Иеромонах Иаков (Воронцов): Нам необходимо объединяться против зажравшихся господ в белых клобуках
11 июля 2023 Ахилла
Из фейсбука иеромонаха Иакова (Воронцова), клирика Казахстанской митрополии, оставившего служение в РПЦ из-за поддержки той войны в Украине:
Добрый день. Мир всем!
В этот жаркий июльский понедельник хочу обратиться к моим православным единоверцам.
Преосвященные архипастыри, всечестное духовенство, преподобное монашество и боголюбивые прихожане! Многие из вас уже поняли, в какие дебри, в какой духовный тупик нас завели патриарх Кирилл и его клевреты. Но отчаиваться не надо. Возложив надежду на Христа с молитвенной помощью всех святых, мы должны искать пути выхода из сложившегося отчаянного положения — к покаянию и духовному преображению.
Хоть Z-иерархи и милитарипопы, предавшие интересы Евангелия в угоду сиюминутной повестке, и оказались в авангарде сегодня, но не их крикливые голоса определяют будущее Церкви, а тихие молитвы и смелые поступки благочестивых христиан.
Даже я, пресвитер, лишившийся возможности служить, и монах, вынужденный ради мира и правды Христовой нарушить обет послушания, не теряю надежду на торжество правды Божией и веру в любовь и жизнь по Евангелию.
Нам сегодня важно вспоминать подвиги таких праведников, как преподобный Нил Сорский, обличавший погрязших в роскоши попов и монахов, святитель Филипп Московский, противостоявший террору Ивана Грозного, преподобные оптинские старцы, смело возвысившие человеческую скромность, простоту и любовь против застоя и клерикализма синодальной эпохи, священномученика Кирилла (Смирнова) и других новомучеников, препятствовавших компромиссу Церкви с большевистским безбожием, и подражать им по слову апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).
Ради возврата к евангельской правде нам необходимо объединяться против зажравшихся господ в белых клобуках, попирающих основы церковности и подменяющих Христа своей персоной деспота. Кроме власти и богатства, извлекаемых ими из того положения, о котором Христос говорил: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (Матф.20:26-27), они думают разве что о поддержке таких форм служения, которые приносят сиюминутную славу.
Необходимо отказаться от пожертвований богачей и особенно тех, кто ворует у народа и использует Церковь для отмывания денег, покупая расположение верующих. Пусть Церковь не будет богатой, но будет народной. Зачем нам огромные сияющие золотом храмы, в которых нет единства, простоты, любви и доброты человеческой? Пусть они будут маленькими, скромными и уютными, но народными, построенными не на деньги коррупционеров, а на пожертвования самих прихожан для крепких и дружных христианских общин.
Важным принципом выхода из кризиса русской Церкви мне видится автокефализация. Это не означает отделения или раскалывания церковного единства. Это значит, что каждая епархия и каждый приход должен быть автономным и самоуправляемым.
Епископ — духовный отец, молитвенник, учитель и пастырь. Его духовному служению не должны препятствовать административные и финансовые тяготы. Нужно освободить его от этого бремени, которое лишает его покоя и совести. Такие вопросы должны решаться в духе любви коллективно — епархиальным советом и собранием.
Это же касается и должности настоятеля. Каждый приход должен управляться общиной коллективно. Приходское Собрание, предусмотренное Уставом, но на практике недействующее, призвано стать реальным руководящим органом прихода, где у священника такое же право голоса, как и у каждого прихожанина. А забота о материальном распределена между всеми членами общины, чтобы там, где нет спонсора, настоятель не становился попрошайкой и не терял бы духовного авторитета, оббивая пороги с протянутой рукой, а там, где спонсор есть, чтобы не было соблазна злоупотреблений, чему способствует царящий в нынешних условиях в церкви авторитаризм и клерикализм.