Иоанн Кронштадтский и субкультура: понять и простить?

2 января 2022 Алексей Плужников

Накануне Нового года уважаемый игумен Петр (Мещеринов) вновь поднял тему личности святого Иоанна Кронштадтского и его дневников. Запись в фейсбуке отца Петра вызвала горячую реакцию — уже в первые несколько часов — сотни комментариев и несколько десятков перепостов. Одни комментаторы горячо поддерживают мысли отца игумена, другие — категорически не согласны. Но все согласны в одном — личность и дневники протоиерея Ивана Ильича Сергиева никого не оставляют равнодушными.

Процитирую отрывки из поста отца Петра со своими краткими комментариями.

«Завтра память этого замечательного святого, которого я очень люблю. Одним из важнейших событий прошедших 30 лет нашей церковной жизни я считаю публикацию полного корпуса Дневников св. Иоанна, которые он вел на протяжении более 50 лет. Эти дневники — потрясающий и правдивейший документ подлинной внутренне-христианской жизни человека, помещенного в определенную церковную среду (и ограниченного ею). Это непрестанная исповедь, самонаблюдение, откровение помыслов пред Богом. Сразу видно, насколько одинок был св. Иоанн. Дневники — его единственный собеседник».

Тут возразить нечего, действительно, дневники — документ, важный своей правдивостью. Касательно одиночества отца Иоанна — на мой взгляд, это сугубо его личная проблема — проблема неуживчивого, склочного и мелочного человека.

«Очень многих Дневники смущают. Основные претензии — св. Иоанн из года в год пишет одно и то же. Он осуждает своих домочадцев и коллег по священническому цеху; он объедается; он гневается на нищих и бьет их. В этом он кается и получает прощение от Бога, мир и благодать. Но! пятьдесят лет одно и то же! Хождение по кругу! никакого развития! Одна и та же бытовуха, одни и те же немощи и грехи — какая же это святость?»

Нет, не «получает от Бога… мир и благодать», а самонадеянно уверяет себя и будущих читателей дневника, что получает — в этом разница. В случае монаха святые отцы прямо бы сказали, что такой брат просто в прелести, слишком много о себе возомнил и не пора ли его за ногу сдернуть с лестницы самовозношения, самоправедности. Но нет — кронштадтскому протоиерею эти понятия далеки, раз он сказал: «получил», значит, не сметь сомневаться.

«Давайте разберемся, — предлагает отец Петр. — Во-первых, именно такова духовная жизнь и есть. В ней главное — какую меру кому дает Господь. Выше этой меры своими силами не прыгнешь, и чтобы преодолеть те или иные немощи, нужно давать место Богу и принимать волю Его о себе, а не „улучшать“ себя своими само-действиями. Своими силами не получается. Но наша православная дидактика настраивает нас на второе, а не на первое. Не будучи наученным этому, православный человек всю жизнь мучается и направляет свою энергию по кругу. Не избежал этого и св. Иоанн».

Вот как раз Иоанн Ильич именно этим и занимается: «самоулучшением» — нагрешил, горячо попросил прощения у Бога (обычно — только у Бога, а не у ближних), уверил себя, что получил прощение и благодать, и пошел дальше грешить, успокоив совесть самовнушением.

«Вглядимся в его характер и его жизнь. Из очень бедной семьи, в детстве голодал (отсюда повышенное внимание к еде и красочное описание хороших яств, чем весьма соблазняются критически настроенные читатели). По природе раздражительный. Не очень интеллектуальный, но чрезвычайно утонченный душевно».

Ну, у разных людей разное детство бывает, но крайне мало у кого детское недоедание получает столько извращенные формы во взрослом возрасте, как у Сергиева. Наши бабушки тоже в войну голодали и кору ели, но это у них вылилось лишь в повышенное уважение к любой пище, к крошке хлеба, а не в извращенные «сахарные» страсти.

«Утонченный душевно» — тут смотря что понимать под этим. Если тысячи раз крутиться мыслью и словом вокруг еды, своего живота, золотухи и своей, извините, эрекции, — это душевная утонченность, ну, пусть так, у каждого свое понимание.

«Женился „по традиции“, чтобы получить священническое место. Жил с женой девственной жизнью. Это опять предмет яростных укоров св. Иоанна: „сделал несчастной женщину, изувер!“, и т.п. Но это их совместное решение. А потом из Дневников видно — о-го-го, что за семейка была со стороны жены! Все хороши. Только детей тут и не хватало… в общем, это очень важный фактор: св. Иоанн в течение полувека жил в постоянно нервозной, очень тяжелой семейной обстановке».

По поводу «совместного решения» — в комментариях у отца Петра уже указывали, что супругу отец Иоанн просто сломал своим волевым решением, она жаловалась на него вышестоящему начальству, но ничего не смогла изменить. Так что именно так — сделал несчастной, именно — изувер.

«О-го-го, семейка со стороны жены»? «Видно» из дневников? Ну, это совсем ни в какие ворота. А если из дневников какого-нибудь чикатилы или просто обычного абъюзера делать выводы о том, какие о-го-го были его жертвы? Но даже из дневников явно видно, что родня у Сергиева была самая обыкновенная, вполне скучно-мещанская, и источником «тяжелой семейной обстановки» был в подавляющем большинстве случаев именно святой Иоанн, который своей мелочностью, придирками, раздражительностью и просто злобой и ненавистью доводил близких до ручки. Напомню только повторяющийся из раза в раз, из года в год момент: как отец Иоанн просто ненавидел до колик то тестя-протоиерея, то брата жены, то саму жену за то, что они посмели… съесть сахара чуть больше, чем он им бы позволил. Он удушить, растоптать готов за это ближнего. Да, потом он перед Богом кается, но свою злобу и ненависть он показывает и оставляет родным, а просит у них прощения крайне редко. Но о-го-го они, да.

«Теперь церковное служение. Я сам служу, и могу понять это изнутри. Св. Иоанн все время пишет, что осудил настоятеля, разгневался на диакона, сурово выговорил певчим, раздражался на то и на другое, особенно злился на нищих, драл их за волоса… кается в этом, через день опять впадает в то же, опять кается, укоряет себя, что не может потерпеть, мирно относиться ко всему и т.п. „Вот-вот!“ — кричат критики. „Что же это за святой? смириться не может! и так из года в год!“

Смотрите. Настоятель, постоянно шпыняющий подчиненных и распределяющий доходы в свою пользу, равнодушный ко Христу и к ближним, тяжелый человек. Дьякон, приходящий с тяжкого похмелья сослужить св. Иоанну (а то и просто не приходящий). Наглый певчий на клиросе… это все „вышибает“ служащего благоговейного священника помимо его воли и всех его благих желаний. Это невыносимая церковная обстановка. Ее не перетерпливать надо, а принимать церковные дисциплинарные меры, на что они и существуют. Но это было не во власти св. Иоанна, и ему приходилось изо дня в день все это нести. Привыкнуть к этой субкультуре истинному христианину невозможно — в ней нет Бога. А кто имел дело с толпой нищих — а тут еще не дающих проходу каждый день на протяжении пятидесяти лет! — тот может понять св. Иоанна».

Конечно, отца Иоанна «можно понять». А можно ли понять сослужителей отца Иоанна? Годами служить рядом с человеком, который постоянно раздражается, который сам постоянно вводит в соблазн и настоятеля, и сослужителей? Это как раз тот случай, когда в соборе появился один праведник — а все остальные превратились в мучеников. Даже из дневников видно, как собратья-клирики, мягко говоря, не одобряют ни стиль жизни, ни гонор чудотворца-нищелюба, с которым им, таким серым и обыкновенным, приходится сослужить.

Насчет дьякона с похмелья — так это просто анекдот. А сам отец Иоанн, который с вечера хорошо примет на грудь, нажрется, извините, скоромного, а потом идет служить литургию — это «можно понять»? А святой праведник, который хорошо выпимши, с похмелья идет сам служить, совершать требы или идти на урок к детям — это такой пример, который «понять и простить» за его уверенность в том, что Бог ему все простит?

И насчет «благоговейного служащего» — сам Иоанн Ильич подтверждает, что регулярно только и думает в алтаре, что о деньгах и своих наградах. Но он же просит у Бога прощения — раз, и уже снова он благоговейный. А вот ни настоятель, ни дьякон, ни певчий, ни нищие нам своих дневников не оставили, а может быть, они там тоже регулярно каются и благодать от Бога получают… Но кого волнует эта серая масса, когда тут чудотворец идет, ордена на шелковой рясе поглаживая?

Ну и про нищих — он их не только дерет за волосы, он их бьет так, что они падают, бьет детей (детей!), кидается требником, завернутым в епитрахиль, — да, крайне благоговейный служитель. Тут одного такого служителя, наверное, тоже святого — епископа Феофилакта (Моисеева) — недавно на покой отправили, нервишки лечить в монастыре. И произошло это лишь благодаря огласке и видео в интернете. Интересно, если бы сейчас жил отец Иоанн — как скоро бы его отправили в запрет и на покой «по состоянию здоровья» за избиение нищих? Или каноны про священника-бийцу, недостойного служить у престола, — это святых чудотворцев не касается?

«…Помещенный в постоянно действующие неблагоприятные условия как в семье, так и в церкви, св. Иоанн постоянно пробивается через все это ко Христу. И Христос пробивается к нему и дарует ему прощение прегрешений, благодатный мир и Самого Себя — несмотря на вот все это. Это и есть главное содержание дневников св. Иоанна».

Да, главное содержание дневников — невообразимая уверенность их автора в том, что Христос ему «дарует»: только потребовал отец Иоанн — тут же получил и дар, и стопроцентную гарантию за подписью небесной канцелярии.

В психиатрической больнице множество таких… уверенных в себе и своих дарах.

«Обращает на себя внимание, что великий, бесспорный, тысячекратно задокументированный дар чудес и исцелений почти совсем не отражается в Дневниках. Св. Иоанн совсем на это не смотрит, вся его забота — восстановление общения со Христом и пребывание в Нем, вот именно в данных постоянно противоречащих жизни во Христе обстоятельствах, от которых ну никуда не деться».

Не буду отрицать чудотворения — тут вопрос веры и «документирования». Но слава на всю Россию многократно усиливает и «возможность» чудотворения — простым статистическим способом. Мне вот недавно близкий родственник твердо, с жаром и несокрушимой верой доказывал, что в стародавние, еще советские, времена некая «бабка»-целительница и самого этого родственника исцелила за раз, пошептав заговор, и другого родственника. А если бы всех клиентов той бабки опросить и задокументировать… То мы получили бы очередную матронушку или пелагеюшку, или еще какую юшку, особенно если прославить эту юшку по телевизору и в интернете. Было бы желание и вера. И опытные маркетологи.

Ну и далее отец Петр вновь возвращается к тому, что на кронштадтского подвижника сильно влияла субкультура, из которой он не мог вырваться; также игумен с сожалением отмечает, что «под старость, с естественным ослаблением когнитивных функций, св. Иоанн, … дал втянуть себя в политику (интересно и характерно — это началось именно тогда, когда его общероссийская слава и почитание „отменили“ вышеназванные скорби)».

В общем, предлагается «понять и простить», субкультура виновата, голод в детстве, семья плохая, сослужители неудачные, город вообще мрачный, — зато святой чудотворец и гарантированный получатель благодати от Христа.

Но я согласен с выводом отца Петра:

«Конечно, Дневники — твердая пища. Но кто хочет понять, как там „внутри святых“ происходит — непременно надо их читать».

Я тоже прочитал все тома, и вам советую. А также рекомендую прочитать все наши материалы по тегу «Иоанн Кронштадтский», как статьи, так и подборки из дневников самого Иоанна Ильича Сергиева. Выводы делайте сами.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: