Если Холокост повторится — как поведут себя российские православные?

27 января 2020 Ксения Волянская

27 января — Международный день памяти жертв Холокоста.

Когда вспоминают о «праведниках народов мира», которые спасали евреев во время Второй мировой войны, чаще всего звучит имя Оскара Шиндлера, потом Ирены Сендлер, а из православных — чаще всего имя матери Марии Скобцовой. Может создаться впечатление, что других праведников мира среди исповедующих православие и нет. В это тем более легко поверить, что многие наслышаны о церковном антисемитизме, до сих пор не изжитом, хотя, конечно, и не декларируемом.

Расскажу о тех, кто с риском для жизни подражал доброму самарянину, но сначала я задам вслух опасный вопрос. Если сегодня история повторится, как поведут себя российские православные? Да-да, я в курсе, что история повториться не может, второй Холокост невозможен. Но преследования и гонения инакомыслящих, инаковерующих, инакочувствующих — увы, возможны. И фашизм возможен, потому что общество, которое научили, что кругом враги, к фашизму уже готово. Многие православные с восторгом внимали ныне уже покойному протоиерею Всеволоду Чаплину, публично ратовавшему за физическое уничтожение «предателей» и «пятой колонны» и приплетавшему к убийствам, в том числе и массовым, Божью волю.

Будет ли РПЦ выступать с официальными протестами против таких гонений? Будут ли православные прятать и защищать тех, кого государство назовет предателями его интересов: «либерастов», людей нетрадиционной сексуальной ориентации или сектантов? Боюсь, ответ на первый вопрос очевиден. А ответ на второй зависит от степени преследований. Например, «присесть» сектанту за свои религиозные убеждения считает невредным, полагаю, большинство православных. Против гонений на свидетелей Иеговы Церковь не только не возразила на официальном уровне, но и среди «канонического» духовенства и верующих протест тоже был минимален. Отец Алексий Уминский на «Эхе» да мирянин Алексей Миняйло с одиночным пикетом (см. иллюстрацию) — вот и все протесты членов РПЦ (я не подсчитываю, конечно, тех, кто так или иначе выразил свое негодование или протест на «частном» уровне — у себя на страницах соцсетей). И экуменическая группа «Христианское действие», которых, боюсь, в РПЦ своими не считают.

А такую картину вы себе вообразить можете — в России преследуют, сажают, дискриминируют представителей ЛГБТ, вынуждают их носить на одежде знак радуги, чтоб общественности видно было, кого бить? И архиерей РПЦ прикалывает радужный знак на мантию в знак солидарности с гонимыми и протеста против преследований. Фантастика, правда?

Для меня было открытием, что во времена холокоста нашлись не только священники, помогающие спасаться евреям, но и архиереи, прикрепившие звезду Давида на мантию в знак солидарности. Например, так поступил митрополит Кирилл (Марков), будущий Патриарх Болгарский, выступая против преследования евреев в Пловдиве. По свидетельству пловдивцев, он с еще несколькими священнослужителями встал на рельсы перед поездом с местными евреями и таким образом помешал их отправке в лагеря смерти.

Кирилл, патриарх Болгарский

И среди католиков, и среди православных были отдельные священнослужители и миряне, прятавшие и спасавшие евреев, но только одна Церковь открыто и официально выступила в защиту гонимых и истребляемых сограждан, и выступила небезуспешно — Болгарская православная церковь. Правда, спасти болгарам удалось лишь «своих», а более 11 тысяч евреев с оккупированных Болгарией территорий погибли в лагерях смерти. Считается, что благодаря в первую очередь позиции православных иерархов в нацистских лагерях от смерти были спасены 48 тысяч болгарских евреев — это при том, что политика болгарского правительства в годы войны была созвучна нацистской. Трижды общественность Болгарии при поддержке ПЦ срывала попытки массовой депортации евреев в Германию.

Еще в 1940 году Синод Болгарской церкви всячески протестовал против принятия антиеврейского закона, заявив, что «преследование собственных граждан только потому, что они евреи… противоречит правосудию и христианскому Евангелию». 15 ноября был принят текст обращения к председателю народного собрания, в котором был призыв исключить из законопроекта меры, направленные против евреев как нацменьшинства. Сказать, что этот документ морально безупречен, нельзя — в нем же есть пункт, призывающий принять решительные меры против антирелигиозной и антицерковной пропаганды, то есть по сути под удар ставились коммунисты и представители других христианских конфессий.

Однако все иерархи единодушно восстали против депортации болгарских евреев, которая должна была состояться по настоянию Гитлера, причем они выразили готовность мобилизовать приходское духовенство и транслировать через него воззвание ко всему болгарскому народу.

В постановлении Священного Синода, единогласно принятом 2 апреля 1943 года, говорится: «Болгарская Церковь не может разделять расистский принцип… не может отказать в помощи гонимым и страждущим. Если бы она отказала в такой помощи, то отреклась бы от самой себя. Святая Церковь просит христиан-болгар о помощи евреям и выступает за смягчение участи всех евреев».

В мае на внеочередном заседании Синода митрополит Софийский Стефан (Шоков) распорядился, чтобы в лоно церкви принималось большое количество иудеев (с очевидным намеком крестить евреев ради их спасения).

болгарский митрополит Стефан (Стоян Попгеоргиев Шоков)

В окружном послании этого же года владыка Стефан заявил, что Церковь должна оказывать покровительство евреям, без различия вероисповедания. По некоторым сведениям, митрополит также с амвона пригрозил анафемой царю Борису III, если тот выдаст болгарских евреев Германии.

В других странах христиане спасали евреев, сообразуясь только с голосом совести, а не с позицией церковного начальства, которая была очень разной — в диапазоне от прямого участия в геноциде до трусливого или дипломатичного умолчания.

Например, глава Украинской греко-католической церкви митрополит Андрей (Шептицкий) приветствовал Гитлера, поздравляя со взятием Киева. Униатское духовенство по его благословению участвовало в окормлении частей дивизии «Галичина», до отправки на фронт занимавшейся поиском и уничтожением евреев в окрестностях Львова, а поминовение на богослужениях Гитлера и германского воинства прекратилось по распоряжению Шептицкого только в конце периода оккупации. При этом буквально на днях главный раввин Украины призвал музей Холокоста в Израиле присвоить Андрею Шептицкому звание «Праведника народов мира».

Дело в том, что официально всячески поддерживая, а потом просто не протестуя против нацистской политики, митрополит прятал в своей резиденции беглецов из гетто. По его указанию греко-католические священники прятали евреев в разных монастырях и в соборе Святого Юра до прихода советской армии. Один из них, раввин Давид Кахане, чьи жена и дочь были спасены в женском греко-католическом монастыре, оставил о Шептицком теплые воспоминания и считал его святым. По разным данным, от 50 до 150 еврейских детей были спрятаны по личному указанию митрополита Андрея в отдаленных монастырях западной Украины.

Любопытный случай и с настоятельницей Флоровского монастыря в Киеве игуменьей Флавией (Тищенко). В 1942 году она вместе с монахинями вышила на полотне портрет Адольфа Гитлера, вместе с тем известно, что в монастыре укрывали еврейских детей.

Большинству священников и мирян было все равно, какую позицию занимает официальная церковь, к которой они принадлежали. Они делали то, что считали нужным. Но именно официальная церковная позиция умолчания о Холокосте сделала возможным ситуацию, когда многие имена спасителей с трудом выясняются спустя много лет, их признают праведниками народов мира уже после смерти. Иерархи РПЦ никогда официально не упоминали об уничтожении евреев как отдельной категории жертв в своих публичных речах, как и не дистанцировались от государственного антисемитизма.

А много ли православных знают имена таких праведников, своих соотечественников? У нас новомучениками-то не слишком интересуются, что уж говорить о тех, кто евреев спасал?

Некоторые слышали о киевском священнике Алексее Глаголеве. С опасностью для жизни Глаголев и члены его семьи спасли от гибели в Бабьем Яру Изабеллу Миркину с десятилетней дочерью, Полину Шевелеву со старой матерью, и многих других. Скрывали евреев под видом церковных служащих, многих прятали в церковных зданиях, иногда под видом родственников.

Семья священника Алексия Глаголева

Более-менее на слуху имя архимандрита Григория (Перадзе), спасавшего польских евреев и погибшего в Освенциме, — просто потому, что он причислен к лику святых Грузинской и Польской православными церквями.

А вот имена других «праведников народов мира», о которых упоминает историк Михаил Шкаровский в книге «Православная церковь и Холокост», в церковной среде не известны.

Александра Шулежко, жена православного священника, арестованного в 1937 году, во время немецкой оккупации устроила приют для бездомных детей, среди которых около половины были еврейскими, а матушка придумывала им другую национальность и имена, в зависимости от цвета волос и кожи, и фиксировала ее в документах.

Александра Михайловна Шулежко

В местечке Перемешляны Львовской области стоит бронзовый памятник о. Омеляну Ковчу, на котором выбиты его слова: «…Здесь я вижу Бога — снова Бога, который одинаковый для всех…»

Греко-католический священник Омелян Ковч в сентябре вытаскивал людей из подожженной фашистами синагоги. В течение многих месяцев он помогал спастись евреям от уничтожения, крестил их, несмотря на запреты оккупационных властей, всего выдав более 600 свидетельств о крещении.

За такую деятельность отца Омеляна в начале января 1943 арестовала СД.

священник Омелян Ковч

Нацисты поставили для его освобождения единственное условие: священник должен письменно обязаться ничем не помогать евреям. Отец Омелян ответил отказом и был отправлен в Майданек, где умер за колючей проволокой в марте 1944-го, не дожив несколько месяцев до освобождения лагеря.

О симферопольском священнике Николае Швеце известно, что он произносил антифашистские проповеди, кроме этого, по свидетельству местных жителей, выдавал документы о крещении евреям, крымчакам и цыганам. Его казнили 28 февраля 1942 года. После его гибели маленьких иудеев и детей от смешанных браков продолжил крестить настоятель церкви святых Константина и Елены Викентий Никипорчук (бывший обновленческий епископ). Отца Викентия сначала отправили в концлагерь, а потом, в 1943-м — расстреляли.

К сожалению, крещение несчастных не гарантировало им спасения — немцы зачастую расстреливали всех, вне зависимости от вероисповедания.

Поразительно, но сегодня среди православных находятся люди, которые считают не только такое крещение страха ради фашистска, но и выдачу евреям документов о крещении чуть ли не надругательством над таинством. Впрочем, эта мысль не нова. В орловской оккупационной газете «Речь», например, много антисемитских опусов написал ее главный редактор Михаил Октан. В частности, он утверждал, что крещение евреев местным духовенством — это «надругательство над православной верой, это подлый способ снова проникнуть в русский народ. Но жиды ошибаются, если думают, что их вероисповедание может изменить отношение народа к ним».

По словам Шкаровского, значительная часть известных эпизодов спасения евреев православными священниками и мирянами произошла в оккупированной Белоруссии. Трогательный случай был в Пинске, где священник отдал свой золотой крест, чтобы узники гетто могли выплатить контрибуцию немцам. Священник Иоанн Строк в Борисове усыновил еврейского мальчика. Отец Игнатий Ермолюк был арестован за крещение евреев и выдачу им метрик, он погиб в концлагере. За помощь евреям были замучены семидесятилетний протоиерей Павел Сосновский и шестидесятилетний священник Петр Бацян.

«Праведниками народов мира» признаны священник Владимир Имшенник и его супруга Галина, жители белорусской деревни Носилово, приютившие и воспитывавшие как родную дочь еврейскую девочку. Почти все ее родные погибли в гетто. Через много лет матушка Галина, ставшая вдовой, окончила свои дни в семье приемной дочери в Израиле.

Спасительница и спасенная. 98-й день рожденья Галины Имшенник. Иерусалим, 2010 год

Протопресвитер Белостокско-Гродненской епархии Петр Гуткевич помог спасению сына Виктора Цейтлина, актера театра Михоэлса. Три года в оккупированном Белостоке его прятала няня, Александра Леонович. Отец Петр выдал Леонович фиктивное метрическое свидетельство на бланке епархии о рождении и крещении, о том, что Эдик — ее сын.

Это только часть известных на сегодняшний день имен. Почему эти люди рисковали жизнью, ставили под удар свои семьи, спасая зачастую даже не знакомых им людей и в большинстве случаев — чужих по вере?

Не всегда с «праведниками народов мира» успевали поговорить историки или журналисты, поэтому иерархия мотиваций этих людей, выстроенная Шкаровским, видится сомнительной. Он считает, что для христиан главной мотивацией была религиозная, они воспринимали спасение евреев как христианский долг. А мне вот кажется, что в таких случаях мотивация проще — спасают из сострадания, и эмпатия присуща в равной степени верующим и неверующим.

А религиозная мотивация странная штука: одних она заставляет рисковать головой и спасать ближнего, других — прогибаться перед властью в стремлении защитить церковный институт, а скорее — себя в этом институте. В той же Белоруссии, столь богатой «праведниками народов мира», митрополит Минский Пантелеимон (Рожновский) издал позорный людоедский указ, запрещавший крещение евреев. Еврейские погромы и массовые расстрелы евреев не осуждал экзарх Латвии и Эстонии митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), светлый образ которого нарисован в романе «Поп», более того, не раз выступал с проповедями о поддержке немецкой армии в борьбе с «жидо-большевизмом». (О тайных подвигах этих иерархов по спасению евреев, боюсь, мне ничего не известно.)

У церковных антисемитов, даже не сомневаюсь, тоже мотивация исключительно религиозная. О канонизации «праведников народов мира» никто даже не заикается. Даже в год 75-летия Победы РПЦ предпочитает зарабатывать очки у властей рьяной пропагандой победобесия, но никто не собирается изымать из богослужебных текстов антисемитские пассажи (как, нарушить традицию ради толерантности?!), в православном месяцеслове до сих пор значится «убиенный от жидов» младенец Гавриил, а схиигумен Сергий (Романов) толкает с амвона бесноватые проповеди с явственным антисемитским душком, и каяться за православных иерархов, не возвысивших голос против геноцида, тоже никто не сподобится.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: