Художник Алексей Рыжков о храме-на-драме

18 мая 2019 Ахилла

Екатеринбург, 17 мая, пятый день протестов в сквере у Театра драмы.

Мы беседуем с известным екатеринбургским художником Алексеем Рыжковым о том, что он думает о строительстве собора святой Екатерины.

Расшифровка беседы:

Алексей Плужников: Мы беседуем с художником Алексеем Рыжковым.

Ксения Волянская: Скажите, пожалуйста, вы первый день здесь?

Алексей Рыжков: Нет. У меня уже, честно говоря, смешалось, что я смотрел, спасибо нашим медийщикам; ну уже дня три я здесь. Это меня удивляет. Я такое все не люблю. Я считаю, что… Ну как это сказать? Это не оптимальный метод решения проблем. Но я решил, что, ну такая крайность — надо быть здесь. И вот в чем парадокс, смотрите: дело не только в этом сквере. Это своего рода символ, потому что у нас много болевых точек в городе. Мы еще будем о них говорить, я уверен. И вроде всё говорят, что делают по закону, да? Формально, даже может это и так, не знаю. Но у нас у всех, вы согласитесь, ощущение, что нас не спрашивают. Нас презирают, да? Вот как-то так. И я считаю, мы не должны с этим мириться. Я не знаю, чем кончится здесь дело, но я уверен, что такие конфликты, они будут все время вспыхивать, потому с точки зрения градостроительной наш город очень неблагополучный, как многие города.

КВ: Может быть, вы, как художник, скажете свое мнение еще и о проекте? Вы же его наверняка видели, это сооружение?

АР: Да, конечно. Тоже, меня это удивляет. Православие — это не значит окостенеть и повторять прошлые примеры, и всё. Был в XV веке художник Феофан Грек. Он приехал сюда из окостеневшей полумертвой Византии. Здесь он стал великим русским… ну не художником, наверное, да? Иконописцем. Одним из создателей нашей культуры, я считаю. Его фрески Ферапонтова монастыря, они до сих пор очень современны, такой экспрессионизм. Православие способно к творчеству, что-то новое можно делать. Очень близкие к нам по культуре армяне, народ не то чтоб родственный, но мы хорошо понимаем друг друга. У них архитектура — она сочетает в себе традиции армянские древние и современную архитектуру. Это все можно сделать.

Эта вещь выглядит как Диснейленд, это несерьезно. Нету в этом храме — я внимательно посмотрел — ну нету в нем достоверности, он выглядит как игрушка, только огромной величины. И почему надо обязательно на фоне по-своему, может быть, даже интересных домов; почему надо с презрением к ним относиться? Уже что-то сделано — почему бы не поменять стиль? Такой устойчивый, несокрушимый вкус у этих людей… Это на первый взгляд, мелочи, но на самом деле, я думаю, это важно.

КВ: В последние дни очень часто от людей среднего, старшего возраста мы слышим о том, что здесь агрессивная молодежь, что здесь вообще все переполнено агрессией и т.д. Ваши впечатления?

АР: Начнем того, что это неправда, да? Вы же видите? Но, с другой стороны, в каком-то смысле это неизбежно. Дело в том, что люди на улице решают свои вопросы, когда у них нет других возможностей.

КВ: Механизмов?

АР: Да. Мэр не отчитывается перед нами. У меня тоже такое ощущение, что он нас презирает. Даже если бы это было не так — может, нам это кажется, — но мы его не выбирали. Нас не спрашивали, хотим мы или нет. Там говорят, что-то решила Дума? Ну ладно, это все мелочи, вы понимаете, о чем я говорю, да?

В общем, я был бы счастлив, если бы не нужно было сюда приходить. Я не люблю…

В каком-то смысле, мне понравилось, что тут много своих добрых хороших знакомых и симпатичных людей встретил. С кем-то много лет я не встречался, и мы увиделись здесь. Такое нам устроили «майское гуляние», да?

КВ: Это такой Гайд-парк получается.

АР: Но это не праздник, это не должно так быть, конечно. Это опасно.

Смотрите также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: