Хуже, чем преступление
13 декабря 2018 Егор Владимиров
Проблемы церковной жизни в РФ нечасто становятся предметом обсуждения российских медиа, и совсем редко попадают в медиа западные. Прежде всего, это происходит потому, что практикующие российские православные представляют собой статистическую погрешность в обществе (их количество, по разным подсчетам, составляет от полутора до пяти процентов населения — чуть меньше, чем представителей ЛГБТ). Тем удивительнее для многих стало широкое обсуждение как в РФ, так и за ее пределами аккаунта в социальной сети Instagram тверского епархиального библиотекаря протоиерея Вячеслава Баскакова.
Почему же фотографии провинциального священнослужителя в окружении люксовых аксессуаров привлекли такое внимание широкой аудитории? В самом деле, МП-повседневность предлагает куда больше скандальных сюжетов — например, обвинение во взяточничестве Вселенского патриарха главой ОВЦС или перехват управления в ХПП «Софрино», банкротство принадлежавшего МП банка «Пересвет» с уголовным преследованием его топ-менеджмента или странные финансовые схемы с участием иерархов БПЦ. Выбрать есть из чего — но именно сандалии и сумки Louis Vuitton тверского епархиального библиотекаря стали глобальным информационным поводом для РПЦ.
Для того, чтобы понять, почему такую одинаково резкую отрицательную реакцию вызвали эти фотографии (а вот, например, фотографии интерьеров многочисленных патриарших резиденций такой реакции не вызывают), следует, как мне кажется, принять во внимание следующие факторы.
Во-первых, вся показная роскошь, окружающая иерархию МП, стандартно трактуется ее апологетами как тягостная должностная обязанность того или иного епископа, а все люксовые аксессуары (в том числе здания и средства передвижения) — как принадлежащие организации в целом, а не конкретному потребителю: мол, этот епископ уйдет, а автомобили/резиденции/облачения перейдут преемнику. При всей натянутости такого объяснения (каждый, кто хотя бы немного сталкивался с бытом МП-иерархии, знает, что при переводе на новое место забирается с собой все, что можно унести и увезти) многими оно принимается — но вот в случае с сандалиями оно не работает. Никак кроме как личным желанием люксового потребления их объяснить нельзя (собственно, именно поэтому в 2012 году намного большее общественное неприятие вызвала не новость о квартире патриарха в одном из знаковых столичных зданий, и даже не абсурдный судебный иск к соседу-священнику, а неуклюжая попытка «замазать» люксовые наручные часы на фотоснимках).
Во-вторых, Тверская область, в которой живет и служит епархиальный библиотекарь, является одним из самых бедных и депрессивных регионов страны. Официальная статистика за 2017 год показывает, что только чуть более процента работающего населения области получает более 100 тысяч рублей в месяц, при этом каждый пятый работающий житель области получает в месяц менее 10 тысяч рублей (и это — до вычета налогов), а медианная зарплата составляет 20100 рублей опять же до момента вычета налогов. Средняя пенсия в области также меньше среднероссийской, и составляет 13687 рублей. О качестве жизни в Тверской области красноречиво говорит и проводящаяся в течение многих лет при участии Первого канала российского ТВ акция «Подари дрова», в ходе которой благотворители со всей страны жертвуют малоимущим пенсионерам (организаторы акции утверждают, что размер пенсии благополучателей составляет 8540 рублей) деньги на покупку дров для отопления их домов, чтобы эти пенсионеры просто не умерли от холода в течение зимы.
Кто же в Тверской области получает такие маленькие, без преувеличения нищенские зарплаты, которые не превышают или немногим превышают сумму в 10 тысяч рублей? Это, в частности, коллеги протоиерея Вячеслава, библиотекари, школьные учителя, операционные медсестры. Примеров можно найти много. Это — те люди, которые окружают священнослужителя, это его соседи, те, кого он встречает каждый день на улицах города. Одним словом, его потенциальные прихожане. И когда они видят, что обычный священник, не высокопоставленный иерарх, может себе позволить купить сумку, стоимость которой составляет без малого их годовой доход после вычета налогов или запросто зайти в магазин и просто примерить сандалии, цена которых составляет их зарплату или пенсию за четыре-пять месяцев, и при этом совершенно не стесняется выставлять напоказ свои приобретения, в них просыпается то самое чувство, которое называется классовой ненавистью. А, как мы знаем из новейшей отечественной истории, это чувство может быть очень мощным и разрушительным.
Демонстративное люксовое потребление представителей церкви, как мы помним из истории с волшебно исчезающим брегетом, всегда было достаточно мощным раздражителем общественного мнения. Но еще большим раздражителем является такая демонстрация не со стороны верхушки МП, а со стороны ее рядовых представителей — потому что вывод «если у них тверской поп ходит с такими сумками, с чем же московские епископы ходят?» делается автоматически.
И небольшое замечание про «нечего завидовать и считать деньги в чужих карманах» (именно так многие защищают тверского епархиального библиотекаря). Действительно, подсчет чужих доходов — вещь достаточно неблагодарная, но в некоторых случаях общество этим занимается. Общество занимается этим в случае государственных служащих и в случае представителей организаций, претендующих на право учить остальных жизни. И в первом, и во втором случае это необходимо — иначе можно задохнуться от лицемерия.
***
Два века назад во Франции по куда более печальному поводу одним из сподвижников Первого консула было замечено: «Это хуже, чем преступление — это ошибка». И так сложилось, что даже в последней ссылке на острове святой Елены императору Наполеону приходилось в мемуарах оправдывать именно тот свой поступок, который стал причиной для произнесения этой фразы. Демонстративное люксовое потребление для священника, потенциальная паства которого нищенствует — это тоже ровно та самая ошибка, которая хуже преступления. Остается надеяться, что, должно быть, хороший человек сделает правильные выводы из этой ситуации и постарается больше так грубо не ошибаться. Потому что репутационные ошибки представителей МП могут рано или поздно дорого обойтись для всех ее представителей — вне зависимости от их образа жизни; классовая ненависть не разбирает частности, она уничтожает противника в общем.
Читайте также:
- В России рано или поздно будут жить люди, которые смогут одеваться так, как они хотят
- Те, кто упрекают Баскакова за смену туфель, сами меняют регулярно автомобили
- Протоиерей Вячеслав Баскаков: Я прошу прощения у всех, кого ввел в поношение через меня Святой Церкви
- Пресс-секретарь патриарха о роскоши священнослужителей
- Почему российские официальные медиа разлюбили МП
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)