История одного прощания

10 апреля 2020 Ольга Прядкина

Предисловие редакции:

Напомним, что автор нижеследующего текста, Ольга Прядкина, — это наш лучший автор о женском монашестве, которая писала свои тексты под псевдонимом «монахиня L.», особенно известен ее текст «Инвалиды духовной войны». После ухода из монастыря Ольга пишет под своим реальным именем.

«Ахилла» не благотворительный фонд, мы никогда не собираем деньги себе, чтобы потом их как-то перераспределять другим. Но мы с особым пониманием (зная на собственном опыте, как это тяжело — начинать новую жизнь в «мiру», после ухода из клира или монашества) и симпатией относимся к нашим авторам, которые борются за новую жизнь — и мы стараемся, с помощью наших читателей, помочь им напрямую.

Мы не будем перечислять, кому наша ахилловская «община» уже помогала — было это не раз, — но мы просим тех, кто может сейчас — откликнуться и помочь в это тяжелое время Ольге. Рублем, а может быть, работой или жильем. Но только не пустыми советами и поучениями — этого мы все уже накушались вдоволь.

Уточним, что это инициатива «Ахиллы» — помочь Ольге, и текст она написала по нашей просьбе.

Карта Сбербанка Ольги Борисовны Прядкиной — 5469400035925911. Профиль в фейсбуке для связи и помощи — по ссылке.

***

В моей жизни подозрительно многое складывается по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло».

С понедельника я больше не работаю регентом в храме, где пела последние четыре с половиной года. Не работаю больше нигде.

В прошлую субботу заболела, по самочувствию чем-то вирусным, как обычная ОРВИ. Никогда не делала проблемы из таких вещей. Поскольку у меня не было официального оформления и больничных, поэтому болеть мне было нельзя, невыгодно, наелась таблеток и вперед.

Но сейчас особый случай. Для себя я нового вируса особо не боюсь, чем я уже только не болела. Помереть от него тоже не худший вариант смерти. Наверно, мучительно, если без аппарата, но легкой смерти нам тоже никто не обещал ни в каком возрасте.

Но заражать ближних не стоит, поэтому лучше никуда не ходить. И я (наивно) подумала, что один раз в пять лет, в чрезвычайной (не лично для меня, а для всех) ситуации можно попросить у настоятеля денег за больничный. Написала ему, что в воскресенье на литургию не приду, попросила перевести деньги, чтоб неделю (чтоб уж наверняка) отсидеть дома. Что в субботу утром я причащалась, поэтому советую о. Владимиру (старичок, отец настоятеля) на всякий случай пройти тест на коронавирус. Что стоит получше продезинфицировать все на клиросе.

Кстати, о причастии. Были жаркие споры, можно ли заразиться через Чашу. Я, понимая, что церковная работа в любом случае скоро исчезнет, и неизвестно, когда еще будет возможность, в субботу Акафиста решила рискнуть. Заплохело мне уже по дороге домой. Думала, ну вот вам доказательство и решение споров.

Но температура у меня была 37,1 и только в субботу днем. Вечером уже нормальная и в следующие дни не повышалась (стала пить эргоферон и аскорбинку). Кашля никакого. Обычная ОРВИ. Так что решения споров о заражении через Чашу не вышло. Да и не могло заплохеть так быстро, подхватила явно раньше, за несколько дней до.

Настоятель мне не ответил. Никто не звонил. Конечно, никаких денег не было. Потом узнала, что рано утром в воскресенье на клиросе что-то мыли и терли, к приходу чтеца остался только запах.

А в понедельник всенощная Благовещения, и дальше службы каждый день. Раз я чувствую себя нормально, явно не коронавирусно, а денег нет, то надо возвращаться. Опять написала настоятелю, что в порядке и могу петь. И тут он мне ответил, что замена есть и приходить не нужно.

Не безответственно ли я поступала, собираясь идти в храм с неизвестной инфекцией? Думаю, нет. На клиросе я была одна с чтецом, который идейный, верит в мировой заговор против православия и врагов не боится. К тому же из-за аллергии на ладан я почти все время стояла и пела, закрыв нос шарфом по самые глаза, более герметично, чем любая маска. Службы в храме шли и продолжают идти по обычному расписанию, и причастники есть каждый раз. Ну то есть меня совесть не мучит в этом плане.

Почему настоятель меня отшил, только ли из страха вируса? Из него тоже, но, думаю, не только. Возможно, из экономических соображений, если нынешней певчей он платит меньше, чем мне. И наверняка из психологических: ему (и остальным двум отцам) точно комфортнее с регентом, который смотрит в рот, руки складывает лодочкой, говорит почтительно и играет роль бабы-дуры-незнаю-научите.

Я на него не в обиде. Сама давно собиралась уходить, только работа никак не находилась. Меня многое и давно там достало. Относиться к пению на клиросе исключительно как к «работе», наверно, могут люди совсем не религиозные, для которых это только-бизнес-ничего-личного. Мне сложно так. А когда то, что, по идее, должно духовно и психологически наполнять, наоборот, только забирает эмоциональные ресурсы и опустошает, это заводит на далеко продвинутые стадии выгорания. Четвертая стадия выгорания — это психосоматика, и моя аллергия явно отсюда.

Настоятель о. Кирилл Соколов из тех, для кого семинария была единственным доступным социальным лифтом. Достаточно бегло глянуть на его профиль в фейсбуке, чтоб понять, что никакая духовная и вообще церковная жизнь его не интересовала ни разу. Его сан для «внешних» — это некий социальный статус, который (пока еще) позволяет что-то поиметь материально и морально; для «паствы», собственно, то же самое, только в меньшем объеме. Каков поп, таков приход. Все сколько-нибудь думающие и имеющие хоть какие-то духовные запросы люди оттуда поуходили, остались сильно невротичные тетеньки и клуб местных старушек — которых он откровенно не уважает, относится презрительно. Но сейчас и статус, и экономический базис вдруг в большой опасности, поэтому он делает ставку на зилотов, заговорил на их языке — про мировую борьбу против православия, гонения на пороге, испытание нашей веры и прочие манипуляции, чтоб сохранить хоть какое-то количество прихожан и минимальный доход.

Однако мне надо как-то жить дальше. Работа не находится в сегодняшней ситуации еще упорнее, не берут даже на вакансии курьера и комплектовщика интернет-заказов. Читала уже, что в условиях карантина на работу берут только до 45 лет. Видимо, кому больше, должны сразу из группы риска отправляться в расход, на них не хватит ресурсов, такой современный дарвинизм.

Чтоб стать на учет по безработице, надо иметь местную регистрацию (а не в монастыре в другом регионе), а чтоб получить регистрацию, надо принести справку с местной работы, все вполне по-советски.

Для очистки совести сходила на всенощную Благовещения в ближайший от дома храм, там регентша должна была в декрет уходить. Пели прилично, видимо, еще не ушла. Но в маленьком храме такая густая концентрация ладана, что я вытерпела только до Евангелия и сбежала. Этот вариант больше не рассматриваю.

Поэтому экстренно прохожу сразу несколько бесплатных курсов (на платные денег нет) по разным видам интернет-рекламы и копирайтинга. Не сказать, что я только вот сейчас к этому обратилась, присматриваюсь к теме уже года полтора, но теперь стало надо срочно.

Но пока я хоть что-то смогу на этом заработать, а тем более что-то заметное, надо на что-то жить, особенно, платить за съемное жилье. Переехать в жилье подешевле не вариант. Нынешнему месту предшествовала эпическая история переселений, за 4 месяца сменила 4 квартиры, искала как раз комнаты подешевле, с хозяином/хозяйкой/соседкой. Отовсюду меня выселяли хозяева, по странным причинам, которые все укладываются в формулу «голос не понравился». Настоящая причина в том, что я все еще маугли в этой жизни и не умею правильно выбирать квартиры и квартирных хозяев. Сейчас живу в доме гостиничного типа, где сдают много небольших студий, соседи друг с другом почти не видятся, администрация одна на всех и в другом здании, и по крайней мере отсюда меня не выселят по другим причинам, кроме неуплаты вовремя. На всех этих переездах я много потеряла, все риелторские комиссии. В Великую Субботу надо заплатить очередные 15 тысяч.

Если в нынешних условиях у кого-то еще сохраняется возможность помогать, буду очень признательна за помощь, номер моей карты СБ 5469400035925911. Также предлагаю свои услуги начинающего копирайтера, имею представление о всех видах продающих текстов. Понимаю, что аудитория Ахиллы это не бизнес, но вдруг кто-то занимается инфобизнесом, особенно в теме школьного образования онлайн (внезапно ставшей суперактуальной) — готова к заказам за небольшие деньги, поскольку пока нет портфолио.

Думаю, что с церковью как местом работы и вообще официальных отношений на этом я завершила.

Фото со страницы фейсбука Ольги Прядкиной