Две реальности

20 февраля 2020 Галина Руссо

Ответ на статью Григория Нефедова «Виртуальный мир и настоящий Бог. Или наоборот?».

В нашем мире сосуществуют две реальности — материальная и духовная. Не зря человек «состоит» из тела и души. Соотносятся эти реальности по принципу матрешки. Внутри маленькой куклы — мир земной, внутри большой — мир Божий, духовный. Маленькая кукла внутри большой — духовный мир пронизывает мир материальный. После смерти душа человека отправляется в «большую матрешку» — духовный мир.

Есть люди, «вхожие» в духовный мир уже во время физической жизни, а есть те, кто «очи имеют, и не видят». И это личный выбор каждого, Бог всех призывает к Себе («много званых, но мало избранных»). Первые живут сразу в двух реальностях, вторые — только в одной, физической.

В статье Григория Нефедова описана физическая реальность, описана хлестко и очень похоже. И ситуацию в Церкви автор тоже видит с позиций земной реальности, и его рассмотрение вполне адекватно. НО!

В духовной реальности все иначе. Там каждый человек имеет свои собственные, личные взаимоотношения с Богом. Оттуда открывается совершенно другая картина мира, меняются приоритеты, снижается субъективная значимость событий, происходящих в физической реальности… Там и только там человек знакомится, наконец-то, с самим собой и перестает видеть себя «белым и пушистым», учится выстраивать свои отношения с окружающими «под управлением любви»…

Там много чего есть. И самое главное: ежедневное чудо изменения себя — с Божией помощью, естественно. Но вот только объяснить все это человеку, находящемуся исключительно в физической реальности, невозможно в принципе. Сколько бы лекций он ни прослушал, сколько бы книг ни прочитал (или даже — ни написал). Понять это может только тот, кто имеет личный опыт проживания общения с Богом, пусть и мизерный. Как сказал кто-то из мудрых: «Православие — это не учение, православие — это жизнь».

Иисус Христос затем и пришел в нашу физическую реальность, чтобы открыть нам дверь в реальность духовную. Эта Дверь — Церковь, которую Он основал. Залог Встречи с Ним — причастие Тела и Крови Христовых. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».

Бог пребывает в вечности, Он неизменен. И Церковь Его так же неизменна по сути своей, «врата ада не одолеют ее». Именно по сути, по глубинному смыслу Церковь неизменяема. «Я с вами во все дни до скончания века», — говорит Господь.

Так было задумано Богом, такова Церковь в духовной реальности. Но, как и повелось со времен Адама и Евы, «в игру» вступил человек. Кто выступал суфлером, понятно, его шепот звучит из-за левого плеча. И в Церкви начались разнообразные расколы. Их было многое множество; самые значимые — Великая схизма и Реформация Лютера. На предостережение апостола Павла «разве разделился Христос?» благополучно закрыли глаза, и единое Тело Христово резали «по живому» смыслу, богословски обосновывая различающиеся догматы и занимаясь дележом властных полномочий.

А смысл-то вполне доходчиво прописан в Евангелии. «Блаженны нищие духом»; «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»; «без Меня не можете делать ничего». Человек не имеет собственного бытия, мы — творение Божие, Его воплощенные Мысли.

Церковные расколы — следствие человеческого своеволия. Но они произошли, такова теперь наша реальность, и с ней приходится считаться.

Христианство распалось на несколько конфессий, и каждая заявляет о своей истинности. Каждая считает, что именно она может наилучшим образом реализовать главный смысл христианства — Встречу человека с Богом, и предлагает для этого свои средства. Говоря образно, каждая конфессия строит собственный забор, огораживая часть духовного пространства. Наш, православный «участок», конечно, самый большой и красивый (!).

Для изготовления заборов используются догматы, каноны, монастыри, церковные установления, календари, языки, преобразование ощущения греховности в чувство вины, патриотизм, церковная архитектура и священнические облачения, музыка, посты, сорта хлеба для причастия, куличи, земелька, платки… каждый может продолжить в меру своей погруженности в предмет.

Цель построения таких заборов вполне понятна. Все вышеперечисленное имеет отношение к смыслу, бо́льшее или меньшее. Все это средства призваны помогать человеку вступить в духовную реальность и наладить взаимоотношения с Богом. Но это именно средства и только средства! Богообщение происходит внутри человека — «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно», и при соборной молитве — «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

Средства-то средства, но они весьма трудозатратны и энергоемки. И часто так бывает, по крайней мере в православии, что человек сосредотачивается на исполнении всего-всего, что ему предписывает Церковь, и на «сокровенного сердца человека» у него не остается ни сил, ни времени. Да и желание погружаться в собственные глубины тоже далеко не всегда наличествует, там ведь все сложно и некомфортно. Гораздо проще исполнять по максимуму все предписанное и ни о чем не думать — так ведь, якобы, и святые отцы рекомендовали. О том, что они еще и о необходимости рассуждения говорили, как-то забывается.

Тут запросы пасомых сближаются с интересами пастырей. С одной стороны, говорить о духовной жизни сложно и не всем по силам, а если и получается это у священника, то его слова не вмещают люди, не имеющие собственного опыта. Акцентировать внимание на необходимости строгого исполнения всех внешних правил гораздо эффективнее. А чтобы лучше усвоили, можно и пригрозить карами Господними.

С другой стороны, церковь-организация, как и любой социальный институт, стремится к распространению своего влияния в обществе, и прежде всего, к увеличению количества прихожан. «Качество» даже не на втором месте, а на десятом. Опять же, лучший прием — представление Бога строгим Судьей, а спасение — следствием дословного исполнения предписаний.

Вот только в основном средства, слагающие забор, и все эти запугивания суровым Богом-начальником, находятся в земной реальности и работают до поры до времени. Когда человек заглядывает в реальность духовную и приходит осознание/проживание слов «где Дух Господень, там свобода», все они становятся несущественными. Нет, не возникает желания отрицать догматы или спорить со святыми отцами. Просто в о-очень обширном смысловом пространстве, очерченном ими, находишь свое место. И осуждать ревнителей благочестия тоже охота пропадает — потому что каждому человеку Господь дает именно то, что ему потребно. И даже рассуждать о том, спасутся ли католики и протестанты, становится скучно — ну кто мы, в конце концов, такие, чтобы решать за Бога?

Кстати, на вопрос, спасутся ли католики, святитель Феофан Затворник когда-то ответил: «Не знаю, спасутся ли они, а я без Православия не спасусь». Он-то явно смотрел на Православие из духовной реальности.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: