Формализм в православии — это не страшно?
7 мая 2018 Татьяна Хаванская
Давно хочу спросить у православных, как они относятся к формализму? К различным его видам и распространению в своей среде. Видят ли они в нем угрозу или воспринимают как должное?
Как формализм отражается на их самочувствии, аппетите, настроении?
Для меня это буквально – кошмар.
Конечно, выражения типа: «мы все попадем в категорию усопших», «беда пришла в лице погибших подростков», «в рамках проведения Дня православной книги», «это послужило толчком для священноначалия» и многие другие (у меня их кладезь) можно рассматривать как сугубую безграмотность, но возникает подозрение, что это что-то еще.
Я всячески боролась с проявлениями православного формализма в епархии, когда редактировала входящую и исходящую писанину в виде отчетов «о работе на приходах».
Меня буквально бесило желание некоторых отцов оживить свои доклады такими выражениями, от которых хотелось порвать их (доклады) в клочья и больше никогда не читать. И они (отцы) сильно обижались, когда я им иногда пеняла на это.
Казалось бы, что может быть прекрасней языка Евангелий, вот на чем должны были бы учиться наши батюшки и архиереи. Нет, им подавай рамки, толчки и маятники, которые «размахнулись со всей силой в сторону православия». Понимаю, что писать отчет о работе с молодежью языком Песни песней царя Соломона все же не стоит, но и не нужно превращать его в канцелярскую отписку. Если есть живая жизнь на приходе, есть живая молодежь, так напишите, что она есть. А не строчите эти «сегодня молодежь прихода храма имени иконы Б.М. такой-то провела акцию на запрет абортов в центре города N. Ими были уничтожены 50 противозачаточных средств через протыкание их острым предметом». Бог знает, что может подумать не православная молодежь, читая это.
Они не чувствуют убожества своего языка? Может, это ерунда, безделица и не стоит обращать на нее внимания?
То же самое и в обсуждениях православной тематики. Некоторые особо благочестивые не могут слова молвить, чтобы не присоветовать «стимулировать молодежь на благие дела и поступки». Ей-богу, хочется завыть и броситься на стимулирующего с дубиной, чтобы отучить его писать такие слова. Но он не поймет. Он ведь хочет как лучше. Или даже более лучше.
Сама я люблю выражения просторечные, но к месту, они действительно оживляют. Трудно порой удержаться от словечек, заменяющих нецензурную брань. Мне часто пеняют на то, что я пишу «нифига», «осточертело», «достало» и все такое. Да, согласна, это тоже не красит и не добавляет радости, но что же делать, если достало/осточертело, а не наболело уже…
В общем, вы уже поняли, что меня это сильно беспокоит. Потому что в среде православных формализма предостаточно. Или, может быть, православие без него не может жить?
Или, что страшно, официоз в лице священноначалия его придерживается ради сохранения симфонии с государством, которое и есть главный источник всего формального, мертворожденного, лживого по сути?
Мне действительно страшно за нас.
Иллюстрация: картина Zdzislaw Beksinski
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: