Спасение приходит к любящим Бога

2 месяца назад Лариса Черникова

Когда-то обещала прислать на «Ахиллу» письмо о. В., которое облегчило переход сразу пяти бабулек из пятидесятников в Православие…

Само письмо, на первый взгляд, не представляет из себя ничего особенного, но следует учесть, что это 1997 год, православной литературы еще не так много, да и столько ответов в одной книжке сразу не найдешь.

Учесть нужно и то, что жили мы в небольшом поселке, в дальнем углу Калужской области, где все друг друга знают, и решиться на этот переход было очень не просто.

Всё это письмо состоит из ответов на мои вопросы, которые я в письме не упоминаю, так как уже и не помню, как они звучали. Но по ответам на них понятно, что речь идет о:

— полноте церковной жизни;

— о смысле спасения;

— о том, как выпрямить свой путь к Богу и проч…

Получив это письмо, я перечитала его 3 раза, подумав, ну что в нем особенного. Вроде всё просто и знакомо, ничего нового и особенного я в нем не нашла… А потом взяла карандаш и начала работать с письмом — и тут только я поняла всю глубину его. Поняла, что писал его батюшка не просто и легко.

До сих пор на обратной стороне письма — мои пометки, с разбором притч «О семени», «О бесплодной смоковнице», «О богаче и Лазаре», «О брачном пире», «О Страшном Суде»… Да и само письмо сплошь в знаках восклицания, галочках и комментариях.

Я очень благодарна о. В., до сего дня поминаю его в молитве.

***

Добрый день, Лариса Ивановна!

Спасибо Вам за желание продолжить наш разговор. Я попытаюсь поделиться своими соображениями по некоторым вопросам.

Под полнотой церковной жизни я понимаю такие условия, которые не препятствуют постижению Истины, а, наоборот, создают лучшие возможности жизни в Истине. Православие обладает такими полноценными возможностями для Богообщения и выполнения Божиего благословения, потому что:

— нет никаких препятствий для изучения Слова Божьего ни персонально, ни общинно;

— нет никаких препятствий для личного Богообщения в молитве, как персональной, так и общинной;

— Евангелие устанавливает для жизни христианина ряд Таинств: Евхаристию, Исповедь, Крещение, Священство… Без них невозможно выполнить Божие благословение. В Православии эти Таинства живут.

— Поскольку Слово Божие обращено и к Церкви, и к каждой личности, то неправильно и неразумно пренебрегать опытом Церкви в лице тех людей, которых мы называем Святыми. В Православии этот опыт живой и важный.

— Свободы, без которой невозможно истинное христианство, в Православии больше, чем достаточно.

— Человек — существо небестелесное, как известно, поэтому религиозный путь человека не может быть чисто ангельским, бестелесным, поэтому, традиции и обряды необходимы человеку как помощь.

Особенную роль в религиозном пути человека играют ИКОНЫ. В почитании их нет и намека на идолопоклонство и также нет нарушения заповеди о неизображении Бога. Ибо Бога никто никогда не видел! Как же Его можно изобразить. Но воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий почему не может быть изображен любящими Его?

— Могут ли лишать полноты Православной Церкви грехи, слабости, недостоинства, непросвещенность людей — думаю, не могут. Но искажают, коверкают и порочат — это точно! Но этого не избежать, пока мы не в раю.

— Теми достоинствами, которыми обладают баптисты, — чистота жизни и добрые дела, — призваны обладать и православные христиане. Дело в честности перед Богом и усердии.

Не беря на себя функции суда, могу сказать одно — всё, что заключено в Православной Церкви, охватывает все стороны отношений человека с Богом и между людьми в свете Священного Писания и Священного Предания для спасения человека и мира.

— К сожалению, есть люди во всех конфессиях, которые считают своим благочестивым долгом ругать и враждовать с другими конфессиями, но это не от силы, а от слабости. Такое встречается и в РПЦ, но именно потому, что есть полнота Истины не в людях, а в Церкви, удается надеяться не на князей человеческих, а на Бога.

По поводу СПАСЕНИЯ.

Мне известна точка зрения, распространенная в протестантизме и католичестве, о том, что каждый христианин уже спасен независимо от дел, мыслей, слов и т.д. Я мог бы сказать просто и кратко: не согласен. Но я скажу подробнее.

Да, в мир пришел Спаситель, и с ним — спасение. Но — как возможность и надежда, иначе была бы нарушена свобода выбора, любить Бога или нет. Ибо спасение приходит к любящим Бога.

Если бы вопрос со спасением был решен раз и навсегда, чисто автоматически, без воли человека, то зачем притчи о семени, о бесплодной смоковнице, о Страшном Суде (Мф.25), о богаче и Лазаре, о Брачном пире и т.д.?

Да, спасение начинается, как любил говорить о. Александр Мень, здесь и теперь, но только, если человек начинает служить Богу, любить Его, нести крест вслед за Христом, если человек берет ответственность за свои поступки и мысли в покаянии. Если я разделяю с моим Спасителем Его путь, Его крест, Его опасности, Его одиночество, Его Любовь, и всё-всё, то я с Ним умираю и воскресну, и это и есть настоящая жизнь. Иначе всё теряет цвет и вкус, и аромат, и горечь, и сладость любви, остается одно корыстное слово «спасение».

Как выпрямить путь.

— Очень жаждать, чтобы он был прямой, но в соответствии с Волей Божией.

— Помнить, что этому учил Иоанн Креститель — веруйте в Евангелие и делайте каждый свое дело, к которому призван.

— Поменьше оглядывайтесь на людей. Христос должен заговорить в душе каждого человека, желательно и при помощи человека. Но часто люди мешают — слишком хотят очеловечить Бога и Его намерения, слишком много враждуют и делят ризы Христовы.

— Для прямого пути необходимо научиться понимать самого себя, учиться смотреть на все происходящее в жизни через Евангелие, через его простоту и ясность, следовать в вере своей не за тем, что привнесли в нее человеки, но за тем, что дает для нее Бог. Бог дает дух, любовь, свободу, крест, чистоту, милосердие. Человек привносит амбиции, соперничество, суд, спор — кто из них первый, обряды и традиции, которым постепенно придает большее значение, чем самому Слову Божию. Но это не значит, что не надо считаться с традициями или отвергать обряды. Подчеркиваю, это неразумно, отвергнув один обряд, человек тут же создает новый обряд, или так же фанатично будет держаться за отсутствие обряда, как другой человек за сам обряд.

— Еще для спрямления пути нужны смирение, честность перед самим собой, трезвение духовное и искреннее радостное покаяние на пути к спасению.

(Далее ответ на мой вопрос о том, что рука не поднимается, чтобы перекреститься — Л. Ч.):

А чтобы перекреститься, нужно просто отвергнуть сомнения и перестать думать о том что не можете. Сказать себе: «Во имя Христа — хочу», и, подняв руку, перекреститься: лоб, грудь, правое и левое плечо, и всё, сказать — уф, получилось, СЛАВА БОГУ! Меньше эмоций и больше действий.

По поводу семьи.

Главное — не привнести вражду в дом, религиозные сражения. Мужу и детям деликатно показывать, что без чтения и понимания Священного Писания не может быть истинного христианства, в том числе и православного. Кто бы ты ни был, ты всегда должен быть честен, верен, разумен, мирен, терпелив, трудолюбив и благодарен.

А почему, собственно, Вы не можете быть СВОЕЙ в ПЦ?

Что Вы имеете в виду под «быть своей»? Совсем не обязательно быть как все, если не все читают Писание, или грубы и погрязли в осуждении. То, что все про всех знают и без конца судят, и не дают свободно жить — что же еще лучше может доказывать неправоту такого христианства?

Если хотите быть в Церкви, я думаю, если требует священник, сказать ему, что Вы будете ходить в его церковь. Если не будете причащаться, то, наверное, можно вообще ничего не говорить, приходить просто молиться.

Прежде всего постарайтесь потихоньку решить внутри себя самой, где Вы хотите быть и тогда уже все станет проще. А пока будете решать, поменьше об этом говорите, поменьше обсуждайте с тем, с кем нельзя обсуждать. Пусть Ваше новое семя растет в молчании и тишине. В конце концов Вы сядете на один стул и будете спокойны. Только старайтесь решать не на человеческом уровне — приятно-не приятно, легко-трудно, своя-не своя и т.д. Не обольщайтесь теплотой и приятностью пения в ПЦ, Православие далеко не только в этом. Старайтесь решать все в духе молитвы.

А почитать о Православии можно: Александр Шмеман «Исторический путь Православия», С. Булгаков «Православие», Иоанн Кронштадтский «Моя жизнь во Христе», митрополит Антоний Сурожский «Беседы о вере и Церкви» и любые его книги, какие найдете.

Насчет Языковой, думаю, можно найти и почитать, но есть лучше — Л.А. Успенский «Богословие иконы Православной церкви», Павел Флоренский «Иконостас», Трубецкой «Богословие иконы».

Желаю Вам и Вашим знакомым надежды в поисках, терпимости к людям, мужества в обретении внутренней свободы и, одновременно, верности и мудрой смелости, и широты в Вашем духовном пути.

Да пребудет с Вами Спаситель наш и Господь.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: