Епископ Клинский Стефан: Наши воины уже не мыслят своего служения без Бога и Церкви

30 июля 2019 Ахилла

Сайт Патриархия.ru перепечатывает интервью, данное «Журналу Московской Патриархии» (№ 7, 2019) председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятелем строящегося «главного храма вооруженных сил РФ» епископом Клинским Стефаном (Приваловым).

Интервью, как это и принято в последние годы в РПЦ, пронизано духом полной поддержки и оправдания милитаризации сознания россиян и обслуживания «патриотических нужд» государства.

Работа военного духовенства в воинских частях епископом Стефаном возносится на пьедестал: тут и надежды на укрепление духа воинов, и главное — повсюду враги, внешние и внутренние:

«Что касается этапа развития института военного духовенства, то мы подошли к очень ответственному моменту: необходимости перехода от количества к качеству пастырского служения, когда важным становится молитвенное делание, а его результатом — святость как цель жизни, — рассказывает епископ. — Впереди решение вопросов налаживания взаимодействия со всеми ключевыми структурами воинских формирований, собирание всех здоровых сил для укрепления духа и боеспособности воинских коллективов.

Относительно вызовов — покой нам только снится… Если не внешний противник, то внутренний враг — враг рода человеческого — ополчается на каждого из нас, особенно на тех, кто пытается идти к Богу и верно служить защите своего Отечества. А значит, работа священника будет все более востребована».

Не преминул епископ и противопоставить материальное благополучие «жертвенному служению», отдав свое предпочтение, разумеется, последнему:

«Духовно-нравственное воспитание военнослужащих — это неотъемлемая часть формирования и жизни воинских коллективов, которые должны состоять из людей, готовых к жертвенному служению по защите своего Отечества. Сегодня проблема состоит в том, что для немалой части нашего общества критерием счастья и успеха выступает исключительно финансовое, материальное благополучие. И армия тут не исключение. Без сомнения, военнослужащий должен быть достойно обеспечен в бытовом плане, однако если в основе несения человеком воинской службы лежит исключительно материальная мотивация, личные интересы индивидуума неизбежно будут иметь приоритет перед общей задачей, а верность присяге — колебаться в зависимости от земной выгоды.

Чтобы избежать этого, военнослужащий — идет ли речь о действующих или будущих офицерах, сержантском составе, солдатах срочной службы — должен обладать высокими морально-нравственными устоями и полагать в основу своей жизни и профессиональной деятельности духовные, а не материальные ценности, по слову Господа: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)».

Напомним, что епископ Стефан руководит взаимодействием не только с армией, но и с правоохранительными органами, а значит и с теми патриотически настроенными бойцами Росгвардии, которые в своем жертвенном служении Отечеству занимаются регулярным избиением граждан России дубинками.

Впрочем, когда дело касается противодействию разложения наших граждан, то епископ, видимо, благословляет и такие действия Росгвардии:

«Только объединив усилия по противодействию деструктивной информации и навязываемым стереотипам поведения, которые разлагают наших сограждан, можно надеяться на будущее страны и сильных духом защитников Отечества», — уверяет епископ Стефан.

Где ведется пропаганда милитаризма, тут же подключается и тема сакрализации победы в Великой Отечественной войне, а где сакрализация — там и РПЦ:

«Победа в Великой Отечественной войне — это великое событие в жизни нашего народа, который не просто сокрушил физического врага, но и воздвиг духовную преграду на пути зла, хаоса и человеконенавистнической, сатанинской идеологии. Сопротивление нацизму было священным противостоянием.

Было бы неверно думать, что победа в войне — это только победа оружия. Это победа духа. Несмотря на десятилетия государственного богоборчества, люди проявили подлинный героизм духа, выстояв в тяжелейших условиях благодаря вере в высшие идеалы, внутренней готовности к самопожертвованию.

В этом смысле победа в Великой Отечественной войне имеет большое воспитательное значение. Мы сегодня должны чаще обращаться к духовным истокам нашей победы и молиться о павших героях», — считает епископ.

В следующем, юбилейной году к участию в сакральных торжествах, видимо, военнослужащих привлекут в полном составе:

«В ходе подготовки и проведения празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне разработана государственная программа, которая затрагивает самые разные направления. Самым важным для верующих воинов станет, конечно, освящение главного храма Вооруженных сил Российской Федерации, а также участие военнослужащих в торжественных богослужениях, заупокойных службах в память о воинах, за веру и Отечество жизнь свою положивших, в акциях „Бессмертный полк“, „Свеча памяти“, которые имеют сакральное измерение, невидимыми нитями соединяя поколения и образуя духовное единство воинов-победителей и наследников Великой Победы», — объясняет епископ Стефан.

Думается, вряд ли у воинов будет шанс заявить о своем неверии и отказаться от участия в подобных сакральных ритуалах милитаризированной религии.

Епископ еще раз подчеркнул мысль, что поддержка милитаризма со стороны Церкви — это хорошо и правильно, и если раньше святитель Василий Великий еще чего-то там считал, что воинов, убивавших врагов, надо отлучать от причастия на несколько лет, то сейчас его мнение отброшено за ненадобностью:

«У святителя Василия Великого есть мнение, что после боевых действий воину необходимо духовное очищение. Действительно, ранее человек, пришедший с войны, в течение некоторого времени даже не приступал к причастию. Сейчас таких норм нет, мы готовы исповедовать и причащать воинов, участвующих в боевых действиях. Однако понимание, что даже убийство на войне не может быть совершено бесстрастно, должно побуждать священника очень внимательно относиться к духовному состоянию вернувшегося с войны военнослужащего. Последнему нужна духовная реабилитация, усиленная молитва, участие в каких-то послушаниях, консультация православных психологов».

Противников нельзя жалеть, никакого пацифизма, только уничтожать — таков завет нынешнего святителя по взаимодействию с милитаризмом:

«Вместе с тем участие в защите Родины с оружием в руках — священная обязанность христианина. Святитель Филарет говорил, что, любя своих личных врагов, воин должен, ничтоже сумняшеся, сокрушать врагов Отечества. Непротивление злу, являющемуся в форме военной агрессии, неминуемо повлечет за собой умножение зла. Представим себе, что было бы, если бы наш народ не взял оружие в 1941 году? Были бы уничтожены целые национальные культуры, ряд народов, считавшихся с точки зрения нацистской идеологии неполноценными, прекратили бы свое существование, мир погрузился бы во зло. В этом смысле уничтожение противника всеми доступными средствами — это не убийство, а защита.

Вспомним, что Иоанн Креститель не советует воинам, приходящим к нему, стать пацифистами. На вопрос, что делать, он отвечает: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:14). Также и Христос не порицает пришедшего к нему сотника за то, что тот состоит на военной службе, но, напротив, ставит его веру в Сына Божия в пример окружающим (Мф. 8:10)».

Впрочем, смягчает свой духовный пафос епископ, вовсе не обязательно тотально уничтожать противника — достаточно его припугнуть нашими «искандерами» и «вежливыми человечками»:

«Воин-христианин на войне — и я бы сказал, особенно на войне — должен следовать нормам христианской этики. Он не может проявлять ожесточение по отношению к мирным гражданам. Он даже не может испытывать гнева к противнику. Цель — не уничтожение противника, а принуждение к миру. Иногда для этого даже не нужно вступать в конфликт. Достаточно простой демонстрации силы, как это порой делает сегодня Россия. Мы стремимся к мирному существованию и, демонстрируя возможности нашего оружия, посылаем сигнал — у нас есть чем отразить агрессию, не трогайте нас».

В общем, резюмирует епископ Стефан, вперед — с Богом, в послушании начальникам, подпоясуясь патриотизмом и «живыми помочами»:

«Главное, что военное духовенство вместе с нашей армией и воины в большинстве своем уже не мыслят своего служения без Бога и участия Церкви в своей жизни и жизни своих подразделений.

…Быть в послушании и отдавать все силы благому делу — безусловно, выбор сильных».

Фото Александры Кузнецовой с выставки «Духовный щит Отечества»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: