«Храмы наши полны, усилия газетных прихлебателей внести разлад в церковь безуспешны»

27 июля 2018 епископ Михаил (Семенов)

Епископ Михаил, в миру Павел Васильевич (Семенов) родился в Симбирске в 1873 г. Родом из крестившихся евреев. В Симбирске Павел Семенов окончил семинарию, поступил в Московскую духовную академию, потом перевелся в Казанскую академию. В Казани, под влиянием владыки Антония (Храповицкого), он принимает постриг, священный сан, становится ученым монахом, пишет диссертацию, готовится к профессорскому званию, позже преподает в Воронежской семинарии. Тогда он начинает интересоваться социальными вопросами и пишет свои первые работы на эту тему.

В начале ХХ века Семенов перебирается в Петербург, становится доцентом духовной академии, в 1905 г. — профессором церковного права, его возводят в сан архимандрита. Участвует в собраниях Религиозно-философского Общества, а также становится одним из организаторов «Общества распространения духовно-нравственного просвещения в духе православной церкви», из которого вышла «группа 32 священников».

В 1905—1907 гг. архим. Михаил пишет радикальные статьи на тему социальной несправедливости. После неудач с организацией партии священников в духе христианского социализма, он вступает в партию эсеров. За это его выгоняют из академии и ссылают на покаяние в Задонский монастырь, но он сбегает оттуда и вновь появляется в столице. Синод лишает его сана архимандрита и отправляет на Валаам, но Семенов уезжает и оттуда.

В 1907 г. он разрывает с синодальной церковью и переходит к старообрядцам белокриницкой иерархии. В 1908 г. Михаил был рукоположен в епископа Канадского, но на свою кафедру не прибыл, остался в Москве, за что в итоге был запрещен в служении.

В это время он публикует множество статей в защиту старообрядчества, пишет пьесы, романы, организует и возглавляет Старообрядческий духовный институт, пишет учебник «Закона Божьего».

В начале 1910-х годов он с соратниками разрабатывает учение «голгофских христиан» — движение к идеалам первохристианских общин.

Впоследствии он уезжает в Симбирск, его психическое и физическое здоровье подрывается, он начинает бродяжничать. В 1916 г. его грабят и избивают хулиганы, что становится причиной его преждевременной кончины. За несколько часов до смерти с него снимают запрещение, хоронили его уже как «епископа Канадского» на Рогожском кладбище Москвы.

Предлагаем вашему вниманию статью епископа Михаила «Разрушающая церковь» (в сокращении).

***

Недавно епископ «господствующей церкви» Алексий Таврический заявил в своей речи, что в церкви все благополучно: «Храмы наши полны, усилия газетных прихлебателей внести разлад в церковь безуспешны».

Очевидно, владыка радуется тому, что еще не исполнилось пророчество одного из «прихлебателей», В. В. Розанова.

У этого писателя есть статья: «Тревожная ночь». Это сон. Видится писателю храм…

Освещен ярко… Ярко… Точно нарочно, чтобы отогнать тревогу и ужас, который «там внутри» храма… Священник служит всенощную. Он ходит с кадилом по храму и поет: «Хвалите раби Господа». И видно, что ему страшно.

«Хвалите раби…» Но рабов-то и нет… Храм пуст… Совсем пуст… И пустота это окончательная.

Навсегда пусто.

Этого еще нет. Храмы не пусты, и епископ радуется.

Еще нет крика:

— Прочь из этой церкви светлой снаружи и нечистой внутри!

Да, храмы еще не пусты совсем, но так ли они полны, как прежде?

А главное: не становится ли явной внутренняя «пустота» и мерзость запустения на святом месте?

I

Насилие и подлоги… Вот две опоры синодального православия.

Так можно коротко выразить суть послениконовской истории так называемого «православия».

Нам помнится, как ошеломил однажды на казанских прениях со старообрядцами «православных» Перетрухин, бросивши синодальной церкви обвинение в люциферианстве — испанской ереси людей-человеконенавистников, не умевших прощать, щадить и жалеть.

Когда старообрядец бросил это обвинение Никону, слушатели поняли, что здесь что-то новое, угрожающее и бесконечно христианское, справедливое.

Да, человек безжалостный и насильник — не может быть обновителем церкви: он может внести в нее только гангрену, разложение.

Чуткая морально совесть в своем обвинительном акте против синодальной церкви не может не начать с того же обвинения.

Синодальная церковь родилась в нетерпимости и насилии… Кровью опозорены ее первые шаги в истории.

(…)

III

Эго было давно… Теперь параллели из недавнего прошлого.

Исчез за двести лет дух «антихриста», или жив?

Приходится сказать: «Жив»!

Но прежде один вопрос:

Можно ли назвать церковь синодскую православной?

В ней, в ее делах суд ее…

Церковь должна иметь свое исповедание, свой Символ веры.

У синодской церкви — его нет.

«Православная» церковь не знает, как она верует. У ней есть «православный катехизис», но его вполне основательно считали неправославным в некоторых его частностях.

Когда нет чистой воды, пьют и канавную, говорит о катехизисе знаменитый Фотий, выражая мнение очень многих.

Есть «Православное догматическое богословие» Макария, по которому обучаются будущие священники, но эту книгу считал неправославной Филарет, называл богохульной дрянью Хомяков. (…)

Но разве позволительно вместо чистой истины воспитывать священническое сознание в «богохульной дряни»?

(…) Лучшими выразителями «православного» церковного сознания считают Хомякова, Самарина, но фактически их гнали, считали еретиками, их сочинения не могли появиться в России. Но самое главное, «православная» церковь считает православными свои т. н. символические книги… Но что это такое?

Известно ли, как фабриковались наши символические книги?

Протасов под влиянием католика Сербиновича ищет какого-нибудь документа в католическом духе для того, чтобы еще подкрасить и без того католическое «православие».

Находят «Послание восточных патриархов». Оно нравится и Филарету, но его нужно подчистить. И начинается чистка… С документом, представляющим акт всей Восточной церкви, расправляются беззастенчиво.

И, наконец, дело сделано. Филарет сообщает Муравьеву, что акт «стал достаточно недиким».

Вот почтительный отзыв о послании патриарха. И хороша символическая книга, которая была «дикой», пока ее не исправил один митрополит…

Или катехизис митр[ополита] Филарета, кто знает, что он исправлялся и дополнялся по прихоти любого сановника, особенно Шишкова и его «лакеев». Недаром и либерал А. И. Тургенев, и консерватор Н. И. Ильинский согласно пишут, что в православной церкви катехизисы меняются с министрами и обер-прокурорами, что она «вдается между католичеством и протестантством».

Старообрядцы говорят о греках, что у них православие «пестро». О синодской церкви они могут сказать, что здесь нет православия. Истина веры здесь служит государству, его интересам… (…)

С православной истиной здесь делают то же, что со св. Анной Кашинской… Св. Анна была признана святой, но вот оказалось, что ее персты сложены по-старообрядчески, и грешные люди лишили святую ей Богом данного нимба, разжаловали святую за церковную неблагонадежность…

Очевидно, что при этих условиях не может быть православия в церкви.

Истина не может быть на службе у кого бы то ни было… Что такое представляют собою отношения церкви (синодальной) к грекам и болгарам?

«Православная церковь» поправляет послания восточных православных патриархов. Разве это допустимо?

С 1872 года болгары отлучены греками от церкви, объявлены раскольниками…

Кто прав: болгары или греки, которые в Македонии топчут ногами св. иконы Кирилла и Мефодия, судить не нам…

Но церковь? Должна она или нет подать свой голос по вопросу.

Она, подчиняясь интересам министерства иностранных дел, потихоньку, контрабандой, посылает миро болгарам и не допускает (иначе как опять контрабандой) болгар священников к священнослужению вместе с православными епископами как раскольников.

Разве церковь может хромать на обе «плесне»?

Не подлежит ли такая «двойная игра» анафеме по правилам св. отец?

Церковь не уважает себя. Это значит, что Дух Святой покинул ее.

Обер-прокурор издает приказы не мешать беглым от православной церкви попам потому, что их деятельность менее опасна, чем деятельность «австрийщины»…

С каких пор церковь выдумала такое мерило своего суда? А история единоверчества, которое из знамени единения обратилось в хитротупую ловушку загнанной падчерицы «православной» церкви?

(…) Сбросила ли с себя церковь «вину лжи и насилия»? Живо насилие. Оно даже не изменило своих форм.

Недаром «Камень Веры» Стефана Яворского при Протасове и Филарете был издан 2-м изданием; там были такие прекрасные строки: «На еретиков иного врачевания несть, паче смерти… Еретиков убивати достойно и праведно… И самим еретикам полезно есть умрети…»

Недавно на страницах «Старообрядца» был рассказан со слов крестьянина с. Зыбкой Херсонской губ. Якова Шалыманова ужасный факт.

Семь старообрядцев, представителей села, за отказ перейти в «православие», за которым, может быть, они были записаны — прогнаны как бунтовщики «сквозь строй» 400 человек. Шестеро было забито насмерть, и бесформенные куски мяса брошены в яму… Седьмой еще был жив и (страшно сказать) по рассказам был зарыт живым… Разве подобные случаи редки? Это было при Николае I. (…)

Если нужно еще подтверждение, то вот перечень засвидетельствованных фактов. И это было всего в 90-х годах прошлого века!

11 сентября 1892 года была изнасилована Бебенецким старшиной сектантка Ксения Лисова. Это не было просто преступление. Нет, это почти факт «миссионерского» устрашения.

В том же году были избиты штундисты в деревне Кишиневце Уманского уезда Киевской губернии. 30 декабря 1899 года в селении Константиновском Херсонской губ. и уезда Гурьевской волости произведен погром в доме сектантов.

На Пасху 1903 г. — избиение сектантов в Бутурлиновке В-й губ. 7 февраля 1904 г. убит крестьянин-сектант в местечке Вязовке Черкасского уезда.

А деяния с духоборами на Кавказе?..

Или Исидор — теперь епископ, который взрывал и бесчестил старообрядческие могилы!

Я не хочу уже говорить о мелочах вроде нижеследующих.

Протоиерей Охотин, консисторский заправила в Симбирске, распорядился пригнать в Симбирск за 200 верст 350 старообрядцев для увещания. Как скот их согнали на площадь, в результате распоряжение: «По два рубля с рыла»… и в обратный путь.

(…) Старообрядца, записанного православным, хоронят по старому обряду. Священник с урядником вырывают покойника и силой вселяют его в обители «настоящих православных»…

Что толковать об этих мелочах, когда на миссионерском съезде проектируют отнимать у неправославных родителей их детей…

Или вот полуюмористический рассказ.

В декабре 1848 года по случаю тезоименитства государя Николая Павловича у тамбовского губернатора П. А. Булгакова был парадный обед. Между разговорами во время обеда преосвященный высказал, что теперь с правилами, преподаваемыми Синодом, трудно обращать в «православие» «раскольников». «В настоящем году, например, — заявил он, — мы обратили всего троих раскольников».

На это заявление преосвященного вдруг послышался с другого конца стола тоненький, визгливый голос полковника, командира батальона внутренней стражи: «А я был счастливее вашего преосвященства: я в 10 лет, командуя батальоном, успел обратить в православие до двухсот раскольников».

— Это очень интересно, господин полковник, — отвечал архиерей, — расскажите, каким это средством?

— Мы, ваше преосвященство, люди военные и не имеем времени для увещаний, — это все равно, что воду толочь, а я употребил домашние средства. Вот, например, после набора приводят ко мне партию рекрутов; я сейчас говорю: «Раскольники, вперед!» Выйдет человек 5–6, и даже до 20, я спрашиваю: «Что, братцы, вы раскольники?» — «Точно так, ваше высокоблагородие». — «Ну, ладно. Максимов! (говорю фельдфебелю) — с завтрашнего дня представляй мне по одному из тех раскольников». На следующее утро является Максимов и приводит одного раскольника. Я говорю ему: «Ну, что, любезный, ты православный?» — «Никак нет, раскольник». — «Ну, хорошо. Максимов, дайте ему 250 розг».

На следующий день другому очередному то же самое. Наконец, опять приходит первая очередь. «Ну, что, любезный, — спрашиваю, — ты православный?» — «Никак нет, раскольник!» — «Ну, хорошо, дать ему 500». Таким образом, очередь снова доходит до первого. «Ну, что, любезный, ты православный?» — «Точно так, ваше высокоблагородие, православный!» — «Ну, хорошо, отвести его к священнику, и когда отговеет, представить ко мне». Является вновь обращенный. «Ну, что, мой милый, ты православный?» — «Имел счастие, ваше высокоблагородие, приобщиться св. тайн». — «Ну, поздравляю, вот тебе рубль и дать ему чарку водки». Но один, ваше преосвященство, был упрямый раскольник, так что, когда ему дали 750 розг, он пролежал в больнице с месяц. Опять приводят ко мне. «Ну, что, любезный, ты православный?» — «Никак нет, ваше высокоблагородие». — «Ну, делать нечего; дать ему 1000!» Ну, после этого он пролежал месяца два. Наконец опять ко мне приводят. Я со страхом спрашиваю: «Ну, что милый, ты православный?» — «К моему счастию, — говорит, — православный». Я так обрадовался, что дал ему рубль и две чарки водки. Вот такими домашними средствами я, ваше преосвященство, обратил до 200 раскольников и за такое усердие к службе удостоился Высочайшей награды: получил Анну на шею, и что удивительно, это то, что ни один из обращенных не обращался в раскол!..

(…) («Русск[ая] мысль, кн. 10, стр. 229–231, перепечатано] в «Сл[ове] пр[авды]» 1897 г. № 10).

Да, насилие живо.

Еще более жива ложь. Мы никогда не кончили бы, если бы захотели только перечислить все случаи лжи «словом и делом». При Петре Великом открыли обманную плачущую икону. Вы думаете, это было только тогда?

Всего 15 лет назад в трапезной церкви Задонского монастыря (с мощами Тихона) висела «слезотечащая икона»… Ее фабриканты были даже остроумнее тех, что при Петре. Они мочили губку позади глаз Пречистой не водой, а маслом, которое не стекало.

Там же монах носит бальзамированный перст своей любовницы, и около этого кощунства создается легенда о новых мощах некоего Пахомия…

Все это факты, засвидетельствованные консисторией, а обманы «словом»?..

Я говорил о том, как «заградили» уста истине, невыгодной для «Ведомства православного исповедания», ставшего на место церкви. Нужно сознаться, что место спрятанной правды с избытком заполняется ложью.

С. М. Соловьев — известный историк — рассказывает, как относился Филарет к полемике «с расколом».

Ему приносят книгу, основанную целиком на подлоге. Указывают, что пропустить эту книгу, значит, от имени Синода пустить в оборот подлог.

Филарет клал резолюцию: «Это не вредно». А он был центр церкви, так сказать, первенствующий носитель ее истины.

И во имя иезуитского принципа заполняли даже предисловия к Часослову и Псалтыри заведомо ложными «свидетельствами св. руки Андрея Первозванного» и т. п.

На другой раз Филарету показывают выгодную для старообрядцев надпись (резолюцию) митр[ополита] Платона — на какой-то бумаге… Филарет приказал ее «изгладить», и так отовсюду «изглаживает правду».

Последние годы прошлого столетия и начало нового особенно позорны для господствующей церкви.

Открытие мощей св. Серафима было апогеем позора церкви.

Мы лично глубоко благоговейно относимся к памяти отца Серафима, человека с глубоко христианской чистой душой, но история его прославления, конечно, недостойна памяти старца.

Одно то, что канонизация вышла из охранного кабинета В. К. Плеве, достаточно, чтобы определить характер дела. Святого ищут, выдумывают, в целях политического гипноза изобретают комбинацию для того, чтобы отвлечь народную мысль от мысли о свободе.

Мощи ищут вопреки постоянной практики Церкви открывать мощи не иначе, как тогда, когда Сам Бог укажет каким-нибудь «знаком», что «время приспе».

Когда оказывается, что мощей в смысле нетленного тела нет, — этот факт для чего-то скрывают и торжество празднования нового святого оскорбляют ложью.

И для чего все это? Только для того, чтобы путем церковного торжества отуманить в угоду «власти» общественную мысль.

Но ведь это кощунство!

Рептильные газеты наполняются небывалыми чудесами.

(…) Возьмем мелочный жизненный пример, смешной и грустный.

Россия гибнет от пьянства и вот…

Владыка В-ий по всем селам проповедует, что «нехорошо, дескать, что вы пьете в шинках… Есть казенки, оттуда берите».

А из шинков грех…

А Смоленская консистория пошла дальше… Она поняла, что шинки полезны монополии, и указом осудила решение одного приходского совета не служить молебнов по домам, где тайно торгуют водкой. Такое решение, дескать, есть дерзкая критика распоряжений правительства, значит почти бунт…

Архиереи на страже интересов винной торговли…

Неслыханное скорбное явление, по виду смешное, а по существу глубоко трагическое.

И снова «истина ста на подлоге, как на твердом камени».

Наконец наступают дни освобождения. Какую роль играет официальная церковь? Она гонит свободную мысль. Хоругви «Союза русского народа» становятся в соборах.

Епископ Никанор пугает муками ада и на коленах просит выбирать «помещиков».

Восторгов объезжает Россию с проповедью крестового похода против свободы.

Иеромонах Арсений сам отправляется в Иерусалим и оттуда вывозит св. икону, как знамение убийств и погромов.

Иеромонах Илиодор проповедует во имя Христа уставить виселицами дорогу из Москвы до Петербурга и сладострастно описывает обряд казни.

А высшая иерархия… В то время как председатель Союза русского народа Дубровин обливает помоями первосвятителя русской церкви, обвиняя его (и клеветнически ложно) во всем, о чем «не леть глаголати», этот святитель, принимая икону, с подлогами и плутовством вывезенную из Иерусалима, целует Дубровина…

Союз русского народа и синодальная церковь стали синонимами. Это едино в своем богохульстве и богоборчестве. Недаром саратовские крайне правые отделились от православного братства, основанного еп. Гермогеном, потому что оно «из монархистов хочет сделать погромщиков хулиганов» (Речь одного монархиста).

(…) Все преступления, которые лежат на совести кощунственного антихристова союза, наполовину должна принять на себя церковь, продавшая Божие за Кесарево.

Не ужасно ли это?

(…) Последние пятьдесят лет церкви — это полвека ее умирания…

Строятся великолепные храмы в Киеве и Москве, и на Севере, и на Кавказе, присоединяют, обходя моря и земли, чехов и урмийцев, и истлевают без Духа Святого…

Жалкая позолота — на ветоши. Покраска истлевших гробов.

Источник: Епископ Михаил (Семенов), Сочинения, том 1, Маргарит, Москва — Ржев, 2011. Полностью статью читайте тут.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: