Хватит нас «защищать»
21 августа 2019 Григорий Нефедов
На «Ахилле» был недавно опубликован вопрос женщины «должна ли церковь и священники защищать людей». Прочитал и усмехнулся с горечью. Ведь тут же, на «Ахилле», мы читаем, как протоиерей Андрей Ткачев поливает грязью тех, кто смеет выступать за лучшую жизнь в стране. И вот еще новый герой-обличитель появился — тульский священник Сергий Малютин, который за Бога решает, кто мрази и иуды, а кто — «раз в столетие рождается»… И тут же в интернете повсюду фото — полубезумный (или окончательно свихнувшийся?) протоиерей Всеволод Чаплин, когда-то бывший «говорящей головой» РПЦ, выступает на митинге рядом с Зюгановым и коммунистами (см. иллюстрацию — прим. ред.)… А уж сколько мы видим и слышим иерархов, которые во всем одобряют власть и призывают людей быть смиренными и послушными властям…
И как на этом фоне для многих становится откровением и удивлением, что московский батюшка, правда, итальянского происхождения, отец Иоанн Гуайта, вдруг оказывает содействие протестующим, да и ОМОН потом впускает в храм и дает напиться. И люди поражаются: «о, оказывается, есть настоящие священники в РПЦ! к людям с любовью относятся и помощь оказывают по-христиански!» Представляете, насколько у нас все плохо, что единичный факт действий священника, тех действий, которые, казалось бы, должны быть непременным, определяющим свойством каждого христианина и тем более клирика, вдруг выглядит поразительным и уникальным…
Я, кстати, разговаривал с одним знакомым московским священником по поводу истории с отцом Джованни и протестующими, тот мне так и сказал с раздражением: «Ну да, отцу Ивану хорошо — кто его тронет: итальянец, иеромонах, ученый, чуть что — скандал будет, а вот нам, простым попам, как тут быть христианами? Сегодня я пущу протестующих, а завтра про меня „Медуза“ или „МБХ медиа“ напишет, а послезавтра — я буду, в лучшем случае, служить в самом глухом селе, где только развалины храма и две старушки век доживают, а в худшем — ну, ты сам понимаешь. А у меня шестеро детей, двое в вузах уже, малыши болеют часто, за съемную квартиру платить немало… Побуду я разок „самаритянином“, а потом кому моя семья будет нужна, когда меня растопчут и выкинут? „Медузе“ или блогерам? Оппозиционерам или православным? Да никому, сам кувыркайся. Вот и кувыркаемся, молимся, чтобы пришли с требкой, квартиру освятить или покойничка отпеть… А что делать, как иначе?..»
Знаю я и других священников, которые не то чтобы протестующих не пустили или обездоленных не защитили — сами бы еще и помогли наручники надевать и дубинкой бить. Ну, может, в теории, но мыслят они точно так же, как власти и ОМОН — всех недовольных надо бить/смирять, потому что «им только волю дай — на шею сядут!» Слышал я не раз проповеди в одном храме ровно в таком духе. Там даже не так слова важны, как интонации, манера проповеди — священник выходит вальяжно, неся свою камилавку и брюхо как скипетр и державу. Проповедь говорится на повышающихся тонах, постепенно приближаясь к визгу, вот-вот топнет ногой и вызовет родителей — да, именно как истеричная «классуха» или завучиха, которая априори всех учеников считает тупыми уродами, хулиганами и двоечниками, которых надо брать на крик и держать в страхе.
И ведь работает — так устроен, что ли, наш человек, веками вбили в генетику — надо терпеть, надо молчать, надо смиряться. А если я решусь сказать, а если я выйду — меня ведь никто не поддержит, меня же и затопчут. А, на меня кричат, топают ногами? — значит я провинился, надо опустить глаза, исчезнуть, раствориться, закопаться в одеялко и желательно под кроватью… Там хоть и бабайка, но я к нему привык… Да ведь и бунтовать грешно — как там про русский бунт, бессмысленный и беспощадный, — ведь это к крови приведет, ведь власти от Бога, на все воля Божья…
А я вот иногда думаю, что и простые люди должны почаще возвращать клирикам их же проповеди. На все воля Божья? — Окей, значит и на бунт, на протесты тоже воля Божья. Всякая власть от Бога? — Хорошо, тогда Бог и революцию одобряет как переходный этап к тому, чтобы захватить власть. Ведь революционеры грешники, пока они бунтуют, а как только власть захватят, то сразу станут «властью от Бога», правильно? Так что не стоит останавливаться, наоборот, надо сократить этот период бунта, чтобы свержение власти произошло поскорее, и грех чудесным образом превратится в добродетель. Тем более, что и священники с архиереями завтра одобрят и запоют молебны в честь победителей…
Наша беда не в том, что священники и церковь не защищают беззащитных — нет, они защищают — защищают эмбрионы от абортов, защищают «русский мир», защищают чувства верующих, защищают свою собственность, защищают свои права на духовное руководство людьми… Беда в том, что мы сами, обычные люди, почему-то считаем, что священники и церковь должны нас защищать, что кто-то вообще нас должен защищать. Я думаю, мы сами должны себя защитить, сами должны стать свободными, а не просить свободу и защиту из чьих-то рук, потому что пора перестать быть детьми — и ментально, и духовно. Может, тогда и священники, и церковь в целом тоже изменятся, и даже начнут уважать народ, а не считать нас овцами и баранами. Со всеми вытекающими.
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)