Идеал для молодежи: слушаться старших, страдать и не размножаться!

30 апреля 2019 Яков Лисицын

Эта статья — ответ на публикацию о прекрасном городе Екатеринбурге.

В публикации описывается инициатива Екатеринбургской епархии провести флешмоб в виде крестного хода «…до места строительства собора святой Екатерины», которая, будучи небесной покровительницей города, одновременно, по версии авторов буклета, является «молодежным идеалом». И вот этот идеал хочется рассмотреть пристальнее, чтобы понять, что именно в образе жизни, чертах характера и способе общения с внешним миром, описанных в житии этой святой, преподается в качестве образца для подражания молодежи большого города, центра Уральского федерального округа.

За основу возьмем житие святой, написанное (точнее — переписанное) святителем Димитрием Ростовским. Попробуем на основе этого текста сформулировать данный идеал, и заодно назвать некоторые вещи своими именами.

Итак, из первых абзацев жития мы узнаем, что Екатерина, происходившая из царского рода, дочь богатых родителей, «…была замечательно красива и славилась своею премудростью. Будучи только восемнадцати лет от роду, Екатерина в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов, как например: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других». Ну что же, учение, как говорится — свет, а неученье — тьма. Пока что для идеала — неплохо. Но это — пока…

Ниже мы узнаем из жития, что «…многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этою целью приходили к матери ее, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие отца ее не перешло в руки кому-либо чужому, чрез что они лишились бы окончательно сего наследия. Но Екатерина, как мудрая девица, твердо решила в своем сердце сохранить во всю жизнь чистоту девства и крайне не хотела замужества».

То, что вопрос наследования имущества ставится родней Екатерины выше ее личного счастья — явление для царских родов не новое. Интересно другое — что заставило восемнадцатилетнюю девушку, находящуюся в самом расцвете женских сил и, естественно, испытывающую нормальные плотские желания, принять решение «сохранить во всю жизнь чистоту девства»? Уж не противоречивое ли «двойное послание» от матери, на словах советовавшей дочке поскорее выйти замуж, на деле же являвшейся «тайной христианкой»?

(Почему решение девушки в житии названо «мудрым» — понятно: писал его епископ-монах! Ну, правда, ему же невдомек было, что миряне могут текст прочесть, принять жизнь девушки за идеал и поиметь психологические проблемы с «естеством».)

Итак, по прочтении первой части жития можно заключить, что неотъемлемой частью идеала для молодежи является послание: не размножаться! Или, говоря языком православным, «хранить чистоту девства во всю жизнь». Заметим, речь идет именно о плотской стороне вопроса, а не «чистоте помыслов»: пассаж о «девстве» в тексте жития приведен именно в связи с темой замужества.

В свете принятого девушкой решения, следующий абзац

«…Когда же родные ее начали усиленно уговаривать Екатерину вступить в брак, она сказала им:

— Если вы хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который обладал бы теми четырьмя дарованиями, которыми я, как вы знаете, превосхожу всех прочих девиц; и тогда я соглашусь избрать его в супруги; а выйти замуж за человека, который в чем-либо был бы хуже и ниже меня, я не желаю. Итак, поищите повсюду, не найдете ли такого юноши, который был бы подобен мне по знатности рода, по богатству, по красоте и по мудрости; всякий же юноша, не имеющий хотя одного из сих дарований, недостоин меня».

может свидетельствовать о действии психологической защиты: возможно, боясь переступить через негласное пожелание матери «хранить девство» и гласную установку прочих родных «не бросаться на абы кого, чтобы пройдоха не завладел наследием отца», девушка нашла выход в отговорке, срабатывающей на 100%: можно быть уверенным, что под столь непомерные требования гарантированно не подойдет ни один юноша в пределах всей провинции! Особенно в части равенства по «мудрости» (интересно, какая она, мудрость в 18 лет?).

Следующая часть жития еще интереснее:

«Видя непреклонность своей дочери, мать решилась испытать еще средство. Она прибегла к совету своего духовного отца, мужа благочестивого и святого, который жил в сокровенном месте, за городом. Она взяла с собою Екатерину и пошла с нею к тому праведному мужу. Он же, увидев прекрасную отроковицу и услышав ее мудрые, хотя и скромные речи, возымел намерение научить ее познанию Христа, Царя Небесного».

Говоря простым языком: мать привела дочь к старцу-манипулятору, чтобы тот дал дельный совет, а он вместо этого вообразил себя повелителем душ и решил использовать девушку «втемную» — наверное, для набора большего количества баллов на «экзамене в рай».

Екатерина же, думая, что старец рассказывает ей о каком-то земном юноше, просит познакомить ее с ним (видимо, плотские желания полностью погасить не так-то просто — впрочем, как мы увидим далее, с этим хорошо справится чувство вины). На что старец отвечает, что увидеть его можно с помощью некоего обряда:

«Тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы, держащей в Своих объятиях Божественного Младенца, и сказал ей:

— Вот изображение Девы и Матери Того, о Котором я сообщил тебе так много чудесного. Возьми сие изображение к себе домой и, затворив двери комнаты твоей, с благоговением вознеси усердную молитву к сей Деве, имя Которой — Мария; умоли Ее, чтобы Она благоволила показать тебе Сына Своего. Я уповаю, что, если ты с верою Ей о том помолишься, Она услышит тебя и сподобит увидеть Того, к Коему стремится душа твоя».

Здесь бы девушке и заподозрить неладное, но, видимо, в план ее образования обучение основам критического мышления не входило. А вот с мистикой, наоборот, все было в порядке.

Что же происходит дальше? Во сне будущая святая выступает свидетелем диалога между Христом и Богоматерью, причем Христос обвиняет ее в «безумии», «худородии» и «нечестии»:

«…Екатерина услышала, что Богоматерь сказала Сыну Своему:

— Воззри, Чадо мое, на рабу Твою Екатерину, как она прекрасна и добра.

А Богомладенец ответил Ей:

— Нет, сия отроковица весьма помрачена и так безобразна, что Я не могу смотреть на нее.

Тогда Пресвятая Богородица опять сказала Господу:

— Разве сия девица не мудрее всех философов? Разве она не превосходит своим богатством и знатностью рода всех девиц?

Но Христос отвечал ей на сие:

— Опять скажу Тебе, Матерь Моя, что сия девица безумна, бедна и худородна, и Я до тех пор не буду взирать на нее, пока она не оставит своего нечестия».

Эти моменты следовало бы разобрать подробнее.

Во-первых, абсолютно непонятно, что имеет в виду Христос по версии автора жития. Девица же приняла решение остаться целомудренной! Она абсолютно (даже чрезмерно) послушна своей матери, отдавшей собственную дочь в руки старца-манипулятора. То есть выполнение Екатериной христианских заповедей налицо. Кроме первой, но на описываемый момент девушка еще ничего не знала об едином Боге (хотя, возможно, мама что-то рассказала). А еще Екатерина — очень красивая и образованная; не удивлюсь, если именно это является в глазах автора жития «нечестием».

Во-вторых, образ Христа из данного жития явно контрастирует с Его эталонным образом из Евангелия. Во всех четырех Евангелиях Христос не нарушает границ человеческой личности и действует только при наличии явного запроса человека или группы людей на чудо («Господи, если хочешь, можешь меня очистить! — Господь сказал: Хочу, очистись!» Лк. 5,12-16). В этом же житии Христос предстает перед нами манипулятором, вгоняющим девушку в чувство вины и ощущение неполноценности непонятно за что. Точнее, как видно из дальнейшего текста жития, с конкретной целью: чтобы девушка крестилась.

Из этой части жития мы, таким образом, выясняем еще одно свойство декларируемого сотрудниками Екатеринбургской епархии «молодежного идеала»: готовность следовать указаниям любого манипулятора при условии, что он является «благочестивым христианином». А еще — готовность страдать от привнесенного извне чувства вины. Эта готовность, кстати, — общее место у многих современных православных христиан.

Далее. Проведя в молитве и слезах (откуда слезы? — от наведенного чувства вины, от манипуляций, то есть ото всего того, от чего юную девушку должны были защитить ее родители) целую ночь и затем приняв крещение, Екатерина в очередном сне делается угодной Христу. Из чего следует, что:

  1. в епархиальный молодежный идеал входит неотъемлемая компонента страдания;
  2. мы никогда не узнаем точно, в чем заключалось «безумие», «безобразие» и «нечестие» Екатерины.

В принципе, на этом тему «молодежного идеала» можно считать раскрытой. Дальнейшее описание общения Екатерины с нечестивым императором Максимином прогнозируемо приводит девушку через упорные страдания к великомученическому финалу, по ходу которого она и сама становится причиной гибели нескольких приближенных к императору философов (впрочем, поскольку они «просветились» и, под влиянием новообращенной Екатерины, сами превратились в христиан, то это было уже не банальная казнь прогневавших царя подданных, а «мученическая кончина»). Примечательно, что последующее описание казни императором своей собственной жены Августы представлено настолько физиологически подробно, что невольно сомневаешься во вменяемости неизвестного автора изначального жития (цитировать не буду, по ссылке все доступно). Ну не сам же святитель Димитрий Ростовский такое выдумал! Это смакование подробностей казни, причем казни именно женщин — еще одно общее место в текстах житий древних святых (кто не верит — прочитайте также житие святой великомученицы Варвары). О чем эта особенность подобных текстов говорит — пусть разбираются компетентные специалисты. Я же отмечу последнее: согласно тексту, мать за собственную дочь перед ее казнью не вступилась. Наследство отца, которое объявлено первопричиной безбрачия девушки, пропало, видимо, зря.

Итак, епархиальный «молодежный идеал», составленный на базе жития «святой покровительницы Екатеринбурга», можно, пожалуй, усмотреть в следующем: страдать, быть виноватым, и послушным любым старшим православным, и не помышлять о размножении! Впрочем, помышлять нельзя и о прочих удовольствиях, чтобы не быть внезапно объявленным «безумным», «безобразным» и особенно «бесчестным».

Как метко говорит о подобном современная молодежь, «ну такоэ».

Мне кажется, составителями этого злополучного буклета, в котором покровительница Екатеринбурга была объявлена «молодежным идеалом», были бездетные монахи. Потому что в противном случае можно было бы посоветовать мирскому автору представить, что это его дочь принимает «мудрое» решение не выходить замуж под влиянием семейных противоречий. Что это его дочь ведется на манипуляции очередного «старца». Что это его дочери в порядке фрустрации снятся почти эротические сны, в которых чувство вины берет верх над разумом. И что это его дочь со страшной силой пытают и казнят, отрубая голову. Авось, после этого автор хотя бы прочитает житие еще раз и тщательно подумает над содержанием очередной информационной поделки.

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: