Иеромонах Иоанн Гуайта: «Если ситуация нас заставит, мы, наверное, закроем храмы»

23 апреля 2020 Ахилла

МБХ Медиа

Зоя Светова

Иеромонах Иоанн, в миру Джованни Гуайта, священник московского храма Космы и Дамиана в Шубине, в котором у нескольких клириков и мирян после пасхальной службы заподозрили коронавирус, рассказал обозревателю «МБХ медиа» Зое Световой, какие меры предосторожности они принимали в своем храме, чтобы не заразить клириков и прихожан, почему один священник не может служить литургию и что напомнила ему пасхальная служба-2020. Позже, уже после интервью, выяснилось, что и у самого Иоанна подозрение на коронавирус.

— Правда, что в вашем храме заболели клирики, миряне и настоятель?

— Во-первых, есть только подозрение, у них поднялась температура, но пока тесты никто не сдал и мы на самом деле точно ничего не знаем. Пока диагноз не подтвержден, это только предположение.

— Почему все-таки в России храмы не закрыты, как, например, в Италии, ведь Москва находится в центре пандемии? У нас и в Вербное Воскресенье храмы были открыты, и прихожане посещали службы. Правильно ли это?

— Вы знаете, мы в нашем храме служили без народа достаточно давно, начиная со Страстной Седмицы. Мы начали транслировать сначала разные требы, я, например, организовал трансляцию такой молитвы, чтобы Господь сохранил от распространения этого вируса. И потом по просьбе наших же прихожан мы перешли на такую схему служения, мы назвали ее «один плюс один плюс один». То есть один священник, один алтарник и один человек, который представляет всех остальных прихожан. И какое-то время мы так служили. Поэтому я не могу сказать, что вот была толпа и потому вот так получилось. Ничего подобного. И, если даже наши клирики и отец настоятель, у которых теперь температура и, может быть, коронавирус, тут трудно сказать, откуда, потому что только если мы между собой друг другу передали, потому что прихожан не было ни на Пасху, ни раньше.


— Но ведь не только в вашем храме у клириков есть подозрения на коронавирус, несколько десятков священников уже заболело. Как нужно было поступить? В Бергамо, в центре эпидемии были закрыты храмы и на Пасху не служили, после того, как священники умерли (разговор записан до того, как стало известно о смерти настоятеля Елоховского собора Александра Агейкина — «МБХ медиа»)

— Да, даже в Италии закрыли храмы после того, как священники умерли. Я бы сказал, что у нас в некотором смысле все было довольно логично и правильно. Вместо того, чтобы закрыть храмы, Святейший патриарх призвал верующих воздержаться от участия. Если один служащий священник и один, который помогает и один поет, допустим, как мы это делали, в принципе опасность минимальная. В этом смысле, я считаю, что все было сделано правильно. Но другое дело, что во время Страстной Седмицы одних клириков было гораздо больше, потому что нас пять священников, диакон и т. д., и вот что и произошло, допустим, в нашем храме. Хотя никто не знает, где могли заразиться в храме или нет. Мне кажется, что в целом идея о том, чтобы все-таки служить, но с минимальным участием народа, скажем, плюс один человек — мне представляется рациональным.

— Получается, что в принципе есть риск, если в службе будут принимать участие даже всего трое человек. А священник не может не служить в храме на Пасху?

— Конечно, в крайней ситуации, можно совсем закрыть храм. Если ситуация нас заставит, мы, наверное, закроем храмы. Я думаю, на общецерковном уровне. Если ситуация будет настолько опасной, что даже такое минимальное «минимум миниморум» число людей будет опасным, мы, конечно, закроем. Но пока на то не похоже, все-таки каждый из нас хоть раз в неделю, но идет покупать продукты. Конечно, их можно и заказывать, но все-таки какой-то минимальный контакт с внешним миром есть, наверное, у всех.

И я не считаю, что для священника настолько опасно служить литургию, если служит он и в храме еще один или два человека, которые ему помогают. Другое дело, печально то, что даже на рекомендации Святейшего патриарха воздержаться от участия в службах реакции были не очень здоровые, как со стороны народа, так и со стороны клириков, но, увы, и у части епископата. Были клирики, которые говорили, что нет, мы ничего не боимся, надо идти в храм молиться и т. д. И печально, потому что эти самые клирики и даже некоторые архиереи, которые к этому призывали, сами и заболели в результате. Мне кажется, что заявления Патриарха и официальная позиция Церкви довольно здравомыслящие.

— Правильно я понимаю, что позиция патриарха состоит в том, что не надо подвергать паству опасности, но каждый настоятель сам принимает решение, какие меры защиты принимать?

— Не совсем так. Это решается на уровне епархий. Скорее, архиерей на местах принимает решение, что достаточно логично, потому что распространение очень по-разному происходит в разных регионах — есть места, где пока еще очень мало заразившихся.

— Говорят, что в некоторых московских храмах от сорока до ста причастников было в Пасхальную ночь.

— Я не имею такой информации. Если такое было, это нарушение решения Святейшего патриарха и его первого викарного епископа владыки Дионисия, который именно и написал такой текст, что будете служить, но при закрытых дверях (на Пасху).

— Были храмы, у которых стояли полицейские и не пускали людей, но в те храмы, у которых полицейские не стояли, люди заходили. А ведь священник не может выгнать верующих из храма?

— Возьмите наш храм, у нас огромное количество прихожан, но все-таки не было практически нарушений. Я могу сказать, что полицейские действительно стояли у входа, может, в пятницу или в субботу. Но в субботу ночью их вообще не было.

— А сколько в Пасхальную ночь было в вашем храме всего людей?

— В храме были одни только клирики, плюс три или четыре человека — сотрудники храма.

— А хор?

— Два человека, один из которых священник и одна единственная певчая. И они великолепно, представьте себе, спели всю пасхальную службу. Вдвоем. Мы транслируем службу, поэтому в храме был и еще и ребята, которые обеспечивали трансляцию — еще три человека. И еще — три журналиста, они просили разрешения снять вот такую службу, на которой нет народа.

— То есть всего было человек 10−12?

— Да, очень мало народа. Единственное, мы служили в пасхальную ночь, потому что утреннюю литургию мы не служили.

— Расскажите о своем ощущении, ведь, наверное, впервые вы служили на Пасху почти при пустом храме? Это ведь почти как в первохристианские времена?

— Да, конечно. Понимаете, когда Христос впервые совершил Евхаристию со своими апостолами в Горнице Иерусалимской, двери были закрыты. А уж когда после смерти и Воскресения впервые он явился апостолам в этой же Горнице в Иерусалиме, также двери были заперты, о чем пишет Евангелист Иоанн. И что забавно, помимо четверга, когда Христос совершал Евхаристию, было два явления воскресшего Христа апостолам: первый раз без апостола Фомы и второй раз с ним. Апостол (Фома) рассказывает, что он не поверил, что они увидели воскресшего Господа. И Христос повторно явился, когда и Фома был вместе с другими апостолами. И этот второй раз тоже все происходило при закрытых дверях. И евангелист Иоанн оба раза пишет буквально одно и то же: двери были заперты по причине страха от иудеев и: «Пришел Христос и стал посреди них и сказал им: «Мир вам!» И это он повторяет дважды: первый раз и через восемь дней. И вот Пасха, в таких условиях, когда закрыты двери храма, также заперты двери дома у людей, у каждого из нас. И тем не менее, Христос может прийти, он встанет посреди и, как пишет Евангелист Иоанн- «посреди нас», хотя мы рассеяны, рассыпаны по всему городу. И скажет нам: «Мир вам!», как говорил тогда те же слова апостолам. И вот эта Пасха, по стечению обстоятельств, мне абсолютно об этом напомнила. И это очень хорошо.

— А страха не было? Все клирики и миряне были без масок?

— Только клирики были без масок. Так как все возгласы и молитвы несколько сложно произносить в масках. Но те немногие, кто стояли в храме и те, кто обеспечивал трансляцию, и журналисты, они все были в масках.

— Это так странно выглядит: в храме — в масках?

— Ну что делать? Я считаю, что это наименьшее зло. И лучше, чтобы было неудобно, странно и необычно, но все-таки более безопасно для людей.

— Вы сами не боитесь заразиться?

— А что это изменит — боишься или нет?

— Меня поразило, когда я прочла о том, что католические священники погибли в Италии от коронавируса. Получается, даже священники во время своего служения не застрахованы от этой напасти?

— Так получается, конечно. С другой стороны, для священника это как раз и хорошая смерть — именно когда ты служишь другим и Господь тебя призывает к себе, это считается для священника хорошо. Потом надо сказать, что те священники, которые погибли в Италии, огромное большинство из них были все-таки очень пожилые. О чем не стоит забывать. В Италии очень много было жертв коронавируса, но все-таки в Италии люди живут намного дольше, чем в других европейских странах. Это тоже, наверное, влияет на статистику.

— Очень трудно объяснить неверующим людям, почему во время эпидемии так уж необходимо священнику служить в храме, почему нельзя молиться дома.

— Если мы хотим, чтобы людям было что посмотреть, чтобы была трансляция, кто-то должен служить, безусловно. И если пока на службе присутствует немного людей, то нет такой страшной опасности. Опасно — это скопление народа, и в этом смысле, на Пасху, мы, хотя и фактически никого не пустили, но все-таки нас самих было достаточно много. И в этом действительно была проблема.

— А один священник не может служить литургию, например?

— Нет, по канону священник не может служить один. Нужно, чтобы был хотя бы еще один человек. Конечно, мы прежде всего служим Богу, но все-таки служба называется литургия и по-гречески это слово означает «общее дело, общее служение». И какое общее дело, если совсем без народа? Слава Богу, технология нам позволяет делать вот эти трансляции, значит, люди все-таки участвуют в службе, причем полноценно. Да, конечно, для верующего человека очень печально без Евхаристии (литургии). Но люди не просто смотрят трансляцию, как футбольный матч. Обычно во время службы, на каждый возглас священника: «Мир всем!», хор отвечает: «И Духови твоему!» И мы заметили, что во время этих трансляций, когда священник говорит: «Мир всем!», человек пятьсот отвечают ему смской. Это интересно, потому что еще недавно мы не могли даже думать о такой возможности. Но оказывается, люди могут молиться на расстоянии. Это замечательно, что у нас есть такая возможность!

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: