«Исповедь бывшей послушницы»: четыре года спустя

9 октября 2020 Алексей Плужников

Осенью 2016 года в соцсетях началось бурное обсуждение «Исповеди бывшей послушницы» Марии Кикоть, текст исповеди сначала был опубликован в Живом Журнале и произвел эффект разорвавшейся бомбы. По этому поводу фейсбук напомнил мне мою запись того времени, которую я повторю здесь:

В разных ветках фейсбука идут бурные дискуссии по поводу «Исповеди бывшей послушницы». Одни доказывают, как в том монастыре все плохо, приводят свидетельства, другие настаивают, как там все хорошо, игуменья — святая подвижница и аскет, а «Исповедь» — наговор.

Скажу как человек, много лет занимавшийся критическим разбором всякой псевдоправославной дури. Есть некоторые моменты в текстах, в свидетельствах, в «фактах», которые помогают понять, кто врет, а кто пишет или говорит правду, но при этом, конечно, может в чем-то ошибаться, неточно передавать факты (потому что вспоминает их через несколько лет).

Эти критерии не так-то просто передать словами, потому что часто они приобретаются опытом и интуицией. Но как-то так выходило, что практически никогда я не ошибался.

Важнейший критерий: практически всегда прав тот, кто критикует систему, вскрывает факты творящихся мерзостей внутри системы: всей РПЦ, монастыря, секты или прихода. А те, кто внутри критикуемой системы, не могут НИКОГДА признать свои ошибки, недочеты, перегибы или издевательства (воровство, шантаж, психологическое насилие и т. д.), ибо это признание разрушает саму эту систему. Поэтому критикуемые набрасываются на критика, обвиняют его «самавиновата» или «невыносисоризизбы».

Уже по этому критерию все ясно. Если вы чисты, ясны и «подвижники с аскетами», то вы должны первые прибежать, открыть все свои тайные двери и позволить изучить жизнь внутри монастыря или прихода (епархии), позволить всем людям внутри системы честно и открыто сказать то, что они думают (но в отсутствие начальства, стукачей, анонимно). А если этого нет, то тогда напрашивается соответствующий вывод.

Еще один критерий: кто кого и за что критикует. Мария Кикоть критикует монастырь за психологическое насилие, издевательства, тотальный контроль, унижения, стукачество, лицемерие, двойные стандарты, воспитание в людях человекоугодия (вернее, начальствоугодия). Уже это говорит о том, что текст правдив в целом, даже если неточен в каких-то деталях. Хороших людей, подвижников не критикуют за это. Их критикуют за честность, за излишнюю прямоту, обвиняют их в «дружбочках», в непочитании начальств, в неподчинении старцам, старицам и вообще любой шишке на ровном месте и т. п. Это очень точный критерий истинности.

О многом скажет и интуиция: я читал десятки, сотни внутрицерковных текстов, как хороших, искренних, так и псевдоправославных, сектантских по духу, лицемерных. Так вот текст Марии Кикоть — из первой категории, это чувствуется и в стиле, и в подаче фактов, во всем. Поверьте мне, как немного специалисту в этом.

И немаловажно: вы просто гляньте на лица. Гляньте на эту хищную страшную физиономию игуменьи, похожей на стервятника, и на автора «Исповеди». Надо быть слепым, чтобы не видеть разницы. В глазах человека написано очень много.

Властолюбие, самодурство и самовозвеличивание так и сияет в глазах игуменьи Николаи.

***

Прошло четыре года с тех пор. Успокоились споры вокруг книги Марии, вокруг Никольского Малоярославецкого Черноостровского монастыря, детского монастырского приюта «Отрада».

В самом Никольском монастыре ничего не изменилось: игуменья Николая на своем месте, приют тоже, духовность процветает.

А Мария Кикоть живет своей, «внедуховной» счастливой жизнью — бывшая послушница вышла замуж, путешествует, занимается творчеством и добивается успехов в нем.

И это тоже показатель процессов, неминуемо идущих в РПЦ в последние годы: одни люди врастают в систему всей душой и сердцем, теряя там и душу, и сердце, окаменевая вместе с системой, сливаясь с ней, теряя даже возможность помыслить себя вне этой системы.

Другие — находят в себе силы порвать с этой душной системой и уйти на свободу. Сначала бывает страшно, бывает больно, но со временем понимаешь, что ты на самом деле счастливый человек, получивший освобождение от тюрьмы. Перед тобой весь мир — и он весь твой, и счастье зависит только от тебя, а не от благословения матушки Игуменьи.

Фото предоставлены Марией Кикоть

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: