«Есть только один выход: сопротивляться и бороться за свою жизнь и жизнь других»

29 сентября 2022 Ахилла

Из телеграм-канала «Христиане против войны!»:

Богослов Андрей Шишков комментирует высказывание лютеранского коллеги.

Андрей Шишков приводит цитату теолога и специалиста по ВЗ из Тартуского университета Урмаса Ныммика, посвященную долгу христиан, живущих при диктатуре. Цитата взята из статьи, опубликованной в ERR.

«Некоторые считают, что молчание помогает. В конце концов, можно оставаться морально преданным христианству, но молчать и подыгрывать в религиозно-политическом театре. Может даже сложиться впечатление, что приходится идти [у диктатуры] на поводу, например, для того, чтобы продолжать свою профессиональную и необходимую работу…

Но конец молчания — это все равно страдание и смерть. Политическим и/или религиозным диктатурам постоянно нужен новый враг, новая плоть, которую нужно уничтожить, чтобы показать пример. И если вы сами не умрете, то ваши родственники или знакомые все равно умрут.

Если ты хочешь избежать морально-религиозной смерти, у члена Церкви, будь то священник или мирянин, есть только один выход: сопротивляться и бороться за свою жизнь и жизнь других».

Российский богослов, соглашаясь с высказыванием коллеги, комментирует резюме: что означает в российских условиях «сопротивляться и бороться за свою жизнь и жизнь других». И даже, как могут и должны сопротивляться христиане?

— А что же христиане? Немало тех, кто сопротивляется разными способами. Но еще больше тех, кто молча, согласно своей роли в этом политическом театре, покорился воле режима. Особо надо сказать про духовенство, ведь их задача учить и вести за собой людей. К сожалению, довольно много представителей духовенства при выборе между жизнью и смертью выбрали вести на смерть. И я говорю не о тех монстрах, которые раздают индульгенции и обещают прощение всех грехов. С ними все понятно.

Речь идет о внешне благообразных пастырях, которые утешают и напутствуют уходящих на войну, вместо того чтобы побуждать их скрываться от мобилизации. Они мотивируют себя тем, что не могут нарушать закон (исполнение закона — основная линия защиты Эйхмана на суде в Иерусалиме). Эти пастыри, конечно, считают, что их совесть чиста, а пастырский долг выполнен. Но, участвуя в отправке людей на войну, они не борются за их жизнь, а наоборот — способствуют смерти. Морально и духовно они мертвы.

Главный вопрос, который сегодня надо себе задать: борюсь ли я за свою жизнь и жизнь своих близких или приближаю смерть?

Иллюстрация: проводы первых мобилизованных в Севастополе