синоним трусости и «тряпкости», а не как мировоззрение, противоположное милитаризму:

«Пацифизм как отказ от борьбы со злом никогда не приведет к победе над ним, но к постыдному — духовному и физическому — поражению.

Если непротивление злу земному гибельно для пацифиста в этой временной жизни, то пацифизм духовный делает человека легкой добычей врага нашего спасения. Пацифист не пойдет умирать „за други своя“ или даже за свои убеждения, т. к. это всего лишь одно из проявлений любви к себе. Христианское же стремление к миру достигается самоотвержением и борьбой со страстями».

Две тысячи лет христианские пастыри и богословы не могут столковаться: кем был Христос — пацифистом или «милитаристом»… Но, как видим, подавляющее большинство сделали выбор в пользу второго толкования, поэтому мы только и слышим проповеди о войне и борьбе: с собой, со страстями, с дьяволом, с мiром, иноверцами, инакомыслящими, чувстваверующихоскорбителями, пацифистами, либералами, Госдепом, Западом, жидомасонами, сектантами, покемоноловцами и проч.

Уточню, что упомянутое нами интервью с батюшкой из Гдова — это совершенно вегетарианский случай, ничего тут экстраординарного нет, просто один среднестатистический случай из множества. А вот если мы откроем сайты типа «Русской народной линии» или телеканал «Царьград» — вот где можно содрогнуться и поспешить копать блиндаж в тайге, запасаясь спичками и консервами, потому что непонятно, как мы уже пропустили штук пять ядерных апокалипсисов.

И только одинокий, неслышный, презираемый практически всеми голос архимандрита Спиридона (Кислякова) где-то теряется вдали, но его успешно забивают мощные и слаженные удары кованых православных сапог на пути к духовной победе и нравственной правоте победителей…

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: