Христиане-рабы
10 октября 2018 Наталья Гвелесиани
Каков наш истинный духовный уровень?
Действительно ли мы христиане?
Ведь действительного христианина можно узнать по делам, которые суть плоды Св. Духа.
Действительный христианин всюду одинаков — как на людях, так и наедине с собой.
Как с самыми дальними своими ближними, то есть со всем человечеством, так и в кругу своей семьи — настоящий христианин не изменяет своего характера.
И это — один из самых верных критериев подлинности.
Базируясь на этом критерии, можно рассмотреть такие понятия, как «настоящий начальник», «настоящий учитель», «настоящий друг», «настоящий отец», «настоящая мать», «настоящий ученик», «настоящий сын», «настоящая дочь»…
Для людей зрелого возраста все они могут включаться в более обобщенные понятие — понятие более высокого порядка — «настоящий человек» как образ и подобие Божье (в духовно-нравственном разрезе, мы сейчас не рассматриваем другие аспекты).
Большинство христиан могут легко назвать ряд качеств настоящего человека-христианина.
Но стоит нам опять конкретизировать, отвлекшись от абстрактного обобщения, как те же христиане на вопрос, таковы ли их муж или жена, могут, смущаясь, или, напротив, с вызовом ответить:
«Ну… Мой-то глава семьи. Приходит вечером с работы уставший. А дома дети шалят. Может и подзатыльник дать. А то и чего похуже… Может и мне перепасть под горячую руку. Но он хороший христианин, в церковь ходит и все у нас как надо. Я им горжусь, когда он вот такой строгий. Настоящий мужчина! И сына он тоже стремится вырастить мужиком. Тот пока по малолетству не понимает. Но это не беда».
«Мне нравится моя жена. Она хозяйственная, покладистая, слова поперек не скажет. Слово мое для жены и детей — закон. Настоящая женщина… К тому же христианка».
Как видим, на практике некоторые вжившиеся в свои социальные и гендерно-социальные роли христиане понимают христианский характер весьма своеобразно, в глубоком отрыве от этих ролей.
Давайте же отвлечемся от абстракций и рассмотрим образ Настоящего человека на примере Личности Иисуса Христа.
Невозможно представить, чтобы образ Иисуса-Человека и Иисуса-Мужчины противоречили бы друг другу, как у иных христиан.
Долгое время я не могла понять, как библейская заповедь «не убий» соседствует с библейским же «око за око, зуб за зуб». Второе мне казалось чем-то жестоким и низким, прямо-таки отвратительным. И явно не мужским.
Пока я не поняла, что мы зачастую интерпретируем Священное Писание в связи с традициями своих отцов, которые отнюдь не святы. Даже если мы категорически не приемлем такие традиции, привычка интерпретировать священные тексты через чисто человеческую парадигму мышления буквально въелась в нашу кровь и плоть.
Вот и Моисеево пояснение «око за око…» воспринималось мною по привычке как призыв к мщению.
Тогда как все с точностью наоборот!
Кем были древние израильтяне, которых Моисей вывел из египетского плена (то есть, переводя толкование Библии на более высокий абстрактно-обобщенный уровень прочтения, — рабства у Сатаны)?
Ответ очевиден — вчерашними рабами.
Следовательно, людьми униженными и оскорбленными, с исковерканными судьбами, узким сознанием и переполненным страхами и ненавистью подсознанием. Такие индивидуумы, как мы знаем не только из Библии, но из истории, а также из произведений мировой литературы, в частности, из творчества Ф. М. Достоевского — полны агрессии и жажды мщения.
Вот Господь Бог и дал им через Моисея Закон, который не позволял этой рабской психологии развернуться и проявить себя во всей красе, как проявляют себя некоторые из героев того же Достоевского — убийцы старух и насильники детей.
Потому что кто есть Господь Бог?
Он есть Лучший. По образу и подобию кого мы созданы.
Несомненно, что среди прочего он еще и Настоящий Мужчина.
И, как Настоящий Мужчина, Он не может смотреть без сострадания на страдания рабов.
Он — Защитник униженных и оскорбленных. Добрый самаритянин, для которого мир не делится на своих и чужих. Благородный муж, утирающий слезы вдов, стариков, сирот. Призывающий не мешать малым детям приходить к Нему. Несомненно, не лишенный кроткого обращения с животными, хоть евангелисты и не сосредотачивают внимания на этой черте Спасителя. Просто все остальное можно легко дополнить, на то и дано воображение чистое, славное, лишенное самомнения.
Чтобы защитить невинных от обиженных, а посему злых и мстительных рабов — этот настоящий Мужчина вынужден был дать понять последним, что следствием нанесенного увечья — неизбежно становится увечье, которое рано или поздно нанесут тебе.
Причем, Моисеев закон был дан им лишь после того, как они отвергли Творца в качестве Бога Живого, который бы вел их непосредственно.
Такие законы устанавливают в колониях, дабы защитить общество от преступников, а самих преступников — от самих себя.
Но закон, как явствует из Библии, не спасает, а только удерживает от зла. Более того, «закон производит гнев» (Римлянам 4:15). То есть — вызывает у заключенных лишь затаенную злобу и все ту же неистребимую жажду мести. Просто им труднее под законом дать всему этому волю. Хоть несколько смягчить иго закона и помогает покаяние, чему способствует внешнее, ритуальное жертвоприношение как прообраз подлинной Жертвы, явленной в Иисусе Христе.
Поэтому внешний закон, включая его церемониально-ритуальную часть, существует лишь временно, пока не утихнут самые грубые наружные страсти. А загнанные вглубь подсознания — не разгорятся с неимоверной силой.
Потому что не могут, ну не могут рабы быть свободными.
Но и тюрьмы — не идут им на пользу.
Поэтому и послал Господь Бог в мир Сына своего Иисуса Христа.
Дабы через весь свой облик и образ жизни Он явил им подлинного Свободного Человека. А значит, и Настоящего Мужчину. Дабы все внутренне несвободные люди научились от него свободе в Св. Духе и вышли, наконец, из своего внутреннего рабства. Символом чего должно стать падение, говоря образно, и внешних тюрем. То есть отмена внешнего Закона. Поскольку можно, наконец, начать жить по совести. А не по принуждению извне.
Каков же был характер и образ действия этого Свободного Человека, а следовательно, Настоящего Мужчины Иисуса Христа?
Он был Любящий.
А значит — мудрый, добрый, справедливый, милосердный, терпеливый, скромный, любезный, тактичный. Говорящий всегда только правду. Правду — нередко обличающую. Но — сугубо в нужное время и в нужном месте, непременно с учетом индивидуальности слушающего, его способности воспринять, вместить.
Считающий своей семьей не только ближайших родственников, но и все человечество. Особенно нежный к вдовам, сиротам, старикам. Ко всем угнетенным.
Защитник.
Но при этом не прибегающий к насилию.
Его оружие — жертвенный Крест.
Его единственный меч — обличительное Слово.
Даже когда Он берет в руки хлыст, то — давайте внимательно вчувствуемся в этот эпизод — хлыст на самом деле является тут прообразом изобретенной много позднее шпаги, с помощью которой благородные мужи защищали честь своих дам.
Иисус, как Благороднейший Муж, защищал свою Невесту, свою Церковь, изгоняя из нее дух торгашества.
«Дом Отца моего — домом молитвы наречется» (Мф. 12:13).
Держа в руках шпагу, этот рыцарь без страха и упрека был один среди толпы. Его можно было взять голыми руками…
Как далеко это от «подвигов» большинства властительных мужчин, в арсенале которых для подавления неугодных имеются куда более разнообразные, изощренные орудия!
Итак, мы теперь поняли, какими бывают Настоящие Мужчины и чем они отличаются от рабов. И какой смысл до́лжно вкладывать отцам в обращенные к сынам словам: «Будь мужчиной!»
Так, должно быть, сам Отец Небесный напутствовал своего любимого Сына, посылая Его к страждущему под гнетом внешнего закона человечеству. Хотя оба понимали, чем это закончится.
Настоящие мужчины-христиане — а все, кто настоящие, есть образ и подобие самого Господа Бога, явленного нам воочию в Иисусе Христе, — это люди благородные всегда и всюду.
Освободители рабов. И поныне ведущие их вместе со Спасителем из египетского плена.
Даже помыслить невозможно, чтобы они могли бы не то что руку поднять на тех, кто от них зависим, — на женщин, детей, стариков, подчиненных — даже если те члены их семьи или подданные их королевства, — но и произнести бранное, оскорбительное слово.
Какую же внутреннюю свободу несут правильно понятые слова Спасителя!..
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака“, подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный“, подлежит геенне огненной» (Мф 5:21–22).
Разумеется, геенна огненная тут — только образ. Спаситель говорил притчами. Причем, не только для доходчивости, но и чтобы не снабдить людей с еще во многом рабским сознанием, привыкшим к прямолинейному шаблонному мышлению, очередной инструкцией, которую они стали бы в дальнейшем бездумно применять к месту и не к месту.
…Как поступили так называемые настоящие мужчины с подлинным Благородным Мужем?
Они распяли его.
Потому что для напыщенных, гордящихся своей мнимой силой вчерашних рабов, — бывших униженных и оскорбленных, — главнейший инстинкт — унижать других. И ненавидеть подлинную богочеловеческую силу, которая «для иудеев соблазн, а для эллинов — безумие».
Как часто мы и доныне распинаем в себе благородство, нанося Спасителю новые раны…
Много ли среди нас Настоящих Мужчин, никогда не поднимающих не то что руку — голоса! — на женщин и детей? Не ищущих своего и выгоды только для своих? Защитников всех угнетенных? Тех, кто умеет видеть глубоко погребенную под страстями душу, неповторимую, уникальную индивидуальность и человеческое достоинство буквально в каждом? И — отпускать рабам искажающие лик грехи, вместо того чтобы, заклеймив, побивать их тела камнями?
А женщин, жаждущих встречи именно с таким Мужчиной — много ли?
Готовых встать у Креста Того, кто положил начало отказу от насилия как бесполезного метода духовного возрождения?
Если же мы еще не Настоящие Женщины и не Настоящие Мужчины, то пребываем «под проклятием» внешнего закона.
Мы остаемся рабами.
А рабов в Рай не берут.
Что Господу Богу делать среди рабов?
А рабам — с Ним?
Самое место нам — на нашей ограниченной материальной Земле. Где по великой милости Творца закон творения «что посеешь, то и пожнешь» действует не так молниеносно, как в духовном мире.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:28–30).
Как нам быть, если почти все мы впитали этот мирской дух, где царят ложь, насилие, ненависть, где у детей с самых первых минут появления на свет уже развивается тошнота от этого мира и они горько плачут, пока не научатся быть приспособленцами, не научатся вытеснять свои страхи и комплексы.
Все мы прошли через этот лабиринт. Вот Господь Бог и хочет нас оттуда вывести.
Один путь оттуда таков — к психоаналитикам. Это широкий путь. Путь укрепления Эго, воспитания его. Но в духе мира сего. Это путь к погибели, если не встретится на этом пути доктор от Бога.
Другой — узкий — все-таки к Богу. И тоже к психоаналитикам, но уже в Духе. К примеру, св. отцы были прекрасными психоаналитиками, прекрасно ориентировались в бессознательном. И многие писатели и поэты были психоаналитиками. А какой психоанализ можно обнаружить в Священном Писании!
Тут тоже воспитание и тоже укрепление, но — и радикальный поворот от службы духу мира сего к восприятию живой Истины.
Неужели мы совсем не оставляем места веры в Святого Духа, а не в свое Эго?
Да, и еще раз да! — христианство начинается, продолжается именно с этого — с признания своей полной порочности — ущербности, эгоистичности, невозможности возродиться и переродиться своими силами, без помощи Святого Духа.
То есть — с покаяния.
Иллюстрация: картина Александра Простева
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: