Интервью с бывшим настоятелем лимассольского храма (Кипр) священником Георгием Видякиным. Часть 2

30 марта 2020 Ахилла

Начало тут.

CYPRUS BUTTERFLY

Андрей Правдин

Искренняя человеческая история отца Георгия вызвала большое количество комментариев на нашей странице в Фейсбуке.

Некоторые из них были наполнены словами поддержи, но не обошлось и без негатива. Однозначно, что наш собеседник — персона значимая и интересная, поэтому мы решили встретиться с Георгием Видякиным еще раз и задать ему острые вопросы касательно церкви в целом и русского прихода на Кипре в частности.

— Церковь и гомосексуализм. Углубляться в подробности не будем, но я думаю, вы поняли, о чем я?

— Скажем так: Русская Православная Церковь выступает радикально против гомосексуализма, хотя при этом геев в ее рядах предостаточно. В отличие от Церкви Кипра, кстати. Андрей Кураев даже назвал это «православное голубое лобби».

— Тогда не очень понятно, для чего эта фиктивная борьба?

— Логика тут следующая. Большинство верующих — очень консервативные люди, которые негативно настроены к ЛГБТ. Поэтому считается, что лучше просто скрывать от паствы реальное положение вещей. Лично я абсолютно спокойно отношусь к представителям ЛГБТ и не считаю правильным отлучать их или подвергать какой-то обструкции со стороны церкви.

— Мощи святых. Ваше мнение по этой теме?

— В церковной среде есть такое выражение «гастроли мощей». Всевозможные привозы святых останков — это чисто коммерческий проект. Бог открывается человеку и без поклонения мощам.

— Матрона Московская?

— Матрона — это отдельный культ. Ее почитание сложилось в Покровском монастыре в Москве. Это целый букет суеверий, язычества, поклонения освященным предметам. Все это мало отношения имеет к христианству.


— Движение «Сорок сороков» и другие патриотические православные организации?

— В Москве действует весьма известная церковно-государственная программа по строительству 200 храмов. Некоторые места, выделенные под новые церкви, периодически вызывают протесты жителей. Поэтому необходимо было дать проекту некую силовую поддержку, которую и предложил лидер движения Андрей Кормухин. В России сейчас силен запрос на лубочный патриотизм, поэтому это движение пришлось весьма кстати, хотя к христианству, опять же, оно имеет весьма опосредованное отношение.

— Народный бунт против строительства храма в Екатеринбурге, что это было?

— Да, храм так и не был построен. В Екатеринбурге, как и везде, церкви очень выгодно дружить с богатыми и значимыми людьми. В городе есть весьма состоятельный человек, меценат их епархии, Игорь Алтушкин. Что интересно, он связан с Кипром. Не знаю точно, есть ли у него кипрский паспорт, но известно, что он занимался реставрацией храма Иерусалимского подворья в Никосии. Там даже установлена памятная табличка с его фамилией. В кругу Алтушкина возникла идея строительства храма, епархия его в этом, разумеется, поддержала, но у народа спросить, как это водится в России, забыли. В результате это вылилось в массовые протесты. К сожалению, в той истории церковь и народ оказались по разные стороны баррикад. Хотя церковь должна по определению быть с народом, но сейчас в России она заняла сторону олигархической верхушки.

— Церковь в России и на Кипре. В чем разница?

— В России на протяжении 70 лет церковь была полностью отделена от жизни большинства людей. В 90-х священник на улице воспринимался как инопланетянин. Что интересно, когда я приехал на Кипр и стал везде ходить в священническом подряснике (тут так принято), то этому больше всего обычно дивились наши соотечественники. Один маленький мальчик даже как-то показал на меня пальцем и сказал бабушке: «Смотри, Дед Мороз». Сейчас в России вся церковная структура воспринимается как часть государственной машины. Церковь в России так и не стала своей для общества. На Кипре же отношение к церкви абсолютно иное. Она — часть повседневной жизни.

— Русские православные на Кипре.

— Русские обычно везут на Кипр болезни православия из России: магизм, суеверия, замкнутость, индивидуализм. Они, в основном, считают, что вера — дело сугубо личное, которое не нужно выпячивать. Это резко отличает наших соотечественников от киприотов, для которых вера — неотъемлемая часть их жизни.

— Насколько глубоко вы выступаете за разнообразие в Православии?

— Я выступаю за разнообразие и плюрализм взглядов в церкви. Если приход или часть прихожан, например, хочет служить на русском, то почему нет? Если какой-то общине комфортнее перейти на новый стиль и праздновать Рождество 25 декабря, что в этом плохого? Мне кажется возможным даже создание православных харизматических общин по примеру христиан-евангеликов, если такая форма будет востребована (а она будет востребована). Я против стандартизации.

— Вы рассуждаете, как настоящий церковный реформатор.

— Церковная реформа назрела уже давно. Если ее не произойдет, то при следующей смене режима в России, если таковая когда-то случится, церковь, как и в 1917 году, будет ассоциироваться исключительно с предыдущими обитателями Кремля и попадет под каток, если не репрессий, то серьезных ограничений. Даже в такой ультраконсервативной церкви, как католическая, был знаменитый Второй Ватиканский собор, который провел кардинальные реформы.

— Зачем современному человеку ходить в церковь?

— Я буду говорить так, чтобы было максимально понятно светским людям. Многим из нас в жизни нужны смыслы. В современном мире, несмотря на обилие способов коммуникации, человек часто чувствует себя одиноким и опустошенным, приходя к унынию и депрессии.

Всем нам хочется ощущать свою принадлежность к чему-то большему. Вера может оказаться одним из вариантов выхода из этого тупика, сообщить людям хорошую новость о том, что они нужны Богу и своим братьям по вере. Второй ключевой момент — это социальная миссия церкви. Звучит банально, но церковь учит, что надо помогать людям.

— Получается, что в 21 веке церковь может превратиться в прогрессивный социальный институт по типу экоактивизма и зоозащитников? Некое бюро добрых дел.

— Отчасти так, если мы не берем во внимание мистическую сторону жизни Церкви. Церковь должна стать более инклюзивной, чтобы принять даже не сильно верующих людей, которые со временем могут проявить себя в ней. Она должна научиться не отталкивать от себя приходящих и интересующихся, а быть площадкой для социальной миссии. Более того, хочу подчеркнуть, именно это есть и в самой ее природе.

— Тогда непонятно, зачем делать это на базе православия. Есть же такие замечательные религии, как буддизм, синтоизм, различные экуменические культы.

— Мы говорим сейчас не о вероучительной стороне, а о внешней деятельности на благо людям. В такой деятельности надо искать себе союзников, не обращая внимания на религиозную принадлежность. Кстати, христианство всегда умело впитывать в себя многие общепринятые обычаи или практики. Вспомните ту же Масленицу или карнавал. Поэтому сегодня оно смело может перенимать, например, практику йоги, наполняя ее христианским содержанием, при этом сохраняя свое вероучение и оставаясь близким по духу русским людям. Хотя национальность тут не главное, это больше зависит от внутреннего устроения личности — некоторым нашим соотечественникам близок буддизм, например. Да и догматическое учение Церкви давно нуждается в новом языке.

— При таком либеральном подходе не произойдет ли раскол Церкви?

— Я думаю, сейчас настало время развивать именно горизонтальные связи и инициативы, опираясь на многовековую вертикальную структуру Церкви, но не находясь от нее в полной зависимости. С одной стороны, это не даст разрушиться самой Церкви, с другой — позволит привнести разнообразие. Если ослабить вертикаль и дать больше свободы, это только пойдет на пользу, потому что люди поймут, что Церковь им рада.

— Что насчет Православной церкви Украины?

— Я вижу в конфликте вокруг ПЦУ борьбу за территорию. До середины 17 века те земли, которые мы сейчас называем Украиной, считались юрисдикцией Константинопольского патриархата. В 1686 году Константинопольский патриарх перевел Киевскую митрополию под власть Московской церкви. В этом и заложен корень нынешнего конфликта.

В Москве считают, что Киевскую митрополию ей передали навечно, а в Константинополе — что временно. Документы, насколько я могу судить, указывают на то, что передача все-таки состоялась на время. В начале 2019 года Константинополь предоставил Украинской церкви автокефалию. После этого Москва разорвала отношения с Константинополем, а затем с церковью Греции и Александрийским патриархатом, которые признали независимость ПЦУ. Все это явно показывает одну простую вещь: всемирное православие, которое позиционирует себя как единую церковь, по факту не имеет никакого внутреннего единства.

— Какую позицию на данный момент занимает Кипр по отношению к автокефалии церкви Украины?

— Пока что Кипр сохраняет нейтралитет. Архиепископ Хризостом склонен встать на сторону патриарха Константинопольского Варфоломея, но, как вы знаете, на острове существует мощное пророссийское лобби: митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Тамасский Исаия, митрополит Морфу Неофит, митрополит Никифор, игумен Киккского монастыря, вместе составляют оппозицию архиепископу.

— Русский храм апостола Андрея и всех русских святых в Никосии?

— Это новый храм, который был построен и освящен пару лет назад в районе деревни Эпископио, недалеко от Никосии. Он принадлежит Тамасосской митрополии, которую возглавляет известный русофил митрополит Исаия. Он учился в Московской духовной академии и очень пророссийски настроенный человек. Сам храм к Русской Православной Церкви не имеет никакого отношения, хотя возведен на российские деньги.

— Какие православные приходы вы можете посоветовать русским, которые приезжают на Кипр?

— На Кипре сейчас шесть русскоязычных приходов. В Пафосе службы проводятся пару раз в месяц, но у общины вроде бы нет постоянного храма. В Лимассоле два русскоязычных прихода — свт. Николая и блж. Ксении Петербургской. Недалеко от Ларнаки есть замечательный приход иконы Божией Матери «Семистрельная», в Айя-Напе есть также приход святителя Николая. Про храм в Эпископио мы уже сказали. Еще рядом с деревней Скурьотисса есть замечательное место — скит преподобного Серафима Саровского. Службы там проводятся по-гречески, но возглавляет скит уроженец Орла отец Амвросий Горелов, очень глубокий человек.

— Православные на Северном Кипре. Что можете рассказать о них?

— На Северном Кипре тоже есть русскоязычный приход, там служит отец Алексей Иванов, очень активный и преданный своему делу священник. На Северном Кипре многие храмы после 1974 года принадлежат частным лицам. Храм, где собирается приход отца Алексия, арендуют у нынешнего владельца этого здания. Кто-то говорит, что этот храм ворованный, но надо понимать, что это позиция греков-киприотов, которые считают, что все, чем пользуются турки-киприоты на севере острова, по определению ворованное, так как досталось им в результате оккупации.

Такие люди забывают, что в Республике Кипр множество земель принадлежит туркам-киприотам, которые покинули в 1974 году свои родные деревни. Этой землей зачастую пользуются нелегально (яркий пример — недавняя история с банкетным залом Ktima Makenzy). Но основная претензия к отцу Алексию состоит в том, что приход, скажем так, официально не аккредитован ни одной православной церковью, ни Русской, ни Кипрской. Именно из-за этого против него все и ополчились. Говоря на церковном языке, этот приход принадлежит к раскольничьей структуре.

Сам отец Алексей учился на курсах при Московской духовной академии. В определенный момент он переехал в ТРСК, где тогда не было ни одного регулярно действующего православного прихода. Инициатива отца Алексия по открытию храма не нашла поддержки ни у Кипрской церкви, ни у Московской патриархии — в основном, по политическим причинам. В итоге отец Алексий пошел в непризнанную структуру под названием «Русская православная церковь заграницей в юрисдикции митрополита Агафангела Пашковского». Эта организация стоит того, чтобы о ней рассказать отдельно.

После революции 1917 года в Европу отправилось множество русских эмигрантов, среди них были и священнослужители. Они создали там так называемую Русскую православную церковь заграницей (сокращенно — РПЦЗ). В 2007 году РПЦЗ воссоединилась с РПЦ, но ряд ее членов это воссоединение не признал. Так образовалась РПЦЗ митрополита Агафангела, к которой принадлежит приход отца Алексия. Можно по-разному относиться к этой структуре, но напомню, что на Северном Кипре проживает 15 000 русскоязычных православных, на которых официальные церковные лица просто «забили».

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: