И если ты уверен, что заразился именно в храме, то ты действительно человек избранный

15 января 2022 Ахилла

Два года пандемии, как видим, ничему не научили клириков РПЦ. Вновь и вновь раздается проповедь, в которой уверяют, что в храме ковидом заразиться нельзя или практически нельзя. Вот и на сайте Калужской епархии публикуется проповедь руководителя епархиальной комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, больничного священника Ярослава Драгуна.

Драгун сетует на «абсурдность ситуации» с ковидом — мол, люди боятся ходить в храм из-за пандемии.

«…У нас больничный городок, и поэтому вы — прихожане нашего храма — люди особенные, многие из вас имеют медицинское образование, многие — действующие медработники, часто наш храм посещают ваши пациенты. Вы лучше всего знаете, что происходит в больницах. Страшно. Действительно страшно от того, что вы видите в ковидных стационарах и слышите от своих коллег. Нагрузка на медицинскую сферу огромная, многие медики и очень многие заболевшие ковидом пациенты умирают. Наши прихожане — опытные врачи — реаниматологи говорят, что такой смертности они на своем веку еще не видели.

Люди стали опасаться всего: ходить на работу, делать покупки в магазинах, ездить общественным транспортом, общаться с родственниками. Но, на мой взгляд, больше всего жители Анненок стали бояться ходить в храм. Люди боятся посещать богослужения».

Священник отмечает, что за последние два года его приход «фактически опустел», «уменьшился больше, чем на половину». И он недоумевает, отчего же так:

«…Когда прихожане (точнее, бывшие прихожане) нашего храма практически ни в чем себя не ограничили, и по-прежнему 5 дней в неделю ездят на работу, в том числе и на общественном транспорте, ежедневно ходят в магазины за продуктами, их дети каждый день возвращаются из школ, секций и кружков, где самое тесное общение, в общем, ни в чем не изменили свой образ жизни, кроме только одного — одели маски и перестали приходить в храм на богослужения один-два раза в неделю, то возникает закономерный вопрос:

— Друзья мои, а это не вы главные герои театра абсурда, в котором живете?»

Священник, видимо, считает, что прихожане по собственному желанию «ни в чем себя не ограничили», ходят на работу ради развлечения и продукты покупают скуки ради. Он сам не видит абсурда в том, что предыдущие его слова противоречат сказанному ниже: так боятся люди жить своей рутинной жизнью или наоборот?

Драгун уверяет, что заразиться в храме вообще практически невозможно, он о таком и не слышал:

«Где больше рисков: заразиться среди коллег в кабинете, в стационаре, в офисе в течение рабочей недели, в очереди в булочной, где вы ежедневно бываете, от своих детей, с которыми живете, или в храме, который посещали один-два раза в неделю? Мне думается, ответ очевиден. Скажу больше, в Доме Бога Живаго при соблюдении минимальных санитарных норм, нужно еще сподобиться заразиться, потому что здесь риск значительно меньше, — это чисто математический расчет. По вере вашей да будет вам. И если ты уверен, что заразился именно в храме, чего я никогда ни от кого не слышал, то ты действительно человек избранный, печать Божия на тебе».

Помнится, такие же истории рассказывали в Троице-Сергиевой лавре в 2020 году, перед тем, как похоронили полтора десятка игуменов и архимандритов, умерших от ковида, а также в Дивеевском монастыре и других монастырях, где тотально братия болела ковидом. Или они тоже заразились в булочной или в офисе?

В качестве примера Драгун привел себя и свою семью: мол, он заразился не в храме и не в больнице, а дома от дочери:

«По роду своей деятельности я, как и любой больничный священник, много контактируя с заболевшими людьми, обречен на высокие риски инфицирования. Внутренне я смирился с мыслью о том, что рано или поздно заболею, как бы я ни соблюдал всех мер предосторожности. Вскоре так и получилось: заболел и я, и вся моя семья. Но удивительно то, что ковид принес не я, а моя старшая дочь, первой она заболела, потом все остальные дети, затем моя матушка и последним заразился я. Т.е. я могу с большой долей уверенности сказать, что я заразился не в храме и не в больнице, где практически ежедневно провожу очень много времени, а дома от дочери».

Какой вывод из этого следует сделать — непонятно. Стоит ли всем перейти на постоянное проживание в храмы и в ковидные госпитали, перестать ходить на работу и в школы?

Драгун упрекает своих прихожан в маловерии: мол, когда два года назад патриарх призывал сидеть дома на Страстной и Пасху, то он бы не дерзнул такого сказать, а вот сейчас дерзает (и неважно, что еще месяц-полтора назад статистика заболеваемости ковидом била все рекорды):

«Дорогие мои! Не бойтесь ходить в храм! Не бойтесь причащаться! Говорю это с дерзновенным убеждением в милость Божию над нами, Его верными чадами. Ведь нас, верных, так мало осталось в этом мире. Приходите в храм с соблюдением мер предосторожности, молитесь и причащайтесь! Молитесь в храме и причащайтесь, чтобы не бояться, потому что страх — это оружие дьявола, оно затмевает нам сознание. Два года назад, когда ситуация была напряженная, и сам Патриарх призвал не посещать богослужения в храмах, я бы не решился говорить этих слов. Но сейчас, спустя время, посмотрите вокруг, что происходит. Ситуация не менее, а более напряженная с этой такой странной эпидемией и очень странными способами ее устранения. Вы же все понимаете… Всмотритесь в свою душу и в сердце, станьте честными перед Богом и перед самими собою, и вспомните слова Спасителя, сказанные тонувшему Петру: „Маловерный! Зачем ты усомнился?”

Но Христос, придя, найдет ли веру на земле?»

Нет, батюшка, мы не понимаем — почему даже статистика двух лет по массовой заболеваемости и смерти клириков и монахов РПЦ вас ничему не научила? Сколько еще трупов вам надо, чтобы признать, что скученность и духота храмов, стояние плечом к плечу два-три часа, облизывание одной и той же ложки сотнями языков — не менее опасны, чем вынужденная езда на работу в общественном транспорте, вынужденное посещение магазинов (где и пространства другие, и с вентиляцией получше, да и реальных очередей уже давно нет), а также посещение школ и прочих заведений. Опасно везде (в помещениях больше, на улице меньше), и беречься нужно везде, и на Бога нужно, конечно, надеяться, но и самим не плошать. Думать головой, а не бездумно слушать проповеди попов, которые «все понимают».