Гатчинское крещение — это проблема тотального равнодушия к людям в РПЦ

14 августа 2019 Алексей Плужников

Пока «Ахилла» на два дня уходил в отпуск, разразился новый скандал — вокруг грубого крещения младенца в Гатчинской епархии игуменом Фотием (Нечепоренко).

В декабре прошлого года был похожий скандал в Пятигорской епархии — там священник Илия Семилетов грубо, с силой макал довольно большую девочку в купель, чуть не свихнув ей шею. Та история, благодаря видео, попавшему в Сеть, привела к тому, что священника отправили в запрет на полгода.

Скандал в Гатчине вышел еще более громким: мать пострадавшего ребенка решила пойти до конца — подала заявление в полицию и намерена привлечь 55-летнего игумена к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Как часто бывает в таких случаях, громкий скандал с привлечением СМИ и обращением в правоохранительные органы привел к тому, что представители епархии и спикеры РПЦ дружно и быстро осудили священника и даже — о чудо! — матери ребенка принесли извинения. Сначала на сайте епархии сообщили, что игумена отправили на год в запрет, а сам епископ Митрофан выразил «сочувствие родителям и восприемникам крещенного ребенка» и принес «свои извинения за поведение клирика Гатчинской епархии, вызвавшее соблазн и осуждение в среде верующих. Преосвященнейший владыка надеется, что данный инцидент не станет препятствием для духовной жизни малыша и его семьи».

Но и этого мало, от лица епархии матери принесли извинения секретарь Гатчинской епархии и епархиальный духовник.

Игумена быстро и радостно слили, тем более что он и сам повел себя агрессивно. Пригрозил матери скорбями, выразил уверенность, что он все делает правильно, а она, которая пришла на крещение, не зная «Отче наш», не причащаясь, должна его бы благодарить за то, что он стал крестить малыша.

Watch video!

На ее слова о том, что коллеги игумена тоже его осуждают, Фотий отреагировал как человек, которому уже нечего терять, и который решил напоследок дать хорошего пинка собратьям:

«Ой, мама дорогая, вы не знаете церковной жизни, — лишь рассмеялся Фотий. — Вы не знаете проблем духовенства и взаимоотношений друг с другом и с „начальством“». 

И действительно, вспомним, что именно Гатчинская епархия долгие месяцы была центром скандала вокруг драки между братом епископа, диаконом Евгением Осяком и протоиереем Владимиром Никитиным. Епископ сделал все, чтобы покрыть своего брата, только общецерковный суд заставил отправить дьякона в запрет. Когда жители деревни Сижно поехали умолять епископа, он встретил их равнодушно:

«Прихожан никто не выслушал. Епископ Митрофан вышел к людям на несколько минут, высказал свое сложившееся негативное мнение по поводу инцидента и, сославшись на занятость, удалился. После чего его помощники в резкой форме выставили просителей на улицу. Долгую дорогу проделали прихожане, в основном это люди пожилого возраста, чтобы в приемный день попасть к епископу. Увидев владыку, все встали на колени. Но это не смягчило служителей епархии. Никому не дали сказать ни слова. Обратную дорогу женщины провели в слезах. Неужели в епархии не интересно, что думают люди, которые 9 лет находились рядом со своим настоятелем, вместе молились, вместе трудились, хорошо знают его достоинства как пастыря и человеческие слабости, что чувствуют верующие люди, в одночасье потеряв своего духовного наставника?»

Конечно, ведь там основой конфликта был денежный вопрос, а там, где деньги, да еще плюс родня епископа — там не извиняются, не прощают и не сгибают свою христианскую любовь до последнего. (Вспомните также ситуацию в Магнитогорской епархии, где опять-таки брат епископа, священник, избил служащую епархии, пенсионерку, но и сам не был отправлен в запрет, и пострадавшей не только не принесли извинений, но еще и саму уволили по статье. А все потому, что эта женщина не пошла в полицию с заявлением, зато другие сочувствующие, так же, как и прихожане деревни Сижно, стали писать коллективные челобитные патриарху.)

В РПЦ всегда действует одна и та же схема: рядового, никому не нужного, ни с кем не связанного попа, хоть реально провинившегося, хоть нет, сольют, уничтожат, сдадут легко и без напряжения. И праведный гнев изобразят, и ножками потопают, и галочку себе поставят — вот мы какие, и извинились смиренно, и наказали негодяя, и перед высшим начальством молодцом вышли, и обществу потрафили. Но как дело касается архиерея, настоятелей монастырей, секретаря епархии, брата епископа — тут будут сопеть и всеми ногами упираться, крича о клевете и «вы свечку не держали!», хотя обвинения выдвигаются куда серьезней, чем грубое макание ребенка в купель.

Кстати о купелях. Обратите внимание, из-за чего возникают эти скандалы с грубым крещением детей. А виновата в этом… традиция. Традиция, которая заставляет «Софрино» выпускать стандартные купели, рассчитанные только на крохотного младенца. Традиция, когда настоятели храмов десятки лет не могут, вернее, не хотят, решить вопрос, как сделать процесс крещения удобным. В храмах обычно есть только два (в лучшем случае) варианта купели — та, которая рассчитана на младенцев, и та (если храм побогаче и у него есть отдельная крестилка), где можно крестить взрослых людей. Обычно последняя купель вся с «наворотами» — травмоопасная, отделанная скользким кафелем, со ступеньками, поручнями, а батюшки для крещения вынуждены перегибаться через неудобную кромку, чтобы макнуть нового христианина.

Но практически нет вариантов купелей для детей от года до семи лет, возраст, когда, как раз, чаще всего и крестят детей. А ведь, казалось бы, чего проще: возьмите какую-то широкую пластиковую бочку, «корыто», в котором и не утопить ребенка, но и в котором удобно макнуть, где нет металлических краев с дурацкими подсвечниками и свечами, капающими горячим воском на голову ребенку. Но нет, зачем думать, зачем напрягаться ради удобства тех, кто тебе отстегивает приличные деньги за полчаса работы? То ли дело отгрохать многомиллионный позолоченный иконостас или торжественно водрузить титановые купола, от вида которых в городах уже сводит скулы, настолько они «традиционны» и однообразны.

Проблема кейса гатчинского крещения — это проблема тотального равнодушия к людям в РПЦ. Это многократно обсуждаемая история с оглашениями (вот и мама этого гатчинского ребенка ни в чем не разбирается, а крестивший игумен делает «одолжение»). У нас ведь по-прежнему крестят формально, все эти так называемые огласительные пара бесед проводятся для проформы, лишь бы «бумажечку дали». Отсюда и все скандалы, которые были и будут — потому что это взаимоотношения клиентов и продавцов в супермаркетах дурного пошиба, безальтернативных. Где народ требует «вкусненького» и возмущается грубостью продавцов, а продавцы легко и свободно хамят и подсовывают просрочку, потому что им надо сбыть товар и заработать себе и хозяину, а народ все равно придет в их супермаркет, других-то нету, люди не проголосует ногами.

Эта история отлично показывает и то, как работают спикеры РПЦ, на какие темы они живенько откликаются и встают «на сторону народа», а на каких темах они или молчат, как партизаны, или всячески ищут, как бы оплевать этот самый недовольный народ, как было в истории со сквером в Екатеринбурге или с протестами в Москве.

Это и история, каковы сами христиане — это хорошо видно в комментариях в фейсбуке игумена Петра (Мещеринова), который посмел выразить свое мнение, а не начал вместе со всеми «собирать камни», чтобы забить грешного игумена (как он посмел!):

«Про взволновавшие тут многих крестины.

Нисколько не «садистские». Ничего не «шокирует». Это обычное дело (дети, если совсем не крошечные, очень часто буйствуют, а раз уж крещение начато, его, хочешь не хочешь, нужно довести до конца)

Я не оправдываю священнослужителя.

(UPD: читая комментарии, вынужден повторить СТО (100) раз:

Я не оправдываю священнослужителя.

Я не оправдываю священнослужителя.

Я не оправдываю священнослужителя… и т.д., еще 97 раз.)

Узнав, что родители нецерковные, катехизацию не прошли (из показаний мамаши: «На пороге этот Фотий спросил меня, мужа и крестных, знаем ли мы «Отче наш» наизусть и причащались ли. Все ответили, что нет. На это он прочитал нам мораль, мол, такие-сякие, не готовы к крещению, но обряд начал»…), — он ОБЯЗАН был НЕ совершать Таинство Крещения, а отправить этих добрых людей на… пардон, все четыре стороны (обратите внимание на фоновый разговор, который ведут родственники при совершении этого важнейшего события христианской жизни для всей семьи).

Так что если обвинять батюшку, то главным образом в том, что он изначально позволил себе ввязаться в профанирование Таинства.

А так я только могу сказать возмущающимся, что такие сцены совершенно обычны для того, что у нас называется «крещением». Хорошо, что это вызвало общественный резонанс: может быть, будет меньше этой отвратительной профанации. Плохо, что все отыграются на раздражительном священнике — а не на общем положении дел, когда нехристиане крестят своих детей неизвестно зачем».

Я согласен с отцом Петром в главном. Да, священник вел себя крайне неадекватно, да, это грубое крещение стало поводом для грандиозного скандала, но детей часто крестят подобным образом, может, чуть менее грубо. Вспомните все, как в храмах часто причащают младенцев: как они орут и изворачиваются, как их хватают, сжимают жестко щеки, чтобы они открыли рот, как им впихивают причастие, чуть не выбивая их маленькие зубки… Это «обычное» дело, грубость и суровое «надо» ради «спасения» тупых грешников, которые ничего не понимают, — «обычное» дело, и тут ничего шокирующего уже нет, потому что все это привычно. Но это не значит, что так и должно быть, что так правильно.

В общем, история про всех нас, про то, как все «запущено».

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: