Как Ковид-19 убивает проект под названием «Московская патриархия»

1 июня 2020 Алексей Марков

Общеизвестно, что существуют две работающие в современном обществе формы существования религиозных организаций. Либо действительная и полная их независимость от государства, при полной юридической отчетности и действительном равенстве, и, в результате, конкуренции конфессий и церквей. То, что существует в большинстве демократических стран. Либо церковь является частью государства, как в Греции, например, где священники Элладской церкви являются фактически госслужащими; свобода вероисповедания существует, но другие религиозные организации не являются частью государства, в той же Греции это католики, протестанты или старостильные православные юрисдикции. Конечно, бывают различные нюансы, но в общем вот такие два варианта.

Современная же Россия попыталась создать свой, третий путь. РПЦ не является государственной церковью, но активная неофициальная как политическая, так и финансовая поддержка налицо и не требует долгих и сложных доказательств. По идее, у власти должен был оказаться надежный, влиятельный, с крепкой внутренней дисциплиной союзник. Ситуация с карантинным кризисом показала всю несостоятельность этого плана. Церковная дисциплина, «послушание» оказалось пшиком, в тяжелой ситуации действия церковных властей и авторитетов оказались не поддержкой, а дополнительной помехой, во многих, если не в большинстве случаев церковь проявила себя неспособной к совместной работе над выходом из кризиса. Это как подкормленный и вооруженный тобой союзник вдруг швыряет свое ружье и заявляет о своих особых правах, когда надо идти в бой и сражаться с неожиданно напавшим врагом.

Последние требования Роспотребнадзора пытаются хоть как-то навести порядок в ситуации, но многие в верхах РПЦ, кажется, так и не могут этого понять или услышать. Третий путь, оригинальная российская модель просто не работает.

Хочет или не хочет, эта или следующая российская власть должна будет это понять и выбрать одну из двух действительно работающих моделей. При этом, оба этих варианта неминуемо означают конец существования РПЦ МП в ее нынешнем виде.

При действительной свободе и без связи с госструктурами Русская Православная Церковь неминуемо развалится на несколько церквей разной, до диаметральной, богословской и идеологической направленности, собственно, кроме внешних сдерживающих факторов давно уже ничто не держит вместе столь различных по взглядам и мировосприятию «верных чад РПЦ». Уточнять возможные варианты и их количество, возможность общения отделившихся с различными так называемыми каноническими и нет церквами вне России мы сейчас не будем. Но части Московского Патриархата, находящиеся вне юрисдикции РФ, все или почти все при этом процессе из МП уйдут.

Вариант государственной церкви в такой ситуации выглядит как будто более выгодным. Но огромный минус этого варианта для власти (помимо проблем со статусом тех же зарубежных частей МП) — большая ответственность, которую придется нести за ситуацию в церкви, по имущественным вопросам и т.д. То, что сейчас отдается на откуп прикормленным архиереям, придется решать самим. Нынешняя российская власть делать этого явно не хочет, да и вообще видимость «симфонии» создавала неплохие возможности для коррупционного взаимодействия на местах, а встраивание церкви в государственный механизм значительно сократит такие варианты.

Я не возьмусь предсказать, какой из двух вариантов будет в конце концов реализован. Но в любом случае, я уверен, что злостный Ковид-19 убивает не только старых и больных людей, он на наших глазах убивает и без того дышавший уже на ладан оригинальный советский и позже российский проект под названием «Московская патриархия». Впрочем, название, вывеска вполне возможно будет существовать еще долго, и даже не исключаю борьбу за обладание этим «брендом».

Фото: patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: