Епископ Вениамин был очень добр к людям

27 апреля 2020 Юрий Гуров

Автор, Юрий Гуров, — бывший иеромонах, благочинный Курской Коренной пустыни, неоднократно публиковавшийся на наших страницах.

О мертвом либо хорошо, либо ничего, кроме правды

Хилон

Сегодня скончался епископ Вениамин (Королев), бывший мой духовный отец. Поступило предложение написать о нем несколько слов, и я думаю, что есть смысл оставить для истории свое свидетельство как человека, который хорошо его знал и общался с ним на протяжении полутора десятков лет, с 2001 по 2017 год.

Память человека довольно изменчива, поэтому заранее прошу прощения за неточности, которые могут прокрасться в текст. А еще многое забывается. Раньше я служил Литургию без служебника от входных молитв до отпуста, а теперь не вспомню даже молитву на благословение кадила. Поэтому надеюсь не влепить в некролог событие из категории «то, что было не со мной — помню», и прошу извинить, если такое все же случится.

Познакомился я с Вениамином в 2001 году, когда он был иеромонахом, начальником скита преп. Серафима Саровского. Я учился тогда в 8-м классе, в скит меня привезла мама, уверенная в том, что у меня «духовная болезнь». Я попал на «отчитку», а потом и на неделю пожить в келье нового духовного отца. Отсюда рисую картину его взглядов на мир, основываясь на его рассказах и своих впечатлениях.

Очень много в его рассказах занимала учеба в Орловском институте искусств. Видимо, в то время была заложена основная часть мировоззрения. Он как к реальности относился к рассказам про ведьм и прочую мистику. Постоянно читал книги, в которых писалось о перемещениях людей во времени, явлении умерших в момент смерти своим близким на больших расстояниях и прочих подобных штуках. Для него это были самые настоящие факты, свидетельства о духовном мире, и, как следствие, он выбрал путь, где этот духовный мир можно изучать и взаимодействовать с ним.

Например, он рассказывал, как с однокурсниками ставили такие опыты — надо было лежать неподвижно на протяжении длительного времени, и тогда разум смещался относительно тела и ощущал себя парящим под потолком комнаты. Подобный опыт убеждал его, что у человека есть душа, которая может перемещаться отдельно от тела. В то же время он посещал «тренировки» экстрасенса, который учил «летать» разумом в состоянии неподвижности на другие планеты.

Также Вениамина интересовали описанные в житиях явления бесов подвижникам. Особое внимание уделялось прямым нападениям на подвижников, когда они отбивались молитвой, и попытки их соблазнить под образом красивых девиц. По всей видимости, понимание, что мистические опыты могут закончиться плохо, привело его в церковь.

В октябре 1996 года Вениамин поступил на послушание в Знаменский монастырь Курска. По его рассказам можно предположить, что братия на тот момент относилась к нему скорее негативно, чем положительно. Особых сведений из того периода жизни я не помню, кроме бытовых ситуаций. Но на тот период пришлось знакомство будущего епископа со схиархимандритом Макарием Болотовым, старцем, ставшим духовным отцом Вениамина.

По-видимому, Болотов сыграл решающую роль в жизни умершего. Вениамин все время будет приводить как пример христианской жизни жизнь своего духовника, рассказывать, как сбывались пророчества Макария над теми, кто его знал. Он часто посещал сестричество, которое основал Болотов возле Оптиной. К слову, сестричество жило по довольно строгому уставу, возможно, тот самый единичный пример, когда монашество все же стиль жизни, а не только черные облачения.

За хиротонии Вениамина и его службу в храме Ахтырской иконы Божией Матери в Курске мне сказать по большому счету нечего. В январе 1999 года его перевели в скит преп. Серафима Саровского, и именно с этого скита начинается его известность.

А известным его сделало проведение «отчиток», или так называемых «молебнов о недужных». Если вы не верите в потусторонние силы — вам сюда, сходите на такое мероприятие и убедитесь лично. Благословил Вениамина на проведение таких молебнов еще один старец, живой в то время архимандрит Ипполит (Рыльский). Хотя, может, здесь я не совсем прав, но то, что он показал ему последование и поделился опытом — это точно.

В скит стало ездить огромное количество людей. Некоторые оставались пожить, потрудиться во славу Божию. Скит никому не отказывал, поэтому в то время там можно было встретить как интеллигентных культурных людей, так и отбитых на всю голову уголовников. Бывали и конфликты, но речь не об этом. Приток людей и средств поставил скитское хозяйство на ноги, скит начал помогать самому монастырю Коренная пустынь, плюс у скита были обязательства по обеспечению семинарии и архиерейских покоев. Все это прибавляло будущему архиерею веса среди духовенства епархии.

По моему мнению, именно в скиту у Вениамина случился духовный расцвет, последующие наместничество в Коренной и епископство были лишь движением по инерции. Он служил правила, службы, молебны, ходил по территории ночью с четками, поздно вечером опять же с паломниками ходил по святым источникам, общался со всеми желающими, он, как говорится, излучал энергию и харизму. Его советы того времени представляли собой помесь христианского предания и психологии, поэтому большей частью были действительно полезны. В то время восстанавливались источники и в Коренной, и в окрестностях, организовывались крестные ходы с Локотской иконой, мироточили иконы там и сям, все эти события динамично сменяли друг друга.

Касаемо его прозорливости я бы сказал так — на уровне гороскопа. Приходит человек к нему на прием и говорит: у меня такая-то проблема. Вениамин возлагает руки на голову, читает молитву и говорит: я вижу, у вас в роду была бабушка. Прихожанин в шоке: да, батюшка, как вы узнали, у меня действительно в роду была бабушка, даже две. Ну и все в таком роде. Интерес Вениамина к мистическим вещам проявлялся и тогда, он не упускал случая съездить к любой ставшей известной гадалке, спросить за «что будет дальше?». Это вызывало неудобные вопросы со стороны окружающих, на которые он отвечал, что воля Божья ему — спасать экстрасенсов. Думаю, на самом деле он либо ставил таким образом опыты, либо перенимал опыт по работе с людьми.

Когда пришла пора сменить наместника Коренной пустыни — Вениамин был самой подходящей кандидатурой. В свою должность он входил очень деликатно. Некоторые из иеромонахов ходили до этого к нему в скит, жаловаться на старого наместника, желать Вениамину стать новым, а когда это случилось — стали смотреть волком и чинить препоны. И здесь проявилась его отцовская манера работы с людьми — не ломать человека, входить в чужое положение, прощать. В этом плане он был весьма справедлив. Если Духовный совет жаловался на какого-то иеромонаха, что тот ведет в монастыре свой бизнес, кого-то ущемляет и проч. — никогда не принималось резких перемен. Было общение с повинным и постепенное выправление ситуации. С духовенством в этом плане очень нелегко. Каждый иеромонах хочет запретить выезд из монастыря, но чтоб только ему можно было, запретить всем интернет, но ему одному по работе надо, и т. д.

Стол в трапезной улучшился от пшенки и сечки в сторону вменяемой домашней еды, братия перестала есть дошираки и стала ходить в трапезную. Исчезло разделение между братским и игуменским столом, пища стала там и там одинакова. Это может показаться мелочью, но очень много говорит о начальнике, о его отношении к людям. (К слову, при последующем игумене разделение блюд опять вернулось.) В монастыре прошли ремонты, на порядок улучшились бытовые условия для братии.

Всем, кто работал над улучшением монастыря, создавались необходимые условия. Эконому, например, купили удобную иномарку-фургон для закупок, я сам себе урвал Мицубиси Лансер, так как мотался по делам каждый день. У всех были хорошие телефоны, кто пользовался ими по служебной необходимости. Как-то послушник сказал наместнику, что его любимчики хорошо живут, телефоны им покупают дорогие — такой же телефон на следующий день был у него.

Раз в год монастырь оплачивал поездку на Афон любому насельнику. Иеромонахи пользовались с радостью, те, кто не в сане, обычно по какой-то причине предпочитали Афону Валаам либо Соловки.

Ну это все материальное. Акцент все же хотелось сделать на отношении к людям. Обращались к Вениамину с разными просьбами, и всем он шел навстречу, даже если это было невыгодно с точки зрения хозяйства, даже если это было предметом постоянной головной боли должностных лиц монастыря.

Следует иметь в виду, что вышесказанное субъективно, возможно, в то время кто-то наместником был вполне обоснованно недоволен.

Однако не стоит считать Вениамина простым. Он вкладывал деньги, причем ежемесячно, в секретаря епархии, в старших иподьяконов, чтоб своевременно получать актуальную информацию, деньги шли на поддержку других проектов, тот же Локоть, ну и что-то совсем личное. Следует понимать, что в наше время архиереем бесплатно не становятся. Панагию святейшему придется подарить, да.

Раза два я попадал с Вениамином на Афон. Путешествия он очень любил, как смену обстановки, еды и новых впечатлений. Мы, как молодежь, норовили в Греции вообще во все тяжкие пуститься, за что получали по шапке.

Ну а потом он стал епископом. К тому времени между нами накопились личные разногласия, и в его новую команду я не попал. Какое-то время мы общались на уровне «поздравляю с очередным праздником, что нового», а потом я ушел уже из самой церкви. К его чести стоит сказать, что из моего бывшего начальства он единственный, кто позвонил узнать, почему я ушел, и предложил варианты вернуться обратно.

Когда он приехал в свою епархию, в одной из первых проповедей-интервью сказал, что с радиацией в Железногорске будут бороться колокольным звоном, так как действие колокольного звона научно доказано. Говорят, митрополит смеялся и сказал, что видео надо удалить. Все же сохранилась у владыки Вениамина наивная вера в чудеса.

Ну а сейчас по интернету ходит видео, где он говорит, что COVID-19 — это выдумка масонов с целью побороть церковь православную. Иронично…

Мне кажется, что человек должен принести своей жизнью людям хотя бы что-то одно из сих — новое знание, любовь, жертвенность, доброту. Владыка Вениамин был очень добр к людям. Когда-то я взял это в пример, взяли это у него в пример и другие, делая мир чуточку лучше. Да упокоит тебя Господь, которому ты служил.

Иллюстрация: будущий епископ Вениамин Королев (в центре) и автор текста, Юрий Гуров (справа). Фото из архива автора

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: